Авария на дороге Тверь — Ржев 5 октября, в которой погибли 13 пассажиров заказного микроавтобуса Ford Transit, заставила региональные власти и перевозчиков вступить в публичную дискуссию о способах обеспечения безопасности на тверском транспорте. Сразу после ДТП губернатор Игорь Руденя предложил ужесточить требования к транспортным компаниями, а депутаты регионального заксобрания — ввести в области «единого оператора» пассажирских перевозок. Предприниматели эту идею назвали «тупиковой». Как обсуждение безопасности поездок превратилось в экономический спор — в обзоре «7x7».
Версии ДТП
Автокатастрофа, в которой погибли 13 человек, произошла утром 5 октября в 15 километрах от областного центра на автодороге Тверь — Ржев. Заказная маршрутка Ford Transit компании «ТрансАвто» двигалась из Ржева, выехала на полосу встречного движения и столкнулась автобусом «ЛиАЗ» областного АО «Тверьавтотранс», в котором был всего один пассажир. Погибли 12 из 13 пассажиров микроавтобуса и его водитель Владимир Баранов.
Сразу после ДТП тверская полиция возбудила дело о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а следственный комитет — об оказании услуг, не отвечающих безопасности жизни и здоровья. По данным «Российской газеты», во время расследования рассматривалась версия о том, что водитель Ford Transit не справился с управлением при обгоне, но после появления видео с места происшествия выяснилось, что перед аварией дорога была свободна. По данным портала «Твериград», у следствия были и другие версии ДТП. Но предположение, что водитель Ford Transit отвлекся на разговор по телефону, опровергла распечатка его звонков (последний был зафиксирован за полчаса до столкновения), а судмедэкспертиза не подтвердила гипотезу об остановке сердца или инсульте у погибшего шофера. В бардачке микроавтобуса нашлись несколько путевок со штампами медика и механика, выписанные на несколько дней вперед, а сам Баранов работал по графику «трое суток через трое» и постоянно не высыпался перед рейсами, сообщил «Твериград».
Уже 7 октября по ходатайству СК суд отправил под домашний арест на два месяца Алексея Морозова — директора ООО «ТрансАвто», которое выполняло заказ на рейс из Ржева в Тверь. Во время заседания прокурор Московского района Твери Юрий Орлов предположил, что документы медицинских и технических проверок перед поездкой могли быть «фиктивными», сообщил сайт «Афанасий-бизнес» в репортаже из суда.
Новые обстоятельства, старые планы
Одним из первых на аварию 5 октября отреагировал депутат областного заксобрания, единоросс Станислав Петрушенко. Он связал аварию с идеей создания «единого оператора» транспортных перевозок.
«Нам необходимо ускорить перевод частного транспорта под единого оператора. И сделать необходимо это до конца 2019 года, чтобы такие трагедии не повторялись», — написал он в Facebook спустя полтора часа после появления первого сообщения о ДТП.
В тот же день губернатор Тверской области Игорь Руденя предложил ужесточить требования к автомобильным пассажирским перевозкам.
«Сегодня идет работа по борьбе с нелегальными перевозками. Мы максимально закрываем все лазейки, которые имеются для организаторов таких небезопасных видов деятельности. Все равно остаются те, кто под видом заказных перевозок оказывают населению несертифицированные услуги. Это слишком дорогая цена, которую мы платим в борьбе за наведение порядка на наших автодорогах», — процитировала губернатора пресс-служба облправительства.
Как именно нужно ужесточить законодательство, Руденя не уточнил, но уже 8 октября он поручил областному Минтрансу проанализировать состояние рынка пассажирских перевозок, «навести порядок и обеспечить безопасность людей». Именно безопасность стала одной из главных тем двух совещаний в правительстве региона 12 и 17 октября. По их итогам облправительство сообщило, что уже к 2021 году в регионе появится новая система пассажирских перевозок. Ее особенностями должны стать мультимодальность (возможность по одному билету проехать на нескольких видах транспорта к точке назначения), безналичная оплата проезда и объединение нескольких видов транспорта — в частности, автобусов большой вместимости и электричек.
Эти идеи региональные власти анонсировали и ранее: мультимодальность перевозок уже сейчас внедрена в муниципальном предприятии Твери «ПАТП-1», а безналичную оплату тестируют в маршрутках областного центра — это условие включено в требования новых конкурсов на городские маршруты. Игорь Руденя планировал избавиться от автобусов малой вместимости в системе тверских перевозок еще в 2017 году, а к 2018 году они должны были полностью исчезнуть с маршрутов. Не исчезли.
