Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. «Не нужно хныкать и плакать, что в Кирове ничего не происходит». Руководители центра «Пятый этаж» — о том, как сосуществуют горожане и современное искусство

«Не нужно хныкать и плакать, что в Кирове ничего не происходит». Руководители центра «Пятый этаж» — о том, как сосуществуют горожане и современное искусство

Интервью «7x7»

Мария Старцева
Фото из «ВКонтакте»
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В 2019 году в Кирове открылся культурный центр «Пятый этаж». За полгода в нем провели порядка 35 лекций, около 10 театральных читок и эскизов, 5 дискуссий, 3 семинара и 5 выставок. «7х7» для спецпроекта «Место для свободы» побеседовал с руководителями «Пятого этажа» Дарьей и Олегом Ткачевыми о том, как ориентироваться на свой регион, а не на столицу. 

«Интереснее что-то делать с местными ребятами, а не привозить готовый продукт»

— Почему «Пятый этаж»?

Дарья: У нас сам проект, в рамках которого создавался «Пятый этаж», назывался «Лаборатория современной культуры». Но называть так место — слишком сложно, звучит громоздко. Мы искали название, которое предполагало в том числе и проведение мероприятий от проекта и на партнерских площадках, например в музеях, на улице. Поэтому такое простое название приглянулось, его легко склонять в речи и это хорошо.

— Дарья, вы часто участвуете в различных конкурсах на получение гранта. Проект «Пятый этаж» был создан по всем канонам грантов? Или все же отходили от стандартов? Есть отличие, когда проект реализуется независимо?

Дарья: Мы долго вынашивали идею пространства. МТЦ [Молодежный творческий центр] существует с 1997 года, и за это время у нас никогда не было собственной площадки. «Пятый этаж» получился с третьей заявки на грант. Да, проект трансформировался от заявки к заявке, часто писали под разными ракурсами. Со временем менялось и само видение, какой площадка должна быть. И по итогу она сформировалась в то, что есть сейчас. Все изначально идет от задачи и проблемы, на которую вы направлены.

— Какую проблему должен был решать «Пятый этаж»?

Дарья: Была проблема отсутствия специализированной площадки, которая занималась вопросами современной культуры именно профессионально. Нужна была площадка, которая бы оказывала образовательную, просветительскую поддержку тем, кто действует в этом поле. Важный момент был — создание диалога для каждого, так как, если честно, у нас пока нет аудитории, которая может глубоко говорить про современное искусство. Поэтому это место, где могут говорить о многом. Возникла потребность создать, с одной стороны, некое ресурсное пространство для развития современного искусства и культуры, а с другой стороны, точки пересечений и встреч самых разных деятелей. «Пятый этаж» стал нейтральной точкой, где сотрудники музеев могут встретиться с общественными деятелями, например.

Дарья Ткачева

— То есть «Пятый этаж» можно воспринимать как гибкий центр современного искусства?

Дарья: Да, наша площадка и сама организация — это гибкая структура. Мы рассматриваем понятие культуры очень широко. Сейчас, к сожалению, есть более узкое понимание культуры. Оно существует как досуг. Это про музеи, библиотеки, театр. А мы стараемся показать, что все шире, чем мы привыкли об этом говорить. Для меня совершенно очевидна связь общественных, гражданских инициатив и современного искусства. Например, сейчас крайне популярна тема экологии и при этом в современном искусстве есть много проектов, осваивающих эту среду. Для меня, как для исследователя современного искусства, — это интересный вопрос. Интересно, когда художник действует именно в социальном поле, когда по формальным признакам он создает именно социальный проект. Он не создает произведение искусства в привычном понимании, а выходит на коммуникацию с обществом. Аналогично делают и множество общественных объединений. Только они не говорят о том, что это тоже искусство.

Олег: Это про то, когда заряженный гражданский активист занимается только общественной, общественно-политической деятельностью, выражает свои мысли, вступая на территорию искусства. Допустим, на митинге начинают делать художественные произведения: петь песни, слова которых посвящены социальной проблеме. Когда это делают люди не искусства, а люди, которых распирает изнутри какая-то проблема, то они начинают использовать именно художественные средства выражения. Тогда человек и ступает в сторону искусства.

