Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Пензенская область
  2. «Обвинение повреждено». Почему подсудимые по делу "Сети"* и их защита назвали доказательства обвинения недостоверными

«Обвинение повреждено». Почему подсудимые по делу "Сети"* и их защита назвали доказательства обвинения недостоверными

Обзор "7х7"

Екатерина Герасимова
Фото Кирилла Шучалина
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Сторона защиты и подсудимые заявили о недостоверности вещественных доказательств в материалах дела «Сети»*. Они заподозрили, что электронные носители с якобы обличающими подсудимых материалами несколько раз вскрывались в ходе следствия без протокола. Редакция «7х7» собрала в обзоре все, что стало известно при исследовании вещдоков подсудимых.

Ноутбук Шакурского

Ноутбук Шакурского суд исследовал на нескольких заседаниях. В нем сотрудники ФСБ якобы нашли несколько десятков файлов, которые легли в основу обвинения. Среди них ― «Съезд (2017)» на 48 листах, «Слежка», «Подпольщики», «Безопасность», «Активистская группа», «Восход», «Гриша из Восхода» «Развитие сети», «Структура сети», «Контакты», «Бомба в письме» и «Поваренная книга анархиста».

В первый раз ноутбук Шакурского осматривали в суде 23 июля 2019 года. Часть файлов, указанных в протоколе осмотра следователя, например файл «Восход 1», не нашли. Подсудимый говорил и о файлах, которых раньше не было.

На заседании 4 октября суд повторно осмотрел ноутбук Шакурского, подсудимый дал пояснения. Один из файлов назывался «Членство и принятие решений», последний раз в него вносили изменения 10 октября 2017 года. Подсудимый пояснил, что в нем собраны краткие итоги предыдущих собраний с анархистами из Москвы, Петербурга, Пензы, Нижнего Новгорода и других городов.

― Мы общались в Москве и обсуждали консолидацию [усилий] и создание конфедерации для обсуждения социальной деятельности и мероприятий, ― пояснил Шакурский суду. ― Обсуждали название, символику, членство. Никакой речи о терроризме и «Сети»* там нет. Если бы я был участником «Сети»*, я бы не участвовал в таком мероприятии по объединению усилий в социальной деятельности. Это все проходило в партийном штабе организации «Левый блок».

В папке «Питер 2017», пояснил Шакурский, находятся его снимки с Егором Зориным во время поездки в Петербург в марте 2017 года. По словам подсудимого, они гуляли по городу и фотографировались. В своих показаниях Зорин заявил, что ездил в Петербург на съезд «Сети»* в феврале 2017 года и покупал там наркотики.

― Но из показаний Зорина следует, что в то время он был в Питере только один раз. На самом деле это было в марте, ― обратил внимание суда Шакурский.

В папке «Боны» (англ. bone ― «кость, костяная голова») есть в том числе фото Влада Добровольского (секретного свидетеля «Кабанова», который, по мнению защиты, был провокатором). Со слов подсудимого, это значит, что Добровольский был у него «явно не в друзьях». В папке «Сила воли» (одноименный бренд одежды) ― фото со страйкбольным оружием, которые, по словам Шакурского, выкладывали в открытый доступ для популяризации игры.

На заседании 14 октября Шакурский пояснил, что видео в папке «Монтаж» снимались в походах в мае 2015 года для ролика. На кадрах были видны Дмитрий Пчелинцев, Андрей Чернов, Арман Сагынбаев, свидетели Фархат Абдрахманов и Максим Симаков.

― Видно, что мы снимали несколько дублей, ― пояснил после просмотра Шакурский. ― Нет никакой конспирации, много людей, девушки. Разговоры, с какого ракурса лучше снять, люди не знают, как и что сделать, кипишуют, бегают все. Грубо говоря, это все позерство для камеры. Для чего террористическая группа снимала бы такое видео, хранила на компьютере и выкладывала в интернет? Ответа на этот вопрос нет.

Некоторые видео, по словам подсудимого, он не скачивал: они загружались при просмотре из Telegram и других мессенджеров. Часть этих файлов датирована 1 ноября 2017 года, а Шакурского задержали 18 октября 2017 года.

― Кто-то заходил и смотрел мой ноутбук, и файлы автоматически скачались [из мессенджеров] при просмотре, ― сказал Шакурский в суде 4 октября.

При обыске у Шакурского изъяли несколько черных флешек. В протоколе от 23 июня 2018 года упоминается черно-красная флешка, Шакурский сказал, что она ему не принадлежала.

Телефон и жесткий диск Чернова

На телефоне Чернова, по версии обвинения, якобы нашли сведения о закладках наркотиков. На заседании 4 октября изъятый телефон Андрея Чернова пытались включить и посмотреть в суде на большом экране. Судьям помогал эксперт криминалистического центра УМВД по Пензенской области Александр Гришин. Файл не открылся, система потребовала пароль, в протоколе следователя об открытии файла с помощью пароля не упоминается.

