Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Пензенская область
  2. «Жаловаться на ФСБ можно только первому лицу». Что правозащитники думают о роли силовиков в расследовании дела «Сети»*

«Жаловаться на ФСБ можно только первому лицу». Что правозащитники думают о роли силовиков в расследовании дела «Сети»*

О пытках, позиции родителей и действиях следователей — в обзоре «7x7»

Елена Кривень
Фото Елены Кривень
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В Москве в Сахаровском центре 22 апреля состоялись общественные слушания по делу «Сети»*. Родители обвиняемых и правозащитники рассказали, что мешает провести эффективное расследование пыток фигурантов дела Ильи Шакурского и Дмитрия Пчелинцева. Их мнения — в обзоре «7x7».

 

«Судом принимается абсолютно все, что предлагает ФСБ и Следственный комитет»

Мать одного из фигурантов дела Светлана Пчелинцева рассказала о результатах следственной проверки по жалобам на пытки Дмитрия Пчелинцева и Ильи Шакурского. Представитель военного следственного отдела СК РФ по Пензенскому гарнизону Артём Меркушев отказал заявителям в возбуждении уголовного дела по факту пыток. Пчелинцева считает отказ незаконным, поскольку проверка, по ее мнению, была проведена формально: не были опрошены заявители, члены ОНК, свидетели, которые могли видеть телесные повреждения.

Она отметила, что вместо реальных свидетелей, таких, как, например, жена Пчелинцева, которая видела следы пыток, следователь Меркушев опросил его других осужденных, которых не могло быть в одиночной камере Дмитрия. Несмотря на то, что Пчелинцев и Шакурский передавали адвокатам описания и схемы камер, в которых их предположительно пытали, эти материалы не были приобщены к проверке. Светлана Пчелинцева сказала, что ее сыну и Илье Шакурскому было отказано в проведении медицинской экспертизы, которая могла бы доказать или опровергнуть применение к обвиняемым электрического тока. К материалам проверки приобщили только записи медицинских работников СИЗО, которые не фиксировали никаких телесных повреждений.

Адвокаты Шакурского и Пчелинцева обжаловали отказ в возбуждении уголовного о пытках, 30 января суд признал отказ законным. Пчелинцева рассказала, что суд не стал рассматривать претензии адвокатов к проведению следственной проверки и показания заявителей — Пчелинцева и Шакурского.

— Судом принимается абсолютно все, что предлагает ФСБ и военный следственный комитет. Следователь Меркушев, проводивший проверку, прямо заявляет на суде: «По моему убеждению, Пчелинцев является террористом». Опрашивать членов ОНК, реальных свидетелей он отказался, потому что не счел это нужным. В материалах проверки — странные свидетели, которых никогда не было, и показания сотрудников ФСБ и оперативников, которые никогда не встречались с моим сыном, — заявила Пчелинцева.

Пчелинцева рассказала, что решение о признании законным отказа в возбуждении уголовного дела будет обжаловано в Европейском суде по правам человека.

Правозащитник Лев Пономарев рассказал, что правозащитники и уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова настаивали на проведении независимой проверки в федеральных органах. Но все жалобы направлялись в Пензу, и проверки по фактам пыток проводили те же следователи, которые ведут дело «Сети»*.

 

«Скажу честно: я не понимаю, что делать с эфэсбешниками»

Член Совета по правам человека при президенте Илья Шаблинский сказал, что практика получения доказательств с помощью пыток — это тревожная тенденция для всего общества.

— Под пытками можно заставить человека признаться в чем угодно и оговорить кого угодно. Это значит, что в доказательной базе заранее заложено отступление от истины. Как можно доверять результатам такого следствия?

Глава Комитета против пыток Игорь Каляпин рассказал, что за 20 лет работы его организации было получено только две жалобы на пытки со стороны ФСБ, а за последний год поступило уже больше 10. Он считает, что это произошло из-за того, что общество и власти не могут контролировать ФСБ.

— Ни одного судью, ни одного следователя не назначат на должность без справки из ФСБ. Это невозможно обжаловать, это некая секретная справочка. Они понимают, что зависят от ФСБ, с ними поссоришься и будет испорчена карьера. Теоретический вопрос: когда ФСБ нарушает закон, когда они занимаются пытками, фальсифицируют доказательства — кому жаловаться на них? Скажу честно: я не понимаю, что делать с эфэсбешниками.

Каляпин считает, что жаловаться на ФСБ можно только президенту, который наделил их негласными полномочиями по контролю за всеми органами власти. На встрече Совета по правам человека с президентом глава совета Михаил Федотов рассказывал президенту о деле «Сети»*. По мнению правозащитников, это не стало сигналом для проведения эффективного расследования.

Лев Пономарев сказал, что единственным способом добиться эффективного расследования пыток является общественное внимание к делу «Сети»*. Он отметил, что первые судебные заседания по делу проходили в закрытом режиме, но теперь удалось добиться открытых процессов в Санкт-Петербурге. Правозащитник считает, что внимание СМИ к противоречиям в показаниях свидетелей и материалах дела во время заседаний в Петербурге вынудили суд взять перерыв: заседания, назначенные на апрель, перенесены на май.

— Внимание общества к несостыковкам в деле «Сети»* не позволяет быстро осудить ребят. Мы будем проводить массовые публичные акции, мы призываем журналистов приходить на заседания судов в Петербурге и Пензе, освещать этот процесс. Я — оптимист, я считаю, что общественная огласка уже помогла остановить пытки и поможет добиться эффективного расследования, — заявил Пономарев.


Дело террористического сообщества «Сеть»* или «Пензенское дело» — уголовное преследование молодых людей антифашистских взглядов, которых обвинили в подготовке терактов для того, чтобы поднять вооруженный мятеж в России. По версии ФСБ, ячейки организации находились в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Омске и Республике Беларусь. Правозащитный центр «Мемориал» считает, что дело могло быть сфабриковано, а обвиняемые молодые люди могли стать жертвами пыток.

В феврале 2019 года фигурантов пензенского дела «Сети» внесли в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.

Большинство задержанных заявляют, что их пытали электрическим током, чтобы добиться признания.

Родители фигурантов дела «Сети» основали неформальную организацию «Родительская сеть». Они пытаются доказать, что во время следствия к их детям применялись пытки. Интернет-журнал «7x7» рассказал о ней в большом репортаже в августе 2018 года.

*Террористическое сообщество «Сеть» запрещено на территории России.

* В материале упомянута организация Сеть, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
22 августа
Мария Попова
Мария Попова
Где найти соседей-борщеборцев?
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
как можно жаловаться
22 апр 2019 23:20

создателю геноцидной системы на исполнителей этой системы

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Дело «Сети»*ОбществоПутинПыткиСиловики