— Поэтому в «Пятом этаже» часто проводятся дискуссионные встречи? В том числе и по наболевшей в Кирове теме о строительстве комплекса по утилизации отходов высокого класса опасности в Марадыково.

Олег: Мы сами не занимаемся организацией митингов, но каким-то общественным темам сочувствуем. В любом случае у нас есть знакомые, которые подобными вопросами занимаются. Это активные люди, которые имеют свою точку зрения на важные проблемы общества. И говорить в наших стенах о проблемах, почему бы и нет? Если есть интересная тема для обсуждения, то мы, как нейтральная площадка, рады дискуссии. Нам нравится, что на подобные события приходят разные люди: политики, депутаты, бизнесмены, чиновники, активисты и далее. Этот формат переговоров очень важен, нужен и ценен. При этом выходит, что сюда приходят люди не только со своим видением на какие-то социальные проблемы, но и задаются вопросы о культуре, искусстве, о том, что достойно, а что недостойно делать в жизни. Каждый приходит со своей идеологией. При этом и мы можем с полки взять книжку из нашей библиотеки и показать, что какие-то ключевые позиции уже когда-то обсуждались. Или мы рассказываем о своей позиции уже с некоторой накопленной методической базой.

Олег Ткачев

— И все же на что сейчас ориентирован «Пятый этаж»?

Дарья: У нас есть ряд магистральных направлений. Это проекты, которые инициированы нами. Есть гостевые проекты. Те, которые инициированы нами: один связан с современным искусство и более узкой тематикой, а другой связан с общественной деятельностью, за него в основном отвечает дискуссионный клуб «Вечерний». Часто бывают презентации разных НКО, консультации и семинары по тем же заявкам на гранты. По современному искусству я веду цикл лекций, также проходят лекции по философии. И на самом деле такие лекции — это крайне важные вещи. Когда мы говорим про философию, то мы задаемся вопросом: какое дело эпоха Возрождения имеет к современному искусству, а тем более к общественной деятельности? А там мы как раз и видим, что уже давно были сформулированы проблемы экологии, гендерных отношений, капитала, глобализации и далее. Эти проблемы имеют корни далеко в античности, средних веках. 

Олег: На одной лекции по философии я услышал тезисы и постулаты, которые мы обсуждали, например, на встрече с чиновниками. И тут получается, что всем участникам остросоциальных суждений, оказывается, нужно было предварительно пройти курс философии более глубоко. Тогда было бы проще обсуждать какие-то вещи. Там ты узнаешь какие-то вещи, идеи из теории, отражающие социальные вопросы сейчас.

— Если говорить про «Пятый этаж» как пространство — это больше место для кировчан или центр обо всем и всех?

Олег: Это больше про местных. Наш ориентир на жителей города, региона. Более того, жителям города где-то нужно встречаться с гостями. Когда у нас появляется ресурсная возможность кого-то пригласить, то мы с удовольствием это делаем. Это важно для того, чтобы интересные люди приезжали к нам и рассказывали местным о вещах, которые могут быть неизвестны или, может быть, мы еще не додумались.

Дарья: Для меня очень важна эта направленность. Потому что любые привозные вещи оставляют за собой в сухом остатке несколько человек, которые заинтересуются вопросами и, может быть, что-то начнут делать. Но по сути дела — это интервенция извне, которая мало затрагивает местные процессы. Интереснее всегда что-то делать вместе с местными ребятами, а не привозить готовый продукт. Нужно привозить людей, которые не будут показывать свою работу, а будут давать возможность местным создавать подобное.

—  Вы говорили, что есть приходящие проекты. Горожане идут на контакт? Готовы сами познавать и самореализовываться у вас?

