В Петрозаводске жильцы дома №30 на проспекте Александра Невского на собрании 4 ноября снова заявили, что готовы самостоятельно разобрать торговую пристройку «Невский пассаж», которую суд четыре года назад признал незаконной. Один из активистов залез на крышу строения, где у него произошел конфликт с одним из владельцев пристройки. В спор вмешалась полиция. Подробности — в материале корреспондента «7x7».
Драка на крыше
Акцию запланировали на полдень 4 ноября. Время назначили накануне вечером, однако о ней все равно стало известно, и к полудню у здания собрались не только местные жители. Едва на крышу пристройки вышли жилец дома Роман Лабутин и гражданский активист Алексей Трунов, как тут же появились охранник и один из владельцев торгового центра «Невский пассаж» Андрей Цмугунов.
— На крыше ничего не успело толком произойти. Я хотел повесить там плакат — обращение к главе республики. Когда я крепил, появился Цмугунов, силой вырвал у меня веревки, плакат выкинул, начал меня хватать и толкать, — рассказал впоследствии корреспонденту «7х7» Роман Лабутин.
В это время группа жильцов находилась во дворе дома. Они видели, как бизнесмен забирается на крышу. Спустя несколько минут к одному из борцов с пристройкой Михаилу Гошкиеву подбежала соседка:
— Михаил Андреевич, акцию сдали! Цмугунов на крыше дерется с Романом!
И почти сразу с крыши раздалось:
— Михаил Андреевич, там Цмугунов плакат сорвал, бросает вниз! Пожалуйста, подберите!
Плакат упал со стороны фасада, его поднял ветеран Великой Отечественной войны Николай Бакинов. Раньше он жил в этом доме, но после того как получил заключение Роспотребнадзора, что в его квартире превышена предельно допустимая концентрация фенолформальдегида в воздухе, по рекомендациям врачей вместе со своей супругой, инвалидом I группы, вынужден был переехать в съемной жилье.
— Есть документ о том, что вредные вещества выделяет крыша, так чтобы хоть от этого [избавиться], — пояснил Михаил Гошкиев.
Жильцы рассказали корреспонденту об установленной на крыше видеокамере, направленной в сторону окон:
— Ее с окна хорошо видно. Она высоко и направлена на наши окна. Прямо на нас — хоть голыми ходи, — возмутилась активистка Ирина Мельникова.
«Все об этом знают»
Через некоторое время к дому подъехал наряд полиции. Начальник отделения осуществления административного надзора УМВД по Петрозаводску Павел Груздев сказал, что они приехали, чтобы не допустить эскалации конфликта, а споры о пристройке в его компетенцию не входят.
Жильцы дома рассказали полицейским о сути противостояния. Не обошлось без эмоций. Горожане заподозрили, что снос пристройки затянулся на годы из-за того, что этот бизнес «крышуют», о чем они и заявили полицейским.
— Вы сейчас публично высказываете мнение, не соответствующее действительности. Поэтому давайте прекратите вот это, — ответил Павел Груздев. — Вы сейчас высказываете суждения, которые могут быть расценены как обвинения неустановленных пока сотрудников полиции в превышении должностных полномочий либо в злоупотреблении должностными полномочиями. Давайте все-таки выбирать эпитеты и иные словосочетания.
Диалог происходил на оживленной части проспекта. Прохожие оглядывались на собравшихся, но старались не задерживаться и тем более не попадать в объектив фотокамеры. Лишь одна женщина остановилась, прочитала плакат и воскликнула:
— «Территория беззакония» — это точно! И все об этом знают!
К группе полицейских присоединился старший инспектор центра по исполнению административного законодательства петрозаводского УМВД Алексей Даньшин. Поздравив собравшихся с праздником, он предложил жильцам зайти в пристройку.
— Проверьте документы, на каком основании идет торговля в пристройке? — обратился к нему Гошкиев.
— Зарегистрируем коллективную информацию жильцов дома для проверки законности торговой деятельности, — пообещал представитель городского УМВД.
— В этом году хоть? — поинтересовался Гошкиев.
Он намекал на то, что провести проверку обещали и ранее, однако результата не было.
