Апелляционный военный суд 27 декабря оставил под стражей фигурантов дела «Сети»* Андрея Чернова и Дмитрия Пчелинцева. За день до этого, 26 декабря, трое матерей политических заключенных прекратили голодовку, которая длилась 17 дней. О том, как проходило последнее в 2019 году заседание по делу «Сети»* и как подсудимые будут встречать Новый год в СИЗО – в репортаже «7х7».
17 дней голодовки матерей
26 декабря мама фигурантки дела «Нового величия» Анны Павликовой Юлия Павликова и мама бывшего фигуранта «московского дела» Даниила Конона Наталья Конон прекратили голодовку. Женщины голодали 17 дней с требованием справедливого суда над политзаключенными.
Председатель общественного комитета «Свободу Шестуну» Влада Русина, которая голодала вместе с матерями Павликовой и Конон, завершила голодовку в тот же день. Об этом женщины сообщили в Telegram-канале объединения «Матери против политических репрессий». Все трое за время голодовки похудели на несколько килограммов.
Виноват в том, что занимался своим здоровьем
В этот же день, 26 декабря, Апелляционный военный суд в Москве рассмотрел по видеоконференцсвязи жалобы двух подсудимых по делу «Сети»*. Дмитрий Пчелинцев и Андрей Чернов не согласились с определением Приволжского окружного военного суда, который 17 декабря 2019 года продлил их срок содержания под стражей до 3 апреля 2020 года.
Из-за того, что защитник Дмитрия Пчелинцева Оксана Маркеева не смогла присутствовать на заседании суда, подсудимому предоставили адвоката по назначению Ольгу Виноградову. Она общалась с Пчелинцевым по видеоконференцсвязи из зала Центрального окружного военного суда в Москве.
– У вас какая стадия сейчас в деле? – спросила Ольга Виноградова про уголовное дело «Сеть»*, возбужденное в октябре 2017 года.
– В стадии взросления, – пошутил Дмитрий Пчелинцев. – Переживаем кризис трех лет.
Дмитрий Пчелинцев и Андрей Чернов просили назначить им домашний арест. По их мнению, требования государственного обвинителя о содержании в следственном изоляторе основаны на ложных характеристиках руководства СИЗО. В частности, на процессе 17 декабря прокурор Сергей Семеренко заявлял, что «подсудимые склонны к побегу» и «обладают специальными навыками автономного проживания в условиях дикой природы».
Дмитрий Пчелинцев рассказал апелляционной коллегии, что его арестовали 28 октября 2017 года на основании негативной характеристики со стороны участкового Серова, с которым он никогда не встречался. Пчелинцев также считает эту характеристику недостоверной. В последующем тот же отдел полиции, в котором служит участковый Серов, выдал положительную характеристику по месту жительства Пчелинцева.
– Единственный компромат, который содержится там, это привлечение меня к административной ответственности по линии ГИБДД за парковку в неположенном месте, – сказал Дмитрий Пчелинцев. – Но мне кажется, что это не характеризует меня как человека, который готов скрыться от правосудия и всех обмануть.
Адвокат Ольга Виноградова не согласилась с позицией обвинения, которое заявило, что во время полевых выходов в лес Пчелинцев приобрел навыки автономного проживания в условиях дикой природы.
– Фактически речь идет не про полевые выходы, а про оздоровительные мероприятия, – сказала Ольга Виноградова. – Мы знаем, что повсеместно в городах создаются лыжно-роллерные трассы, где имеются полосы препятствий. Нельзя молодому человеку ставить в вину то, что он занимался своим здоровьем.
Защитник Андрея Чернова Станислав Фоменко напомнил, что 17 декабря суд отказался переводить его подзащитного под домашний арест из-за отсутствия регистрации в Пензе. Однако постановление пленума Верховного суда указывает, что такое обстоятельство не является основанием для отказа в переводе под домашний арест.
– Два года мой подзащитный находится под стражей без приговора, – сказал Станислав Фоменко. – Судебное следствие завершено, гособвинитель закончил выступать в прениях сторон, и повлиять на ход следствия Чернов вообще не сможет. Какие основания содержать его под стражей? А ссылаться на тот довод, что он может скрыться из-под домашнего ареста… Есть электронные браслеты, есть система ФСИН.
«Видимо, гособвинитель уже получил на руки приговор»
Государственный обвинитель Сергей Семеренко просил суд оставить Чернова и Пчелинцева под стражей в следственном изоляторе, поскольку они подозреваются в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
– В настоящее время дело находится в стадии прений, поэтому их освобождение из-под стражи может привести к тому, что в дальнейшем исполнение решения суда будет затруднено, – заявил Сергей Семеренко.
– Видимо, гособвинитель уже получил на руки приговор, – сказал Дмитрий Пчелинцев. – Но дело в том, что приговора еще нет, и говорить так неуважительно по отношению как минимум ко мне, а как максимум – к Конституции, которая гарантирует презумпцию невиновности.
