В Москве 8 февраля состоялась пресс-конференция, посвященная приговору орловскому Свидетелю Иеговы* Деннису Кристенсену. Железнодорожный районный суд Орла 6 февраля приговорил его к шести годам лишения свободы. Правозащитники и адвокаты считают, что массовое преследование представителей этого вероучения напоминает аналогичные события, происходившие в советское время. Правозащитник Лев Пономарёв назвал это «поиском работы для людей в погонах», а его коллега Александр Верховский сказал, что в стране создается правовая коллизия, которая нарушает свободу вероисповедания. О чем еще говорили на пресс-конференции — в материале «7x7».
«Каждый человек может быть брошен в тюрьму, как Кристенсен»
Представитель Европейской ассоциации «Свидетелей Иеговы»* Ярослав Сивульский рассказал, каким преследованиям подвергаются последователи этой религии. По его словам, по статье 282.2 возбуждено 50 уголовных дел в 33 регионах России. Подозреваемыми стали 115 человек в возрасте от 23 до 84 лет, в заключении находится 24 человека, двое в карцере за религиозные беседы с соседями по камере. По возбужденным делам за прошлый год прошло более 270 обысков.
Сивульский сказал, что правительство России в ответ на запрос Европейского суда по правам человека прокомментировало решение Верховного суда от 20 апреля 2017 года, который признал организацию «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» экстремистской и запрещенной. Правительство России считает, что это решение не налагает ограничений или запретов исповедовать учение Свидетелей Иеговы*. Несмотря на это, например, сотрудники ФСБ по Ивановской области считают беседы и проповеди верующих как преступные деяния.
— Моего отца посадили в тюрьму на шесть лет за какое-то дело — он печатал религиозную литературу подпольно. Кристенсен сел в тюрьму на шесть лет ни за что, — отметил Сивульский.
Он напомнил, что на встрече с Советом по правам человека президент России Владимир Путин назвал преследования Свидетелей Иеговы* абсурдным. Но после было возбуждено еще несколько уголовных дел. Сивульский обратился к президенту с просьбой разобраться в ситуации и не допустить преследований в отношении всех 175 тыс. последователей Свидетелей Иеговы*.
«Экстремизмом заклеймили обычную практику вероисповедания»
Адвокат Кристенсена Антон Богданов рассказал, какие именно действия его подзащитного, по мнению следствия, образовали состав преступления:
— Кристенсен открывал и закрывал помещение для богослужения, организовывал уборку, назначил лист для дежурств, разъяснял смысл и содержания религиозной литературы, молитвы, чтения Библии, чтения религиозных публикаций не из списка экстремистских материалов.
Он отметил, что суд не смог назвать, какое конкретно действие представляло угрозу обществу и подвергло опасности конституционный строй страны. Преступление, в котором обвиняется Кристенсен, по тяжести сопоставимо с убийством и, как убийство, наказывается лишением свободы на срок от шести лет. Богданов считает, что суд создал опасный прецедент, поскольку если организация «Свидетели Иеговы»* запрещена и ликвидирована, то любые действия последователей этого учения могут быть признаны преступными.
— Для меня как для адвоката важно подчеркнуть — все, что делал Кристенсен, является обычной практикой любого исповедания религии. Главная ошибка — экстремизмом заклеймили обычную практику людей, — заявил Богданов.
«Непонятно, какие действия являются криминальными»
Директор центра «Сова» Александр Верховский полагает, что внимание властей стоит обращать в первую очередь на возникшие правовые коллизии. Конституция гарантирует право исповедовать религии не только индивидуально, но и в группах, создавать религиозные общества и проводить собрания. Но в случае со Свидетелями Иеговы*, если последователи этого учения собираются вместе, это можно интерпретировать как восстановление деятельности религиозной организации, в чем и обвинялся Кристенсен, считает Верховский. Он полагает, что эту коллизию должен разрешить Конституционный суд.
Вторая коллизия связана с тем, что антиэкстремистское законодательство налагает запрет на пропаганду превосходства и исключительности какой-либо религии. Верховский считает, что в данном случае это требование стоит понимать исключительно как запрет на дискриминацию по религиозному признаку. При такой трактовке в действиях Свидетелей Иеговы* не будет состава преступления, поскольку в их текстах нет призывов к какой-либо дискриминации:
— В случае статьи 282.2 вообще непонятно, какого рода действия являются криминальными. Это вопрос к Верховному суду — он должен разъяснить, как должна применяться статья, раз в [Уголовном] кодексе это есть. Или если эта статья не поддаются разумному объяснению, она должна быть исключена из кодекса.
Член Совета по правам человека при президенте Владимир Ряховский напомнил, что в 1991 году в России был принят закон о реабилитации жертв политических репрессий. По нему многие последователи Свидетелей Иеговы* были реабилитированы, признаны жертвами репрессий и до сих пор являются получателями льгот. Он сказал, что эти же люди сегодня могут вновь оказаться в тюрьме.