— Конечно, в соответствии с 59-м федеральным законом в течение месяца мы рассмотрим вашу информацию, — ответил Даньшин.
Гошкиев показал полицейским документы, на основании которых жильцы решили самостоятельно начать снос пристройки. Один из них — письмо из федеральной службы судебных приставов, в котором говорится «о возможности реализации права по самостоятельному исполнению требований исполнительного документа».
Когда жильцы и сотрудник УМВД вышли из «Невского пассажа», Роман Лабутин уже сидел в полицейской машине, а Андрей Цмугунов говорил с полицейскими. Лабутина вскоре увезли.
— Меня посадили в машину и сказали, что на меня составлено заявление, и поэтому меня повезут в отдел. Я спросил, задержан ли я. Мне сказали, что да, я задержан, потому что на меня будет составляться заявление. Я просился домой переодеться, меня не пустили, — позже рассказал Лабутин.
В отделении он также написал заявление — о том, что на него напали. Затем его и пришедшего в отдел Алексея Трунова увез участковый, который взял у них показания и дал Лабутину направление в больницу на медосмотр, чтобы зафиксировать следы побоев.
«Вынуждены сделать это сами»
Ранее борцы с «Невским пассажем» направили обращение главному судебному приставу России Дмитрию Аристову, главе Карелии Артуру Парфенчикову и министру внутренних дел по Карелии Дмитрию Сергееву, в котором уведомили чиновников о своих планах.
В письме жильцы дома напомнили об истории вопроса. Пристройка к дому по проспекту Невского, 30 площадью более 800 м2 появилась в 2010 году. Ее построили братья-бизнесмены Цмугуновы. Спустя четыре года суд признал ее незаконной и постановил снести. Ссылаясь на судебные акты и другие документы, авторы обращения написали, что при строительстве «были допущены грубые нарушения строительных и санитарно-эпидемиологических норм и правил». Например, уровень кровли пристройки находится выше полов жилых помещений. Квартиры, окна которых выходят на крышу пристройки, приравняли по статусу к расположенным на цокольном этаже. На кровле, прямо под окнами жильцов, скапливается вода и грязь, зимой образуются снежные наносы.
В знак протеста жильцы устраивали голодовку, проводили одиночные пикеты, пытались разбирать пристройку самостоятельно. В феврале 2017 года ситуация вокруг «Невского пассажа» стала предметом внимания членов Совета по правам человека при президенте России. Но все это не помогло.
«Более восьми лет жильцы дома куда только не обращались, кроме отписок, реакции никакой. Мы полагаем, что имеет место коррупция», — написали жильцы в обращении.
Они указывают и на бездействие главы республики Артура Парфенчикова, который написал на своей странице во «ВКонтакте» о том, что пристройку снести невозможно, так как из-за отсутствия технической документации нельзя восстановить прежний вид дома.
По словам авторов обращения, они располагают многочисленными фактами злоупотребления чиновников своими полномочиями. По мнению жильцов, судебные приставы «торпедируют» исполнение решения суда.
«Так [как] в течение более четырех лет со дня вынесения последнего решения суда никто пристройку с подвалом не сносит и не собирается сносить, мы вынуждены сделать это сами. Коллектив жильцов решил начать сносить пристройку (в необходимых случаях с участием специалистов), и идет поиск спонсоров», — заявили жильцы дома. Они попросили главу регионального МВД «принять меры к Цмугуновым, чтобы они не препятствовали сносу». Письмо подписали более 80 жильцов дома.
— Пристройка должна была быть снесена до 1 июля 2014 года. За это время сменилось столько чиновников! Остались ли у нас в Карелии порядочные представители власти? — задался вопросом Михаил Гошкиев.
7х7 очень выбирает инфо. Факты страшные не дают. В Карелии власти нарушают законы и нормы права. Об этом прекрасно известно в Москве. Но малограмотные детины продолжают править в республике.
На властях Карелии "клейма некуда ставить"... В Москву давно заявлено: - Колониализм в Российской Карелии. Но Москва прикрывает подлецов в республике. Ничего подобного нет в современной мировой истории. Русификация республики достигла уровня русификации Карельского пере-ка. Где ни одного слова на родном языке!!!