Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. «Как еще лучше можно провести выходные, я не понимаю». Интервью с организаторами баркемпа в Сыктывкаре

«Как еще лучше можно провести выходные, я не понимаю». Интервью с организаторами баркемпа в Сыктывкаре

Дмитрий Степановский, фото Кирилла Шучалина
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Рядом с Сыктывкаром на базе «Гажа Вöр» 6–7 июля пройдет баркемп. Это одновременно неформальная конференция и большой пикник, где участники слушают лекции, участвуют в дискуссиях и мастер-классах, отдыхают на природе. Баркемп всегда проходит на свежем воздухе с палатками и вечерним костром. «7x7» пообщался с организаторами баркемпа Алёной Зезеговой и Ниной Попугаевой.

 

— Тема этого баркемпа — «В эпоху [не]доверия» — сейчас очень актуальна, и она, по-моему, была выбрана задолго до истории с Иваном Голуновым. Расскажите, с чем она связана?

Нина: Мы придумали ее этой зимой. Сейчас, после дела Голунова, она становится как никогда актуальной. Последние полтора года мы живем там, где нас пытаются удивить странными нововведениями: пенсии, декриминализация домашнего насилия и много всего остального. 

Алёна: Сейчас очень сложно доверять. Эта тема про критическое мышление. Для того, чтобы доверять друг другу, нужно разговаривать, договариваться, изучать разные стороны. Мне кажется, что в наше время актуальнее темы, чем доверие, нет. Нам хотелось бы, чтобы люди больше доверяли друг другу. Поэтому у нас «не» взято в скобки, его как будто бы нет.

Нина: В тех же магазинах, мы приходим, покупаем хлеб, верим продавщице, что он свежий, но все равно иногда поглядываем на дату. В этом состоянии жить не очень удобно. Чтобы мы могли нормально с друг другом общаться, нужно научиться доверять. Это одна из важных ценностей жизни.

 

— Почему баркемп — это неформальная конференция? Ему не подходит слово форум?

Алёна: Если спрашивать что это — развлечение, конференция или что-то еще, то я бы сказала, что баркемп — это то, что ты сам сделаешь. Ты можешь приехать и весь день загорать, играть в волейбол, посещать не все лекции и так далее. Как ты построишь эти два дня, такими они и будут. Никто не будет тебе говорить, что ты должен пойти сюда и сделать то-то. Ты сам все решаешь.

Нина: Вы можете называть это как угодно. Конференция в обычном смысле — это когда ты сидишь и слушаешь лекции за лекцией. А неформальная конференция — это когда люди кругом абсолютно открыто общаются, ты можешь познакомится с кем угодно.

— Обычно на конференциях учат и обучают. Расскажите, как там у вас.

Нина: Темы выступлений все разные, но на этом баркемп и строится: если тебе не нравится одна лекция, то ты можешь пойти на другую: всегда две идут параллельно. Мы строим программу так, что одна из них точно тебя зацепит. Но, если тебе они все равно не нравятся, ты можешь заняться в это время чем угодно: пойти купаться, жарить мясо на мангале, отдыхать.

Алёна: Когда ты встречаешься с интересными людьми, ты все равно узнаешь что-то новое. Мне кажется, что это очень крутая площадка для всех, на которой любой может выразить свою точку зрения, какой бы она ни была, и поделиться ею. Неважно, разделяют ли организаторы эту точку зрения или нет, это ничего не решает. Мне очень жаль, что это не всегда все понимают.

Нина: Вообще, наверное, баркемп — это площадка для знакомств и для создания общих проектов.

 

— А кто изначально был организатором баркемпа?

Нина: Его придумали в 2012 году члены «Мемориала» и общественники. Активисты решили раз в год собираться на неформальную конференцию. Все восемь лет баркемп проходит на базе «Гажа Вöр». Во-первых, это место для того, чтобы отдохнуть от города. Там своя атмосфера — ты уезжаешь за 50 километров от Сыктывкара, там не ловит связь и ты слушаешь абсолютно разные лекции. Это и отдых и обучение.

— А сейчас кто занимается баркемпом?

Алёна: Сейчас трое организаторов — я, Нина Попугаева и Даша Чернышева. Мы втроем делаем большую часть. Есть 15 волонтеров, которые ездят оформлять базу, сидят на регистрации и помогают участникам.

— А на этом можно заработать?

Алёна: Заработать нельзя, это же бесплатное мероприятие. Бесплатный вход, бесплатные автобусы. Единственное, за что вы платите — это за еду, которую привезете с собой или купите там у наших партнеров.

Нина: Мы новые знакомства зарабатываем.

 

— Что изменилось за эти восемь лет?

Алёна: Мне кажется, что баркемп молодеет. Возможно, из-за того, что меняется команда. С каждым годом организаторы все улучшают, делают эти два дня удобнее и комфортнее.

Нина: Меняется место. Еще недавно спикеры выступали на сеновале, а теперь на базе «Гажа Вöр» появляются новые постройки, лаунж-зоны. Также с каждым годом на баркемпе появляется все больше участников. Наш рекорд — 400 человек, а в среднем к нам ежегодно приезжает 250 человек. Чаще приезжают люди, которые ни разу не были [на баркемпе], им до 25 лет. В среднем целевая аудитория баркемпа от 16 лет до неограниченного возраста. Там и правда бывают пожилые люди.

— В силу обстоятельств я не ездил на баркемп, зато побывал на десятках других форумов. Их аудитория всегда примерно одного возраста. У вас так же?