Олег: Тут дело не в том, что именно к нам кто-то приходит. Многие приходят посоветоваться. Они берут от нас ценную мысль и куда-то уходят. Потом в интернете мы видим, что ребята сами делают свои мероприятия где-то в городе. Мы не говорим, что все, кто приходят к нам на площадку и тут реализовывают, молоды, а все остальные ничем не заняты. В городе делают очень многие и много. Мы сделали все для своего удобства и для того, чтобы давать людям дополнительную возможность что-то узнать, обсудить и поделать с нами. Каким-то проектам внутренне симпатизируем, какие-то нам не очень понятны. Но мы не против, если будут проводить не только у нас. Людей приходит достаточно много. И это даже какой-то миф, что в Кирове ничего не происходит и никого нет. Тут постоянно что-то есть. И нам иногда непонятно даже, откуда появляются люди, которые реализуют интересные проекты.

 
 
 

Дарья: У меня двоякое ощущение: да, мы сделали свое место и надо его как-то наполнять, притягивать людей, чтобы здесь что-то происходило. А с другой стороны, видимо, годы деятельности на разных площадках сформировали внутреннюю идею, что нельзя замыкаться только в своих стенах. У меня нет цели все под себя подмять, чтобы было мнение, что современное искусство только здесь [в «Пятом этаже]. Я знаю, что в городе есть замечательные инициативы и рада, что такие вещи происходят. Хорошо, когда люди начинают осваивать разные территории. Радостно, если к нам приходят как-то взаимодействовать, так как мы на основе опыта можем увидеть какие-то недочеты. Рады, что можем помочь накопленными книгами, каталогами и опытом. Для меня важно — развитие художественного сообщества в городе, художественной сцены. И я понимаю, что в городе не хватает какой-то дискуссии, критики на должном уровне. Нужно, чтобы художники показывали свои работы не только своим друзьям, которые им скажут, что молодцы. Нужно, чтобы была критика от тех, кто в этом же поле работает, чтобы происходило взаимодействие. Именно это будет горожан двигать. И для этого есть наше пространство, которое дает темы. Ридинги, лекции по философии, искусству, библиотека — это все питательная почва, вокруг которой может формироваться культурное сообщество.

— Правильно ли понимаю, что контакт с горожанами только формируется?

Дарья: Это очень небыстрый процесс. Моя первая лекция была в 2005 году. И только в последнее время стали всплывать ребята, которые пытаются что-то делать в направлении актуального искусства, например. Конечно, раньше что-то такое было, но не дальше определенных границ. Сейчас среда только формируется. Может быть, это связано с тем, что интернет стал более активным. Ребята стали смотреть лекции из «GARAGE», смотрят и на то, что происходит в социальных сетях и далее. Стали впитывать. Раньше было сложнее увидеть. Недавно обсуждали, что главная проблема для современных художников — понимание среды: какие бывают конкурсы, гранты и какие вообще есть художественные институции. Это огромное количество компетенций, которые, к сожалению, у нас ни в одном учебном учреждении в полной мере не формируются. Тут вопрос не о том, что ты только открылся и сразу повалил народ. Нет. У нас сейчас бывает, что даже два человека приходят. И мы с ними прекрасно разговариваем, общаемся. Но даже такое количество — крайне ценный материал. Это постоянный процесс формирования. И мы хотим, чтобы современное искусство в Кирове как-то развивалось и появлялось. Нужно быть готовым к точечной работе, к экспериментам и инициативам.

— То есть вы мало уделяете вопросу маркетинга?

Дарья: Меня, может быть, поругают маркетологи, но я не знаю, когда приходят тридцать человек, а когда приходит пять. На похожие темы, схожее распространение информации всегда приходит разное количество.

Олег: Маркетологи ориентируются, конечно, на спрос и их задача его удовлетворить. У нас противоположная задача: мы этот спрос пытаемся создать. То есть среди людей есть, которые еще не знают, что им это нужно. По одному человеку, по одному разговору можно сработать. Это работает не сразу.

