Жители Кирова 17 июня вышли на митинг против строительства комплекса по утилизации отходов высокого уровня опасности. Завод планируется возвести в поселке Мирном, где до сентября 2015 года на объекте «Марадыковский» уничтожали химическое оружие. Участники протестной акции заявили, что не верят словам властей о безопасности нового производства и не хотят жить и растить детей на загрязненной территории. Подробнее о митинге — в репортаже «7x7».
«Выдворять власть из власти»
Митинг против утилизации отходов в Кировской области, организованный региональным отделением КПРФ, прошел в городском гайд-парке ― сквере имени Степана Халтурина. Коммунисты раздавали участникам митинга листовки с призывами стать марксистами и объяснениями, почему «мусор порождается капитализмом». В агитматериалах утверждается, что «социализм никогда не испытывал проблем от перегрузки мусором».
Член кировского горкома КПРФ Александр Бояринцев, выступая первым, заявил, что проблема обращения с отходами возникла после развала СССР:
― Почему вообще возникла эта ситуация с мусором? Потому что этой проблемой не занимались 30 лет. Как только прекратил свое существование Советский Союз, так мусор и начал копиться. Его накопилось столько, что проблема потребовала срочного решения. И это решение [строительство комплексов] и стало всем предлагаться.
Выступающие члены партии несколько раз начинали скандировать лозунги об отставке правительств Кировской области и России, а также президента России. Член КПРФ Дмитрий Коробейников призвал «обратить внимание на проект „Умное голосование“ Навального [рекомендации избирателям для поражения „Единой России на выборах], чтобы объединиться, бить целенаправленно и выдворять власть из власти». По мнению коммуниста, «власть нужно менять снизу, и людям из регионов надо стремиться во власть, вытеснять нуворишей, которые живут за счет нас».
Представитель казачества Олег Ревякин высказал иную точку зрения. По его мнению, простая отставка правительства ничего не принесет:
— Такие же дармоеды придут к власти, и все продолжится. Нужно менять систему, общественно-экономическую формацию, строить социализм.
«Никто не может обеспечить безопасность»
Член Общественной палаты Кировской области Анастасия Горбушина заявила, что ее «достало ходить по больницам»:
― Я боюсь за будущее моих будущих детей. Проблема, которая стоит перед нами, это не заводы. Проблема в том, что мы не можем объединиться. Сегодня здесь куча разных флагов, разные организации. Но я надеюсь, в будущем у нас получится собраться.
После этого она начала скандировать: «Пора менять эту власть! Пора менять эту власть!». Участница международного экологического движения #FFF (требует изменить политику стран в вопросе глобального потепления) Полина Погудина сказала, что нельзя оставаться в стороне, когда «речь идет о том, чтобы превратить нашу родную землю в радиоактивную помойку». Она напомнила, что жителей Кирова уже лишили права на чистый воздух ― 14 июня пресс-служба областной прокуратуры сообщила о возбуждении уголовного дела по факту загрязнения воздуха в районе улиц Дзержинского и Луганской.
― Нас уже лишили права на чистый воздух, а сейчас нас хотят лишить права на будущее наших семей, друзей, детей. Кто из вас рискнет родить ребенка, зная, что ему предстоит расти рядом с огромным котлованом, где варятся плутоний, полоний? Они относятся к веществам I класса опасности [чрезвычайно опасные вещества по ГОСТу]. Нам обещают, что будет не только утилизация, но и обезвреживание, нам обещают надзор за ситуацией, но о каком надзоре может идти речь? Мы считаем, что никто не может обеспечить нам безопасность. Такие заводы нельзя строить вблизи населенных пунктов и рек, согласование строительства таких объектов необходимо. Нам говорят, что будут рабочие места для жителей. Но какой ценой? Ценой онкологических заболеваний, которые скосят половину жителей региона? Или ценой природы, которую никто никогда не восстановит? ― заявила девушка.
Начальник отдела специальных мероприятий министерства энергетики и ЖКХ Кировской области Александр Денисенко на заседании в Общественной палате 15 мая уточнил, что о размещении радиоактивных отходов речь в настоящий момент не идет, так как «без согласия населения радиоактивные отходы никто не привезет». Пока, сказал он, ни одного документа по этой теме в правительство Кировской области не поступало.
Житель Кирова Сергей Чемоданов на митинге рассказал, что он видит результатом политики в сфере обращения с отходами:
― Можно много говорить о свалках, о вреде, но я хочу сказать о результате. Рядом с администрацией правительства есть детский сад, где воспитываются дети-инвалиды. Я видел, что получается от этого загрязнения, от этой экологической обстановки. Эти дети немощны, им нужна ежедневная поддержка, вот наше будущее. Оно не может самостоятельно ходить, передвигаться, даже есть. Мы ― взрослые люди, которые должны сказать «нет» правительству и государству, которое доводит до этого. Нельзя с этим мириться, надо объединяться! Мы — люди, мы можем что-то сделать в этой жизни, сделать новое государство, и дети будут здоровые, семьи не будут разрушаться, а этих помоек по всей России не будет!
Активистка Татьяна Столбова предложила участникам митинга провести независимую экспертизу территории вокруг Марадыково, чтобы «узнать точно, сколько в почве мышьяка, фосфора и других веществ».
― Это проблема не только жителей Марадыково, это касается всех жителей области. Нам обещают 5 млрд рублей инвестиций [на строительство комплекса], но доходы от нашего сельского хозяйства перекрывают эти пять миллиардов. И мы получим эти миллиарды в бюджет, но мы потеряем сельское хозяйство, мы потеряем здоровье, ― считает она.
