Инженер-программист из Урая Юлия Быкова в свободное время ездит по детским больницам, навещает детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и устраивает для них кукольные представления. Вместе с детским центром «Успех» Юлия разработала проект «Фим и волшебный чемодан» и получила президентский грант — более 1,2 млн руб. О своем проекте Юлия Быкова рассказала корреспонденту «7x7».
Чудо куклотерапии
— Решение заниматься куклотерапией пришло, когда у меня самой была сложная ситуация со здоровьем. Такой момент, наверное, должен наступать и наступает в жизни каждого взрослого человека — встает вопрос: что я могу дать этому миру, что я могу сделать для этого мира? Случайно я увидела видеоклип с танцующей марионеткой. Я улыбнулась от души и вспомнила, что всю жизнь увлекаюсь куклами, только не понимала до сих пор, как все это соединить.
Может показаться, что, если ребенок полежит в больнице денек-другой, недельку-две, — ничего страшного. Но ребенок в это время испытывает колоссальный стресс. Его отрывают от мамы, от папы, от дома, от любимой тарелки, от игрушек, вокруг чужие люди. Некоторые дети на эту ситуацию реагируют так же, как взрослые на стресс.
Им становится только хуже, появляются зажимы. Потом понять, что это на самом деле было, стоит долгих обследований. Мы, взрослые, говорим, мол, все болезни от нервов. А ведь это точно так же распространяется и на детей.
В книге одного психотерапевта я читала про чудо куклотерапии. К пострадавшим после землетрясения в Спитаке, которые лежали в Москве, приходил кукольник из театра Образцова [Государственный академический центральный театр кукол имени Сергея Образцова в Москве, крупнейший в мире кукольный театр] с марионеткой и показывал представление. Взрослые люди реагировали на марионетку, как на живое существо! Они с ней разговаривали, задавали вопросы. Взрослые люди ушли в детство, чтобы на какое-то время их психика освободилась от тяжелых травм. Если это произошло со взрослыми людьми, с детьми это будет происходить многократно сильнее.
Марионетка Фим — «Фантазия и мечта»
— В первый раз в больницу к детям я пришла еще без марионетки. Моя знакомая работает в библиотеке. Там есть специальная программа: библиотекари приходят в больницу к ребятишкам, рассказывают им какие-то истории. Первый раз я очень волновалась. Кукол сделала за ночь из обычных бумажных стаканчиков. А когда увидела детишек и их реакцию на простеньких кукол, поняла, что не ошиблась. Это мое.
Фима я нашла в Тюмени. Сначала поочередно обзванивала в поисках курсов кукловодов театр за театром. Мне говорили — какая марионетка?! Это сложная кукла, вы с ней не справитесь! Но мне этот ответ не понравился. Я — человек упрямый.
В конце концов я нашла театр, который согласился продать свою рабочую куклу. Фим — классическая деревянная марионетка, он весит шесть килограмм. Мне хотелось, чтобы кукла была с детьми одного роста, чтобы они смотрели друг другу в глаза. Фим расшифровывается как «фантазия и мечта». С ним у нас случилась любовь с первого взгляда.
Фим приходит в больницы, в квартиры к детям с ОВЗ, разговаривает, играет. Ему верят.
На средства гранта мы делаем четыре новых марионетки. Это будут бабушка, дедушка, девочка и мальчик. Я специально делаю так, чтобы каждая марионетка могла работать и отдельно, и в паре, если будет два кукловода.
Позже у Фима появился волшебный чемодан, в котором живут теневой и перчаточный театр. Мы с ребятами просматриваем сказки, разыгрываем их. Перчаточные куклы очень нравятся сложным детишкам, у них горят глаза. Просто все сошлось воедино — желание делать что-то хорошее и то, что я могу конкретно сделать здесь и сейчас. Я могу купить марионетку? Могу! Могу найти старый чемодан? Могу сделать теневой театр? Могу пойти в больницу? Вот я это и делаю.
«Я знаю, что хорошие люди появятся рядом»
— В первый раз я громко заявила о себе на Форуме гражданского единства и согласия в Ханты-Мансийске [весной 2018 года]. Меня заметили, проект оценили.
На форуме я познакомилась с НКО «Успех», результатом нашего сотрудничества стала заявка на президентский грант. И мы его получили! Написали шесть основных базовых сценариев для обычных детей в больнице, шесть сценариев для детей с ОВЗ и 12 сценариев для детей-инвалидов на дому. Под все эти сценарии сейчас делаем авторские куклы.
Хорошо бы найти отзывчивых людей и формировать мобильные кукольные театры в разных городах округа. Я знаю, что все равно люди рядом появятся. Я верю, что это дело будет двигаться. Может быть, не так быстро. Как любая волонтерская работа — это сложно, потому что все делаешь просто так, по зову души. Хотелось бы потом сделать что-то вроде франшизы. Чтобы куклы могли гастролировать по разным городам, чтобы мы ими менялись. Чтобы я могла дать желающим волонтерам и кукол, и программу. Я смогла купить куклу, сделать чемодан, а кто-то этого не может, ему надо помочь сделать первый шаг. Если кто-то умеет рисовать, сочинять, готов поделиться своими наработками, я буду только рада!
Каждый человек может принести много пользы. Помогать — это не значит обязательно выходить к детям. Есть много «закадровой» работы. Чтобы появилось пять минут истории, надо сделать очень много. Всех теневых кукол я делаю сама. Нахожу в интернете, обрисовываю, вырезаю, разукрашиваю. Собираю аудиоряд тоже самостоятельно. Я много чего умею делать сама, но это не означает, что мне не нужны люди, которые готовы помочь. Возраст не имеет значения.
Я знаю, чего хочу, я знаю, ради чего это делаю. Поэтому я прошибаю стены. У меня достаточно сил, чтобы сделать все, что я себе намечтала. Детям в больнице нужна любовь. Особенным детям, которые живут особенной жизнью в нашем обществе, потому что не все их принимают, тоже нужна любовь. Детям-инвалидам она нужна, детям, которые ограждены в коррекционных школах, в интернатах… Всем нужна любовь. И я — ею делюсь.