Дарья: Если идти за спросом, нужно понимать: идя по классике — это про большой спрос, но не про современное искусство. Когда, например, мы делаем лекцию, посвященную Софи Калль, то никто не знает, кто это. И, когда люди видят какие-то незнакомые имена на афише, они просто решают не идти, и тогда случаются провалы. Если все время идти за узнаваемыми темами, то список узнаваемых имен в определенный момент закончится. Наш путь — давать что-то новое. Да, мы предлагаем кота в мешке, но иначе рано или поздно случится информационный провал.

Олег: На самом деле все очень просто. Мы находимся по адресу ул. Ленина, 119А, на пятом этаже. И люди приходят. Приходят со своими разговорами, инициативами, и мы с ними беседуем, комментируем, обсуждаем ошибки.

Дарья: Конечно, у нас нигде нет рекламы, чтобы кто-то приходил с идеями к нам. Я и не думаю, что у нас есть потребность такого массового потока. Когда человек начинает задаваться вопросами, что ему интересно и что ему с этим делать, то он все-таки на нас выходит. Меня даже иногда смущает и расстраивает, когда кто-то из молодых ребят приходит и говорит, что мы единственные, кто занимается современным искусством в городе. Вроде как комплимент звучит, но с чего это так? Тем не менее люди знают, что по вопросам современного искусства можно меня найти.

Олег: Просто мы уже за долгие годы поняли, что искусственно тащить за уши — дорога в никуда. Это так не работает. Когда человек дозреет, то он найдет возможность к нам прийти. Но ни в коем случае мы не пытаемся все сгенерировать и возглавить.

— При этом вы одни из тех, кто формирует культурную повестку в городе. Каково вам быть в этой роли?

Олег: Я не думаю, что мы формируем повестку буквально. Мы понимаем, что мы не самая доминирующая институция в городе. Мы влияем на то, на что в силах повлиять. И если люди приходят и верят нашему вкусу, то мы рады за них, рады, что наш утилитарный интерес становится близок другим. Мы формируем город под себя. Мы хотим, чтобы людей, разделяющих наши ценности, становилось в городе больше. Будет с кем поговорить в конце концов.

 
 
 

Дарья: За столько лет, сколько мы работаем, поняли, что таких инициатив должно быть много в городе. Всегда должен быть выбор у человека, куда он пойдет. Эта культурная повестка должна быть разнообразна. И не нужно хныкать и плакать, что в Кирове ничего не происходит. Нужно формировать эту повестку самим. Для меня крайне важно стало то, что нужно это делать качественно. Главное не заниматься какой-то профанацией. Моя главная мечта — это когда ты что-то делаешь в Кирове и тебе не стыдно показать во вне. И когда этот баланс находится, когда ты не совсем оторван от городских реалий и при этом ты можешь рассказать об этом событии в Москве, Нижнем, например, то тогда мне самой это событие начинает нравится. Мы живем сегодня в глобальном пространстве, когда пост из социальной сети могут увидеть друзья из других регионов. Приятно, когда друзья из Питера, например, пишут, что у нас такая крутая повестка в городе, которой даже у них нет. Именно это разнообразие и стремление сделать качественно — это важное в культурной повестке, но важнее ее не просто так формировать, а делать это качественно. Важно, чтобы мы все без этого извиняющегося тона, что это было сделано в Кирове, рассказывали о повестке. Да, мы сделали первый в России форум видеотанца. Да, было 20 человек местных. Но сейчас в других регионах, которые занимаются этой темой, знают, что у нас это есть. И это клево. Это важно. Это важнее, чем следовать спросу, что называется.

«Всего 6% городского населения являются потребителями сферы культуры»

— Двадцать человек местных — это не обидное число?

Дарья: Это даже очень хорошо, потому что могло бы быть и три. Я запомнила такую цифру, что по статистика всего 6% городского населения являются потребителями сферы культуры. В миллионом городе мы видим полный зал. В городе с наполовину меньшим количеством — шесть процентов это еще меньше. И эти 6% — это все те, кто ходят в филармонии, театры и далее. А из этих 6% каков процент потребителей современного искусства? Это надо трезво оценивать, что остальные 94% — не про нас. Мы бы хотели, чтобы они приходили, но все не обязаны любить что-то одно.