В резолюцию митинга вошли требования к правительствам РФ и Кировской области о заморозке мусорной реформы и подготовке «нового проекта экологической переработки и вторичного использования отходов», о законодательном запрете перевозить опасные отходы из одних регионов в другие. Также участники потребовали провести областной референдум по вопросу строительства комплекса по переработке и утилизации в Марадыково.
«Страшно, хочется уехать»
Участники митинга в разговоре с «7х7» назвали одну и ту же причину, почему они против строительства комплекса в Марадыково: отсутствие уверенности в безопасности этого производства. При этом люди согласны на строительство таких объектов в нежилых районах.
― Это уничтожение самого высокого по степени опасности ― химического ― оружия. Надо понимать: какая-то авария ― и все. Ядерное, химическое оружие, это все одно и то же. В любом опасном веществе содержится химия, соответственно, [в Марадыково] будет то же самое, что и ядерное, и химическое оружие. Куда свозить? Подальше от народа. Там же [в населенных пунктах около Марадыково] живут люди, дети, которые хотят быть здоровыми. А если такой завод выстроят, то ничего хорошего не будет, не только на «Марадыковском», но и по всей области. Если это будет где-то [в удаленных районах страны], я только за, я готова за это доплачивать. Только чтобы не там, где народ, где расти и развиваться детям, ― сказала участница акции Елена Созинова.
Доплачивать за удаленность готовы не все. Участник акции Иван Масальцев, стоявший с флагом Российской империи, считает, что платить должны чиновники и крупные предприниматели, доходы которых позволяют это делать. По его мнению, «кому надо, пусть этим и занимаются».
― У меня четверо детей, я не хочу, чтобы они жили на отравленной территории, потому что отходы I–II класса опасности ― это ядерные отходы. Зараженной будет вся территория [Кировской области]. Не верю, что власти смогут обеспечить безопасность производства, что они будут делать это. Думаю, цель совсем другая, не просто так это, тут какая-то далеко идущая цель. Пусть устраивают [такие комплексы по обработке и утилизации] на территории, где никто не живет. У нас же много таких мест [в стране], ― заявил он.
Супруги Вадим и Ирина Вшивцевы пришли на митинг, потому что считают, что строительство комплекса «ухудшит состояние экологии, загрязнится вода». В то, что власти обеспечат безопасность, они не верят.
— Маловероятно, что сделают по-хорошему, по всем техническим характеристикам, ― сказала Ирина.
Ее супруг добавил, что местные власти «который год не могут справиться с неприятным запахом в городе».
По мнению Вшивцевой, транспортировка таких отходов в отдаленные районы будет крайне затратной. Участница акции Елена (не стала называть свою фамилию) сказала, что была бы не против платить за транспортировку, если бы власти «обеспечили безопасность». Однако уверенности в том, что они смогут это сделать, у девушки нет:
― Нет доверия именно к технической части, это общероссийское состояние… Информации никакой нет, поэтому понятно, что от нас что-то скрывают. Страшно. Хочется куда-то переехать ― причем в другую область нет смысла переезжать, потому что у нас много таких заводов будет. Страшно, что будет с детьми, ты не знаешь, где построить свой дом, не знаешь, где будет безопасно. Если их строили бы в нежилых районах и в отдалении от воды, то я не против таких комплексов, и если бы нам обеспечили безопасность, я была бы готова дополнительно платить за это. Как и за мусор сейчас, только пока нет никакого раздельного сбора, — пояснила участница митинга.
Кировский активист Валерий Семенищев, который предлагает провести областной референдум по вопросу строительства комплекса, также считает, что власти не смогут обеспечить безопасность на должном уровне:
— Это показывает опыт эксплуатации таких заводов ― вот совсем недавно в Дзержинске было два взрыва. У нас такие предприятия ― постоянно что-то происходит.
Согласно постановлению правительства РФ от 30 апреля №540, на объекте по уничтожению химоружия «Марадыковский» в поселке Мирном Кировской области будет создан производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности (соответственно чрезвычайно опасные и высоко опасные вещества). Предполагаемая мощность комплекса ― до 50 тыс. тонн в год. Всего в России планируется создать семь объектов по утилизации особо опасных отходов ― это нужно, чтобы, в соответствии с пояснительной запиской к постановлению, «значительно сократить объемы полигонного размещения отходов и количества несанкционированных свалок».
Заказчиком во всех случаях выступает госкорпорация «Росатом», застройщиком станет «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами „РосРАО“».
Отходами I и II классов опасности в соответствии с законом «Об отходах производства и потребления» являются, например, батарейки, термометры, ртутные и люминесцентные лампы, аккумуляторы. На общественных обсуждениях в Кирове первый заместитель гендиректора «РосРАО» Максим Корольков заявил, что пока нельзя назвать конкретные вещества, которые повезут в Марадыково. Список веществ будет прописан в проектной документации, которую разработают в 2020 году. Этот перечень, как обещают власти, будут контролировать и общественность во время публичных слушаний, и специальная комиссия, куда войдут и кировские специалисты.
После возмущения местных жителей кировские активисты Вадим Ананьин и Валерий Семенищев независимо друг от друга предложили провести референдум по вопросу строительства этого комплекса. При этом если Семенищев рассчитывает провести региональный плебисцит, то Ананьин настаивает на всероссийском. «7x7» рассказывал, что нужно для проведения референдума.