— Что изменилось за это время? Свидетели Иеговы* стали другими? Нет, они одни из самых консервативных, не отступали от своих принципов, что были и в начале века. Или что-то изменилось в нашем государстве? Деятельность Свидетелей Иеговы* признана экстремистской только по одному признаку — пропаганда религиозного превосходства и исключительности. Но верующий любой конфессии считает правильной другую религию или свою? Конечно, свою, — заявил Ряховский.
«Люди в погонах ищут себе работу»
Правозащитник Валерий Борщев считает, что приговор Кристенсену — повод для серьезных опасений для представителей многих конфессий: баптистов, евангелистов. Он заметил, что антисоветская деятельность во времена СССР наказывалась менее жестоко, чем деятельность Свидетелей Иеговы*:
— В 70-е годы я занимался правами верующих, в том числе Свидетелей Иеговы*, протестантов в комитете, который создал Глеб Якунин. Там была подпольная типография, я переплетал молитвословы, и сажали по 70-й статье — «антисоветская деятельность». Там максимальный срок был семь лет, а сейчас минимальный — шесть лет.
Правозащитник Лев Пономарёв предложил коллегам подготовить обращение к патриарху Кириллу. Он считает, что приговор Кристенсену — это грубое нарушение права на свободу вероисповедания и патриарх должен высказать свою позицию по этому поводу.
На вопрос корреспондента «Грани.Ру», почему такому преследованию подверглись именно последователи Свидетелей Иеговы*, Валерий Борщев ответил, что это может быть связано с тем, что эта конфессия подвергалась запрету в советское время, а также с тем, что центральное представительство Свидетелей Иеговы* находится за рубежом.
— Был расчет на то, что общество не очень сильно на это отреагирует, — сказал Борщев.
Ярослав Сивульский прокомментировал слова Борщева:
— То, что центр находится за рубежом – не имеет значения. У католической церкви центр в Риме, у православной — в Константинополе. Некоторые СМИ очень постарались, чтобы создать негативный образ Свидетелей Иеговы*. Мы знаем, что СМИ в России не очень свободны и у них есть направляющая руководящая рука.
Лев Пономарёв отметил, что Свидетели Иеговы* не единственные, кто подвергался преследованию по 282-й статье, и причиной этого может служить отсутствие общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов.
— Люди в погонах ищут себе работу. И никто их не может их осадить, только общество, — заключил Пономарёв.
В 2017 году Верховный суд России признал экстремистской организацией и запретил всю российскую структуру Свидетелей Иеговы*, ее члены обжалуют это в Европейском суде по правам человека. Гражданина Дании Денниса Кристенсена арестовали в мае 2017 года после обысков ФСБ и полиции в доме, где собирались его единоверцы. Железнодорожный суд Орла 6 февраля приговорил Кристенсена, которого следствие считало лидером орловских Свидетелей Иеговы*, к шести годам колонии общего режима. Правозащитный центр «Мемориал» признал его политическим заключенным.
* ― Управленческий центр «Свидетелей Иеговы» в России (Свидетели Иеговы) — экстремистская организация, запрещенная на территории России.
добавить к сказанному правозащитниками еще одно объяснение, почему посадили иностранца. Иностранца, чтобы разыграть ксенофобскую антизападную карту. Раз иностранец, значит его не так жалко.
Во-вторых, показать, что Свидетели Иеговы в России не россияне, а приезжие из-за рубежа. Хотя на самом деле таких мало, в основном все российские граждане.
Власть целенаправленно выбирает кого посадить. Целенаправленно сделала Кристенсена лидером СИ.
Государство не любит свидетелей вообще, а не только Иеговы, потому и архивы прячет от людей. Уж такое оно тут, государство... А иеговисты в отрытую презирают и отрицают государство как идею... Наверное, поэтому в демократических странах их ещё терпят, а диктатуры их люто ненавидят...
Во-первых, они называются Свидетели Иеговы, а иеговисты другая организация, отличная от СИ.
Во-вторых, Свидетели Иеговы не презирают и не отрицают государство, они следуют букве и духу закона. Единственное они не покланяются власти, не создают ей культ, при Гитлере демонстративно отказывались зигать, они не принимают в общину чиновников полицейских и военных.
Название "иеговисты" вполне применимо, и про их идеологию тоже почитай. Есть статья в Википедии.
"Люди в погонах ищут себе работу. И никто их не может их осадить, только общество " - Разных органов нынче очень много. Еще и росгвардию собрали. И каждый из них хочет зарплату, премии, звездочки, ... - Но на всех экстремистов-террористов не хватат. Вот и приходиться им самим "рожать"... Но скоро они научаться друг дружку "выручать". - Сегодня россгвардия создаст "терр.огранизацию" для фсб, завтра - прокуратура подарит экстремистские репосты для Отдела К, ...
Жить становиться лучше, жить становиться веселей.