По словам Андрея Чернова и Дмитрия Пчелинцева, за два года пребывания в СИЗО их здоровье сильно ухудшилось. Оба испытывают серьезные проблемы с зубами, у Пчелинцева ухудшились зрение и слух, обнаружилась бронхиальная астма. Кроме того, Пчелинцев заявил про опухоль непонятного происхождения размером с грецкий орех, медики ее до сих пор не обследовали.
Подсудимый сказал, что не может попасть на прием к врачу из-за постоянных судебных заседаний.
– Когда я вернулся [в колонию] 8 ноября 2019 года, мне объявили, что осмотрели меня и поставили диагноз в мое отсутствие, – прокомментировал Дмитрий Пчелинцев справку об осмотре эндокринологом из материалов дела. – Они назвали это заочным обследованием.
По словам Дмитрия Пчелинцева, в колонии ему могут предоставить из лекарств только парацетамол и анальгин. О формальной работе медиков в СИЗО, по его мнению, свидетельствует история с подсудимым по делу «Сети»* Василием Куксовым.
– Он на протяжении трех месяцев ездил с нами в суд, будучи болен туберкулезом. И все это время каждый день медики выписывали справку, что у него здоровье отличное.
Выслушав стороны, апелляционная коллегия отказала в удовлетворении жалобы, оставив Дмитрия Пчелинцева и Андрея Чернова под стражей до 3 апреля 2020 года.
Таким образом, они встретят в следственном изоляторе уже третью новогоднюю ночь.
– Радио будет играть подольше, и спать ляжем попозже, чем обычно, – рассказал Андрей Чернов корреспонденту «7х7». – Но все равно раньше, чем наступит Новый год.
Родители подсудимых намерены продолжать акции с требованием справедливого суда. Ближайшая пройдет в эти выходные в Москве.
«В канун Нового года мы хотим напомнить о тех, кто встретит его за решеткой. Поэтому в субботу бывшие политзаключенные, их родственники, друзья и просто неравнодушные люди примут участие в одиночных пикетах против репрессий, за свободу всех невиновных», — сообщается в Telegram-канале объединения «Матери против политических репрессий».
Судебные заседания по делу о террористическом сообществе «Сеть»* («пензенское дело») идут в Пензе с мая 2019 года. На них подсудимые не признают свою вину и настаивают, что «сознались» за время следствия под пытками сотрудников ФСБ. Ни одно дело по заявлениям о пытках электротоком возбуждено не было. Материалы проверок исследовали в суде, но суд не назначил экспертизу по току.
Сторона защиты представила свои доказательства по делу в ответ на доказательства ФСБ и прокуратуры. С 18 декабря в процессе начались прения.
Гособвинитель выступал три дня, по окончании которых он попросил суд приговорить подсудимых к лишению свободы на сроки от 6 до 18 лет. Следующее заседание состоится 13 января 2020 года. На нем продолжатся прения – начнут выступать адвокаты и подсудимые.
В начале ноября родственники фигурантов политических дел, по примеру «Родительской Сети» (куда входили только родственники обвиняемых дела «Сеть»*) объединились в движение «Матери против политических репрессий». 7 декабря они провели межрегиональный родительский съезд в Москве. В нем приняли участие около 60 человек из регионов. Они писали письма президенту Владимиру Путину, устраивали пикеты у Кремля и вышли на акции протеста перед началом ежегодной пресс-конференции президента 19 декабря.
Родители фигурантов по делу «Сети»* регулярно выходят на акции с требованием справедливого суда. 23 декабря Тверской районный суд оштрафовал Юлию Павликову на 10 тысяч рублей за одиночный пикет у Кремля в поддержку политзаключенных. Ранее Тверской районный суд оштрафовал за пикеты Светлану Пчелинцеву и мать подсудимого по делу «Сети»* Андрея Чернова Татьяну Чернову.
*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.
Доброта и любовь только эти чувства способны вызвать у людей и животных ответные чувства!
Эти ребята не совершили ничего страшного, они никого не убивали. Если быть объективным, то скорее всего не один человек на свете хотя-бы один раз в своей жизни не нарушал каких бы-то ни было законов, праведные они или нет это уже вопрос гипотетический.
Что по сути объединяло этих молодых людей? А объединяло их сострадание к людям и повышенное чувство сопереживания о будущем своей родины... Так в чем их объвиняют и главное от имени кого?
Денег они не воровали и свой народ и родину а 30 серебренников не продавали. На месте президента, я бы просто помиловал этих ребят и не брал бы себе грех на душу. Если мы не параноики, то зачем сажать всех подряд за каждое неласковое слово и дятлу понятно, что в этом случае в стране будут процветать попализеры и лизоблюды и мы придем к тому-же с чего много лет назад и начали... И главное, кто из потомков вспомнит всех нас хоть одним добрым словом?
Кто-то не понял в какой стране живёт, а кто-то понял... Из тех, кто понял, одни приспособились, другие уехали, а некоторые вот сидят... :(