На заседании 15 октября свидетель (на следствии — технический специалист ФСБ) Илья Ганин сказал, что пароль от файла — «единица», и открыл этот файл. При осмотре телефона в суде расширения у файла не оказалось, в протоколе осмотра следователями расширение указывалось.

Файл на телефоне Чернова датирован 13 ноября 2017 года. Андрея Чернова задержали на четыре дня раньше — 9 ноября. SIM-карта сотового оператора «Билайн» в телефоне была не установлена. По словам Чернова, она ему не принадлежала, подтверждающих документов в деле нет.

Адвокат Чернова Марина Лукидис попросила суд учесть, что телефон принадлежал не подсудимому, а «Тимофею», который в материалах дела указан как «неустановленное лицо». Тот дал его «перепрошить» Чернову за несколько дней до его задержания.

На жестком диске, изъятом у Чернова, открыли скриншот переписки «ВКонтакте» с Анатолием Уваровым (свидетелем по делу «Сети»*). В этой переписке Уваров, как следует из скриншота, писал про задержания ФСБ других фигурантов по подозрению в участии в террористической группировке и якобы про угрозу подкинуть наркотики.

Жесткий диск Сагынбаева

По версии обвинения, на диске Сагынбаева был один из основных документов террористического сообщества — Положение («Свод») «Сети*». В суде 23 июля жесткий диск Toshiba не открылся, адвокаты шутили, что «обвинение повреждено».

На следствии, как следует из материалов дела, электронные устройства Сагынбаева осматривали дважды — 20 февраля 2018 года и 8 сентября 2018 года. На заседании 1 октября подсудимый предположил, что его электронные носители вскрывались раньше, и привел несколько аргументов. По его словам, в материалах дела нет упоминаний о доставке его вещдоков из Петербурга в Пензу. В ходе судебного допроса Сагынбаев говорил, что изъятые после обыска вещи ехали с ним в Пензу — он видел их рядом с собой всю дорогу.

На документах от 8 сентября 2018 года в материалах дела стоит печать петербургского УФСБ. Сагынбаев заявил, что так быть не могло:

— Печати в сентябре уже не сходятся с февральскими. Если их [вещдоки] осматривали в Пензе 20 февраля 2018 года, то там должна была стоять уже пензенская печать. И [на осмотре] в сентябре [2018 года] пакет с диском Toshiba почему-то оказался уже пустым. Предполагаю, что мои электронные носители вскрывали и раньше.

Ноубтук Пчелинцева

Ноутбук Sony у Дмитрия Пчелинцева изъяли при задержании — 27 октября 2017 года — вместе с двумя другими ноутбуками, телефонами и флешками. Пакет с ноутбуком Пчелинцева вскрыли в суде на заседании 16 октября — там оказался другой компьютер. Серийный номер на бирке пакета не совпал с номером на самом ноутбуке. Суд согласился, что это не тот ноутбук.

Ноутбук Пчелинцева подключили при участии приглашенного судом специалиста, который сказал, что ноутбук в нерабочем состоянии и сделать с ним ничего невозможно.

Согласно протоколу осмотра на следствии, на ноутбуке Пчелинцева якобы нашли более трех десятков видео, на которых изображены поджоги военкоматов и радикальные действия. На фотографиях ноутбука Пчелинцева, которые сделаны защитой в ходе ознакомления с материалами уголовного дела, зафиксировано, что жесткий диск в этом ноутбуке отсутствует. В суде ноутбук был с жестким диском. Пчелинцев суду пояснил, что этот ноутбук был в нерабочем состоянии, на нем не было этих файлов.

— Это говорит о том, что в период предварительного следствия с вещественными доказательствами производились внепроцессуальные действия. При этом из содержания надписей, выполненных на фрагментах бумаги, использовавшихся при опечатывании упаковки вещественных доказательств, следует, что упаковка вскрывалась. Но кем, когда и при каких обстоятельствах, установить сейчас невозможно, — сказала защитник Пчелинцева Оксана Маркеева.


О террористическом сообществе «Сеть»* стало известно, когда в октябре 2017 года ФСБ возбудила уголовное дело.

В мае прокуратура огласила обвинительное заключение, подсудимые не признали свою вину и заявили, что дали признательные показания под пытками. Часть этих показаний впервые огласили 15 января 2019 года на открытом заседании в Пензенском областном суде. Ни одно уголовное дело по заявлениям о пытках фигурантов дела не возбуждено.

О давлении и пытках по делу «Сети»* заявляли родители и друзья подсудимых. Некоторые из них отказались от своих показаний, которые дали на следствии. Жены Пчелинцева и Куксова тоже заявляли суду о давлении ФСБ на их мужей. На заседании в Пензе 24 сентября о пытках заявила член петербургской ОНК Екатерина Косаревская, 3 октября суд приобщил к материалам дела заключения ОНК о пытках.

*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.

* В материале упомянута организация Сеть, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
2 ноября
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Нет ничего глупее, чем признавать агента русской культуры «иностранным агентом»
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Дело «Сети»*Пензенская областьПрава человекаПыткиСобытияСуд