В российских регионах 8 сентября прошли около 5 тыс. выборов разных уровней, на голосованиях определяли, кто получит более 47 тыс. мандатов и выборных должностей. Проголосовать могли порядка 56 млн граждан. Об итогах выборов — в обзоре «7х7».
Все действующие главы регионов победили
Интригой 16 выборов губернаторов была возможность появления в каком-то из регионов второго тура. В 2018 году на фоне протестного голосования после пенсионной реформы четверо глав субъектов федерации не были избраны в первом туре, а во втором туре избиратели отдали предпочтение кандидатам от системной оппозиции. 8 сентября этого не случилось, хотя политологи прогнозировали возможность второго тура в некоторых областях.
Некоторые из действующих глав регионов шли на выборы как самовыдвиженцы, например Александр Беглов в Санкт-Петербурге, Александр Осипов в Забайкалье, Игорь Бабушкин в Астраханской области, Вадим Шумков в Курганской области, Алексей Текслер в Челябинской области и Василий Лимаренко на Сахалине. На этом фоне отдельно выделяется Забайкалье, где у победившего врио губернатора Осипова не было конкурентов из парламентских партий, он же получил наибольший процент на выборах — 89,6%.
Нарушилась монополия партии власти
В нескольких регионах влияние «Единой России» (ЕР) ослабло после выборов в региональные парламенты.
В Государственное собрание Марий Эл пробились представители четырех парламентских партий. Представительство в региональном парламенте вернули себе справедливороссы. По партийным спискам на втором месте после правящей партии расположились коммунисты, затем ЛДПР и СР. У правящей партии только треть голосов по партийным спискам, перед выборами депутаты поменяли избирательное законодательство и увеличили в парламенте представительство одномандатников, но восемь марийских оппозиционеров победили именно в одномандатных округах. Их, кроме всего прочего, поддержало «Умное голосование» Алексея Навального — проект с рекомендациями для протестно настроенных избирателей.
На выборах в Хабаровском крае большинство в местном парламенте получила ЛДПР, а «Единая Россия» стала оппозицией. В 2018 году представитель ЛДПР Сергей Фургал стал губернатором, победив единоросса во втором туре. Перед краевыми выборами хабаровские депутаты (когда большинство было у ЕР) поменяли областной закон по аналогии с коллегами из Марий Эл, но сторонники ЛДПР все равно получили большинство в одномандатных округах и по партийным спискам. На довыборах депутата Госдумы певица Вика Цыганова представляла ЕР, но ее нее выбрали, а выбрали кандидата от ЛДПР.
На выборах в гордуму Кургана единороссы получили только треть голосов избирателей, все парламентские оппозиционные партии получили более 15% голосов.
На местных выборах в Псковской области представители «Яблока» победили на трех выборах глав районов, укрепив свои позиции в муниципалитетах области. «Яблочник» победил и на довыборах депутата областного собрания. Авторы Telegram-канала газеты «Псковская губерния», которая принадлежит главе псковского «Яблока» Льву Шлосбергу, связали такой успех с высокой явкой из-за раздражения жителей властью и хамством руководства области.
В Новгородской области на довыборах депутата областной думы победил коммунист Василий Калинин, он обошел ближайшего конкурента из «Единой России» на сто голосов, за него проголосовали чуть более 2600 избирателей.
В Ижемском районе Коми большинство — восемь из 20 мандатов муниципальных депутатов — получили коммунисты. Шесть единороссов стали оппозицией в совете района.
В Ярославской области экоактивист Анна Головина, которая организовывала митинги против ввоза в регион столичного мусора, стала депутатом в совете своего сельского поселения. В Рыбинске местный активист и предприниматель Денис Николаев пробился в местный совет депутатов, обойдя конкурента из топ-менеджмента с предприятия «Сатурн» (входит в группу компаний «Ростех»). В советах Даниловского и Пошехонского районов Ярославской области теперь большинство у депутатов КПРФ. В Данилове депутатом стала главред местной газеты «Северянка» Татьяна Данилова, которая жаловалась на попытки администрации уволить ее.
В Костромской области глава телеканала «Буй-ТВ» Ольга Дробышева, которая шла от «Справедливой России», тоже стала муниципальным депутатом. В 2015 году она была конкурентом мэра Буя на пост главы города.
В Липецке на довыборах депутатов городского совета оба вакантных места получили коммунисты Алина Старцева и Александр Ушаков.
В Тверской области политик Марина Белова, которая была активистом движения "Открытая Россия", с единомышленниками заняли пять мест в собрании депутатов Торжокского района. В Кимрском и Ржевском районе оппозиционные партии увеличили свое представительство в муниципальных советах.
Мнение наблюдателей о прошедших выборах
Наблюдатели движения «Голос» в своем отчете отметили несколько факторов, которые сильнее всего повлияли на результаты выборов во всех регионах:
- Искусственное ограничение конкуренции;
- Гипертрофированное влияние правоохранительных органов на организацию выборов (эксперты МВД решали, какую подпись за самовыдвиженцев признать действительной, полицейские в ряде случаев мешали агитации оппозиционеров, препятствовали наблюдателям и не замечали фальсификации);
- Злоупотребление административным ресурсом;
- Ограничение публичной дискуссии;
- В день голосования наблюдателей ограничивали в действиях на участках;
- Главной «грязной» технологией стало принуждение и подкуп избирателей.
«Кампания по выборам единого дня голосования 2019 года прошла в условиях беспрецедентного наступления на избирательные права граждан. Ограничение пассивного избирательного права проявилось в том, что значительное число ярких оппозиционных политиков и активных граждан было по надуманным предлогам не зарегистрировано или снято с выборов. Фактически была проведена массовая фильтрация кандидатов, способных составить конкуренцию представителям действующей власти. В результате во многих регионах большие группы избирателей оказались лишены своих кандидатов. Избирателям, недовольным политикой действующих властей, вместо кандидатов, способных составить реальную конкуренцию кандидатам от „партии власти“, предоставили весьма ограниченный выбор из согласованных с администрацией кандидатов, либо малоизвестных лиц», — резюмировали эксперты «Голоса».