Подсудимый по делу о террористическом сообществе «Сеть»* из Петербурга Виктор Филинков заявил в суде о пытках в ФСБ и объяснил, почему его показания отличаются от первоначальных. Как на это реагировал гособвинитель, адвокаты, подсудимые и судьи — в репортаже корреспондента «7х7» с судебного заседания 18 декабря.
Три встречи с Пчелинцевым
Виктор Филинков давал показания для Пензы в режиме видеоконференцсвязи около часа. Он пришел на трансляцию со своим адвокатом Виталием Черкасовым. Филинков был в приподнятом настроении, удивлялся абсурдности вопросов суда и гособвинителя, но охотно на них отвечал.
Он рассказал, что из всех фигурантов знал близко только Дмитрия Пчелинцева и Армана Сагынбаева.
По словам Филинкова, Пчелинцев ночевал у них с женой (Александрой Аксеновой) дома, когда приезжал в Петербург осенью 2016 года. Пчелинцев с его женой были «древними друзьями» с подросткового возраста. При встрече тот называл себя и Димой, и Антоном, общались они суммарно не больше 15 минут.
В следующий раз он видел Пчелинцева в начале 2017 года на встрече антифашистов «на съемной хате» на севере Петербурга. Пчелинцев попросил Филинкова рассказать об этой встрече подробнее.
Месяц Виктор Филинков точно не вспомнил, скорее конец февраля. На встрече обсуждались проблемы генной инженерии, ГМО и другие научные и социальные темы. О терроризме и революции, по словам Филинкова, речи не было, никакие протоколы не велись [обвинение считает, что в то время в Петербурге проходил съезд ячеек «Сети»*].
— Прошел год, как оказалось, что я должен об этом [событии начала 2017 года] думать и вспоминать [Филинкова задержали 23 января 2018 года в аэропорту Пулково] — сказал Филинков. — «Съезд» как протокол — очень смешной файл. Но протоколы бывают другие. Не понимаю, почему [следователи, гособвинители] его называют протоколом.
«Я ржал про „Андрея Безопасность“»
Арман Сагынбаев попросил Филинкова рассказать подробности их знакомства и встреч. Тот сказал, что «ржал, когда увидел в материалах дела прозвище Сагынбаева „Андрей Безопасность“». Со слов Филинкова, Армана никто так не называл, свою личность он не скрывал.
— Ты слишком известный, чтобы скрываться, — сказал Филинков Сагынбаеву. — Тебя знали все — и кто тебя не любит, и кто любит.
Они познакомились в конце сентября 2016 года, когда Филинков переехал жить и работать в Петербург. «Плотно» общались около трех месяцев: на околонаучные темы, про лженауку и веганство, играли в компьютерные игры. Филинков вспомнил, как помогал готовить Сагынбаеву лекцию для веганов про ГМО в лофт-проекте «Этажи».
Политические взгляды у них, со слов свидетеля, расходились. Описать взгляды Сагынбаева в суде он затруднился.
По просьбе Сагынбаева Филинков рассказал о мессенджерах и приложениях, которыми пользовался.
— [В материалах дела] байка про «Джаббер» [якобы мессенджер, который фигуранты использовали для конспирации] гуляет из протокола в протокол, — сказал Филинков. — Я — программист и могу сказать, что это бред, бредятина. «Джаббер» — это не программа и не протокол, как там пишут.
Двух других подсудимых из Пензы — Илью Шакурского и Максима Иванкина — Филинков вроде бы видел на массовых мероприятиях антифашистов. Но утверждать это он не смог. Про первого он сказал суду, что «четверть России знает „Спайка“» (прозвище Шакурского), а Иванкин — скорее, тот рыжий парень, с которым они ходили в Пензе в кино на фильм "Отряд самоубийц".
В Пензу Филинков ездил только раз — в отпуск летом 2016 года. Его будущая жена раньше училась там в техникуме и договорилась с местными антифашистами — они неделю жили «у какого-то панка», ходили на массовые мероприятия. Филинков сказал, что названий «Восход» и «5.11» [по версии обвинения, это ячейки «Сети»*] не знает.
Про пытки Филинкова
Гособвинитель Сергей Семеренко попросил у судей огласить протокол допроса Филинкова от 24 января 2018 года в связи с его новыми показаниями. В протоколе — признательные показания Виктора Филинкова по делу «Сети»*. В нем он признает свою причастность к террористической организации «Сеть»*, ее цели по свержению государственной власти и свои связи с другими фигурантами из Пензы и Петербурга. Протокол составил старший следователь по особо важным делам УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области подполковник юстиции Краевский.
Адвокат Оксана Маркеева попросила суд обратить внимание, что в протоколе допроса Филинкова сказано, что его допросили по поручению следственного отдела УФСБ по Пензенской области. Но самого поручения и сопроводительных писем — входящих и исходящих — в материалах дела нет.
Пока прокурор читал протокол, Филинков делал пометки у себя на бумаге, потом откинулся на спинку лавки, крутил ручку и с интересом слушал обвинителя. Когда Семеренко закончил, Филинков пояснил, что дал такие показания под пытками:
— Чтобы вы понимали, это [в протоколе допроса ФСБ] вообще не мои слова. Авторы протокола — сотрудники УФСБ. Следователь заносил листы, я их подписывал. Часть из них они рвали и перепечатывали, обсуждали без меня в кабинете. Финальную версию я не видел даже. Сотрудники ФСБ задержали меня без объяснения причин. Я сначала думал — из-за денег, я занимался [на работе] разработкой криптовалютной биржи. Они пытали меня физически и психологически. Били током четыре часа. Это была жесть, я не ел, не пил, не спал. Угрожали, что попаду в СИЗО к туберкулезникам или в Пензу. Что сотрудники ФСБ меня будут бить электрошокером — они будут меняться и не давать мне спать.
Адвокат Оксана Маркеева просила Филинкова рассказать про полученные телесные повреждения. Суд снял вопрос.
— Уже 1000 раз слышали. Не важно это, — сказал председательствующий судья Юрий Клубков и отпустил свидетеля.
Следующее заседания по делу «Сеть»* состоится 23 декабря в 11:00. На нем продолжатся прения.
Задержания 11 подозреваемых по делу о террористическом сообществе «Сеть»* начались в Пензе октябре 2017 года и закончились в июле 2018 года. Фигурантов обвинили в создании и участии в террористическом сообществе (часть 1 и 2 статьи 205.4 УК РФ). Дела «Сети»* в Петербурге и Пензе рассматриваются отдельно: суд дважды отказался их объединить ― 22 мая и 28 мая.
Подсудимые по «пензенскому делу», которых задерживали первыми, неоднократно заявляли о пытках. Члены петербургской группы ОНК нашли следы пыток у двоих «питерских» фигурантов — Виктора Филинкова и Игоря Шишкина. Третий фигурант «питерского дела» — Юлий Бояршинов — заявлял о невыносимых условиях содержания в СИЗО «Горелово». Уголовные дела по заявлениям о пытках фигурантов не возбуждались. Материалы проверок изучались в пензенском суде, экспертизу по электротоку судьи не назначили.
*Сеть — террористическая организация, запрещенная в России.