Алёна: У нас теперь очень разная аудитория. Я читала о предыдущих баркемпах и, по-моему, детская программа появилась на третьем баркемпе. Организаторы поняли, что взрослые часто приезжают с маленькими детьми и им хочется тоже чем-то заниматься. Поэтому у нас маленькие дети, люди старшего и среднего возраста, тинейджеры приезжают — по возрасту это совершенно разная аудитория. Потому что и темы совершенно разные и запросы. Но есть темы, которые всех объединяют, например экология: такое всем интересно. Баркемп делают же сами участники. Мы же выбираем только самую актуальную тему, а остальные темы заявляют участники. Они говорят: «Я хочу рассказать на эту тему» и выступают с ней, либо говорят: «Мы хотим послушать вот такую-то тему», и уже тогда мы ищем спикеров. Вот у нас люди захотели послушать про раздельный сбор мусора, и мы нашли спикера на эту тему. Люди сами хотят рассказать о чем-то, поэтому площадка открыта для всех.

— А спикеры и темы не повторяются каждый год?

Алёна: Бывает, что темы повторяются, потому что их рассказывают разные люди. Или спикеры повторяются, но с другими лекциями. Я не припоминаю такого, чтобы один и тот же человек рассказывал несколько лет подряд одно и то же. Мы берем всех спикеров, которые записались к нам. Есть местные спикеры, а еще есть ключевые, которых мы специально зовем послушать. Сейчас появляются люди, которые хотели бы выступить, но мы не можем их взять, так как программа уже заполнена. Это одна из причин, по которой мы решили сделать мероприятие «пре-баркем лекторий». Там пройдут две дополнительные лекции. Они пройдут в «Револьт-центре» за день до баркемпа. Мы с организаторами расскажем, как подготовиться к баркемпу и что стоит туда взять. Если кто не знает, что такое баркемп, то это будет отличная возможность понять и решиться поехать на него. Как еще лучше можно провести выходные, я не понимаю.

 

— В Сыктывкаре баркемп проходит в восьмой раз, в Кирове — в четвертый, плюс в нескольких городах он открывается впервые. Это хороший маркетинг или нехватка подобных площадок?

Нина: Скорее нехватка. Я могу говорить только за Сыктывкар: если ты просто сидишь и ничего не делаешь, то ничего не происходит. День Сурка с перерывами на государственные праздники вроде Крымской весны или Дня России, на которых и делать-то особо нечего.

— Многие считают, что это площадка лишь для активистов.

Алёна: Я не могу сказать, что это так. Например, туда моя мама ездит каждый год вместе со мной. Моя мама преподает в университете, и она не активист. Однажды в старом сарае на сеновале профессор МГУ Наталья Зубаревич рассказывала про экономику, а моя мама сидела рядом и записывала в блокнот полезные мысли. После лекции она сказала: «Я расскажу это своим студентам, это очень круто». На баркемп приезжают совершенно разные люди. Там они знакомятся, у некоторых рождаются проекты, у некоторых создаются даже семьи. Мы знаем о трех парах, которые познакомились на баркемпе и потом поженились.

— Двух дней достаточно, чтобы мотивировать людей на активизм?

Нина: У нас не стоит цель мотивировать людей на активизм. В целом, туда приезжают люди, которые уже готовы что-то делать, но им нужно дать знания. Возможно, баркемп послужил катализатором.

 

— На баркемпе лишь лекции?

Нина: У нас будут очень крутые мастер-классы. Например, хозяин базы «Гажа Вöр» сказал нам: давайте я вас научу, как выживать в лесу. В этом году мы будем учиться разжигать костры. Я серьезно. Это полезное практическое умение, которым не все городские жители умеют пользоваться. Это сложно и долго, особенно если в этот день особенно шел дождь.

Алёна: Еще будет живая библиотека, она проходила в прошлом году и всем понравилась. Это интересный формат, который позволяет бороться со стереотипами. Туду приходят живые книги — это люди, которые хотят рассказать о себе, о предвзятом отношении. Например, в этом году будет человек, который расскажет про видеоигры. К играм отношение, в основном, негативное, потому что они отнимают время, и из-за них люди становятся зависимыми. Этот человек попытается доказать, что игры могут быть полезными и мотивирующими, чтобы бороться с этим стереотипом.

Нина: Так же на баркемпе будут «живые шашки». Мы предлагаем людям командами по восемь человек договориться и сыграть партию. Это как раз про тему доверия.

— Кто приезжает на баркемп в этот раз?

Нина: На баркемп «В эпоху [не] доверия» было бы уместно пригласить расследователя Ивана Голунова, но мы не стали, потому что ему еще нужны силы и время на отдых. Зато к нам приедет редактор отдела расследований «Медузы» Алексей Ковалев. Также у нас выступит научный сотрудник РАНХиГС Софья Рагозина с лекцией про исламофобию, гештальт-терапевт Андрей Сирота выступит с темой «Доверие в отношениях», заместитель главного редактора портала «Такие дела» Владимир Шведов расскажет о доверии к СМИ, а местные активисты и экологи расскажут о своих поездках на станцию Шиес, где собираются построить большой мусорный полигон.


Реклама. Компания Бар-стрит организует выездные бары, как классические, так и здоровые (кислородные, молочные, фреш) или неординарные (молекулярные, крио, десертные). Бесплатная консультация на сайте - https://bar-street.ru/

ООО "Бар-стрит" 127299, г. Москва, ул. Клары Цеткин, д. 4, эт. 5, комн. 32, 33, оф. 506, 507, ОГРН: 1147746916316


 

 

Материалы по теме
Мнение
27 сентября
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Скоро в стране могут запретить мессенджер Discord
Мнение
1 июня
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Спустя несколько недель молчания Минюст жирно «отбомбился» новыми иноагентами
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
БаркемпБаркемп КомиГражданская инициативаИнтервьюКомиСыктывкар