— Считаете ли вы «Пятый этаж» независимым пространством?

Олег: Всегда понятие независимости утыкается в вопрос: «Независимость от кого?» То есть невозможно быть независимым от всех, невозможно жить в безвоздушном пространстве. Я бы не стал говорить, что все легко. В современной России нелегко жить и быть независимым. Возможно ли это? Ну, наверное, возможно. Я думаю, что тем людям, которые обладают собственными финансовыми ресурсами это делать легче, чем людям, которые не обладают. В идеале мне бы хотелось в собственность купить какое-то помещение. Иногда к нам приходят люди, которые с сомнением начинают спрашивать разрешение — они думают, что нас из-за чьего-то мнения могут закрыть. Кто нас придет и сразу закроет, если вы придете и скажете, что вам что-то не нравится в этой жизни? Тут нужно понимать, что независимость — она и в этом проявляется, что иногда не хватает смелости просто прийти и сделать что-то. Люди иногда сами себе сочиняют кучу ограничений и начинают в них свято верить. Думают, что придет дядя полицейский и скажет всем: «Ай-яй-яй!» На самом деле, когда проведешь такое множество мероприятий, то понимаешь эту грань. Понимаешь, что дядя полицейский не придет, у него нет такой задачи, если это не противоречит закону.

— То есть «Пятый этаж» — это место свободы?

Олег: Это место, где можно иначе взглянуть на вещи. Вырваться из привычного круга своих стереотипов — в этом и заключается некая наша степень свободы. Мне кажется, что современному человеку именного этого в большей степени не хватает.

Дарья: Свобода — сложное понятие. Есть ли она? Я сталкиваюсь с тем, когда разные ребята приходят к нам, то получается, что все институции, которые работают в образовательной, культурной среде существуют с узкими рамками своей деятельности. Грубо говоря, в художественном училище учат одному, в музыкальном аналогично. В библиотеке можно только одно, а в музее третье. Но оказывается, что есть какие-то вещи, которые не вписываются в эти рамки. И я очень надеюсь, что на пятом этаже у нас удается избегать эти рамки. И хотя мы тоже являемся своеобразной институцией, у нас тоже есть свои какие-то ограничения. Их не может быть совсем, мы не амеба какая-то. Мы зависимы от площадки, есть какие-то этические, эстетические, внутренние ограничения и некие субъективные границы тоже есть. 

Олег: Я, может быть, по-другому объясню. Я считаю, что в обществе постоянно идет борьба двух парадигм: критического и догматического мировоззрения. Мы видим это во многих явлениях. Люди с критическим взглядом критически смотрят на вещи, а догматики считают, что есть догмы, постулаты и нужно делать так, как правильно и нужно. И когда сталкиваются такие люди, то и встречаются вопросы, можно ли делать какие-то вещи или нет. Мы являемся представителями критического мышления. Предпочитаем не верить, что есть какие-то аксиомы, и любую предложенную ценность стараемся рассмотреть со знаком вопроса. Это не для того, чтобы все отрицать, а для того, чтобы понять эту ценность. Поэтому выработался какой-то внутренний навык относиться с уважением к любым точкам зрения, и здесь стараемся эту атмосферу поддерживать. Если кто-то желает высказаться в рамках приличия, то пусть высказывается. Это, может быть, и формирует в какой-то степени наши ограничения на формат поведения в нашем пространстве. А с другой стороны, это дает определенную степень свободы. Сюда человек может прийти без страха, что может быть согнан за оскорбление чьих-то чувств. Здесь не погонят. 

Материалы по теме
Мнение
8 сентября
Сергей Ухов
Сергей Ухов
В Александровском районе Перми единороссы проиграли выборы пять лет назад, что изменилось?
Мнение
15 июля
 The independent Barents Observer
The independent Barents Observer
«Важно, чтобы коренные народы имели возможность чувствовать себя свободно вместе». Стартовал фестиваль Riddu Riddu
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ИнтервьюКировКировская областьМесто для свободыОткрытия