Новые старые идеи губернатора быстро нашли воплощение в законодательных инициативах. Уже 24 октября комитет по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу (ЖКК) Тверского заксобрания рассмотрит два законопроекта, регламентирующих пассажирские перевозки. По первому предпринимателей предлагают лишать свидетельства на перевозки в случае передачи маршрутных карт или изменения маршрута. По второму региональные чиновники будут устанавливать места отправки транспортных средств, используемых для заказных перевозок чаще трех раз за месяц по одному и тому же маршруту.
Однако парламентарии готовятся идти дальше. На рабочем совещании 17 октября они предложили создать единого оператора пассажирских перевозок «по примеру Москвы и Московской области» и ввести обязательное лицензирование заказных пассажирских перевозок. Эти идеи Станислав Петрушенко и его коллеги намерены представить на заседании заксобрания 25 октября. По мнению депутата, такой оператор должен начать работу не позже 1 января 2020 года.
Однако пока в Тверской области не удалось реализовать ни один собственный проект «единых операторов» (например, компании, занимающейся ремонтом и обслуживанием дорог, и организация, в которую войдут все коммунальные сети региона). Определен только единый оператор в сфере обращения с отходами, но это требования федерального закона, а не местная инициатива.
«Большие дяденьки решили поиграть»
За создание единого оператора в сфере пассажирских перевозок выступает и часть перевозчиков. Один из них, предприниматель Дмитрий Иванов (участник нескольких крупных конфликтов с транспортными компаниями), направил письмо губернатору Игорю Рудене еще до аварии, 1 октября.
Бизнесмен предложил временно отказаться от конкурсов, выдать перевозчикам временные маршрутные карты, а в дальнейшем создать единого оператора. Себя предприниматель предложил областным властям в качестве партнера. Реакция Игоря Рудени неизвестна: пресс-служба регионального правительства не ответила на запрос редакции.
Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Тверской автотранспортный союз» (ТАС) Владимир Густов (объединяет 43 компании-перевозчика, работающих в Твери и Тверской области) 16 октября заявил, что создание оператора-«прослойки» между министерством и перевозчиками увеличит нагрузку на бюджет, но не принесет результата.
«Содержание единого оператора, который будет работать по всем региональным маршрутам, потребует увеличения дотаций из бюджета. Сейчас муниципальные предприятия находятся в предбанкротном состоянии, поэтому возникают сомнения, что регион сможет содержать новое транспортное предприятие. Если отказаться от нагрузки на бюджет, то расходы придется переложить на плечи граждан, а это вызовет моментальный рост тарифов в 1,5–2 раза», — привел мнение Густова сайт ТАС.
Директор партнерства добавил, что повысить безопасность перевозок можно, скорректировав расписание и количество рейсов и сохранив систему конкурсов, от которых Дмитрий Иванов предложил отказаться на период реформы. Этот отказ противоречил бы закону, утверждал Владимир Густов.
Областная компания «Тверьавтотранс» (обслуживает 16 межмуниципальных маршрутов) обвинила в трагедии с 13 погибшими «жадных людей, которые гонятся за деньгами, не понимая, насколько такой бизнес опасен и с какой ответственностью к нему надо подходить».
«Большие дяденьки решили поиграть в чиновников и бизнесменов, не зная, что такое автомобиль, что это источник повышенной опасности. А по сути — играют жизнью пассажиров, как в рулетку, повезет сегодня или нет», — говорится в заявлении компании, опубликованном на сайте «Афанасий-бизнес».
Компания-владелец автобуса, в который врезался Ford Transit 5 октября, утверждала, что на чартерных рейсах «за жизнь пассажиров никто ответственности не несет». Однако семьи погибших пассажиров все же получат выплаты по 2,02 млн руб. — гражданская ответственность владельца микроавтобуса была застрахована.
Проверки и опросы
Споры чиновников, депутатов и предпринимателей, сможет ли единый оператор или ужесточение условий конкурсов предотвратить аварии, подобные ДТП 5 октября, пока никак не отразились на транспортных перевозках в регионе.
Прокуратура и полиция 11 октября проверили кассы, где продаются билеты на заказные маршрутки, и сами автотранспортные средства, но, как пишет «Твериград», ограничились опросами. Они не повлияли на безопасность пассажиров или качество предрейсового медицинского осмотра водителей: уже 17 октября ГИБДД Тверской области задержала пьяного водителя «заказной маршрутки».
Сами пассажиры продолжают покупать билеты на межмуниципальные микроавтобусы. Они часто дешевле, чем на государственных и легальных автобусах, быстрее и чаще ходят, а в то, что они менее безопасны, пассажиры не верят. Аналогичная трагедия, судя по реакции властей, перевозчиков и силовиков, могла случиться и с легальным перевозчиком, с застрахованными пассажирами и формальным предрейсовым осмотром.