Мэрия Твери с 2016 года пытается навести порядок в общественном транспорте с помощью инструментов, которые ей дал новый федеральный закон об организации регулярных пассажирских перевозок. Однако последовательные законные действия властей и перевозчиков лишь усугубили ситуацию на рынке пассажирских перевозок. Что происходит в одной из ключевых отраслей системы функционирования города, разобрался журналист «7x7».
«Мы не поедем, там облавы»
Несколько месяцев назад тверичи стали замечать странности с расписанием маршруток. Водители могут стоять по несколько часов на конечных остановках, не обращая внимания на скопившихся пассажиров. Об одной такой истории написала в группе в социальной сети «ВКонтакте» жительница поселка Заволжский на северо-востоке города Наталья Батулина.
26 июля ей надо было подъехать к 15:00 на площадь Капошвара в центре Твери. Добираться туда из Заволжского примерно 40 минут, по расписанию маршрутки должны ходить раз в 10 минут. Так что на конечную остановку маршрутки №204 она подошла заранее, в 14:00. Здесь уже стояли пять микроавтобусов, но никто из водителей и не думал отправляться в дорогу.
«Подошли к водителям и спросили, какого лешего никто не едет. Выяснилось, что ехать они не собираются! Открытым текстом нам было сказано: „Мы не поедем, у нас документов нет, а в городе облавы!“» — написала Наталья Ботулина.
Облавами водители называют проверки, которые регулярно проводят на улицах Твери городские власти и федеральные службы — ГИБДД и УГАДН (региональное управление государственного автодорожного надзора, которое занимается контролем пассажирских перевозок). Если водители маршрута №204 попадутся, им грозят крупные штрафы. Пока на улицах работают проверяющие, маршруточники ждут: на конечных и промежуточных остановках или просто сбрасывая скорость и раздражая пассажиров, которые привыкли к другому.
«Раньше все замечательно было: не опаздывали, маршрутки ходили часто и с одинаковой скоростью. Сейчас же водители первую половину [пути] едут со скоростью 25 км/ч, а затем разгоняются», — пишет Виктория Крайонова о другом маршруте — №7.
Объясняется странное поведение водителей просто. Они работают нелегально.
Новый закон меняет маршрут
К ситуации, в которой значительная часть городских пассажирских перевозок производится по временным разрешениям или и вовсе вне закона, привели шаги тверской мэрии, которая с 2015 года пыталась воспользоваться преимуществами, которые ей давал федеральный закон №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров». Городские власти хотели, чтобы все было красиво: чистые автобусы, Wi-Fi, бесплатный проезд для льготников.
До того, как в 2015 году Госдума приняла новые правила, муниципалитет мог влиять лишь на работу единственного перевозчика — МУП «ПАТП-1». Частным транспортным компаниям же достаточно было получить лицензию на право перевозки пассажиров. Этого было достаточно, чтобы участвовать — и побеждать — в конкурсах на десятки городских маршрутов. Другие требования мэрии на тендерах УФАС России по Тверской области признавало ограничением конкуренции. Новые нормы давали местным властям возможность устанавливать более четкие критерии для определения победителей.
Казалось, новый федеральный закон добавит в сферу общественного транспорта порядка. Ведь в нем содержались три простых правила: Первое — «один маршрут — один перевозчик». Второе — этот перевозчик определяется по конкурсу. И третье — маршрут может быть или регулируемым, где тарифы определяются региональными властями, или нет — и тогда цену проезда называет сам перевозчик.
Администрация Твери просто разделила городские маршруты: по тарифам, устанавливаемым региональной энергетической комиссией Тверской области, стало работать муниципальное ПАТП-1. Остальные маршруты достались частным перевозчикам. Разница между «частными» и «городскими» тарифами осталась небольшой: цена одной поездки в частной маршрутке составляет 25 рублей, в муниципальном транспорте — 21 рубль.
Но это был лишь первый шаг в мэрии. Вторым она изменила схему маршрутов. Это было нужно, чтобы заново провести тендеры среди перевозчиков. Ведь транспортные компании, которые работали на маршрутах до вступления нового закона в силу, должны были получить свидетельство на перевозку без конкурса.
Судьба автобуса №22
Так мэрия начала движение к настоящему положению дел. Примером того, как стремление к порядку разрушило устоявшийся, пусть и уродливый баланс, может служить судьба маршрута №22. За три года на нем сменилось три перевозчика, последний работает здесь незаконно.
С 2009 года перевозками по нему занимался транспортный омбудсмен Твери на общественных началах Владимир Исаев. Маршрут №22 начинается на севере города — на улице Артюхиной, а заканчивается далеко на юге — в Никулино. Формально муниципалитет допустил нарушения при прокладке этого маршрута, ведь конечные остановки находятся уже за чертой города. Правильный межмуниципальный маршрут №222 создало региональное министерство транспорта, но еще в 2012 году оно передало право по определению перевозчика в мэрию. Ведь чаще всего этим маршрутом, проходящим через самые населенные районы Твери, пользовались горожане.
В 2016 году Владимир Исаев подал документы в Минтранс, чтобы ему выдали маршрутные карты и вписали в реестр как перевозчика по маршруту №222 на льготных условиях — без конкурса. Предприниматель полагал, что имеет на это право, ведь разницы между «городским» маршрутом №22 и «областным» №222 не было. Но региональное ведомство перевозчику отказало, а арбитраж, где бизнесмен обжаловал его решение, встал на сторону министерства.
Мэрия же провела конкурс на маршрут №222, который выиграла совсем другая компания — «Автосфера». Выигрыш аукциона ей обеспечило конкурсное предложение, в котором компания брала на себя обязательства установить во всех автомобилях Wi-Fi и, что было важнее для городских властей, возить льготников по Единому социальному проездному билету (ЕСПБ).
На деле этого не произошло. Вскоре «Автосфера» лишилась права работы на маршруте из-за отказа водителей принимать ЕСПБ. В апреле 2017 года портал «ТИА» публиковал анонимное мнение перевозчика, который объяснял, почему частные компании отказываются возить льготников бесплатно. Все дело в компенсации.
«В городе нет системы учета льготников, а компенсацию за их перевозку администрация выплачивает по своему усмотрению и с задержкой. То есть мы предоставляем им свои данные о том, сколько льготников мы перевезли, а они сами решают, естественно, не в нашу пользу, сколько денег дать», — жаловался бизнесмен.
Администрация Твери переадресовала претензии по оплате проезда для льготников на региональные власти: в 2005 году именно они ввели в области ЕСПБ и распределяли компенсации. А лишение перевозчиков права работать на маршрутах мэрия объяснила нарушением существенных критериев конкурса — обязанности перевозить льготных пассажиров.
Существенным критерием оказалось в итоге и отсутствие Wi-Fi: с маршрута №222 вскоре убрали еще одну компанию — «Ориент-Авто».
Безопасность не выгодна
В 2017 году «Ориент-Авто» лишилась прав еще на четыре маршрута — №208, №205, №33к и №3. В конце августа администрация Твери подала новый иск: на маршрут №204. Во время аукционов компании-перевозчики действительно обещают то, что даже не планируют исполнять. Ведь им важно выиграть заветные маршруты. А получив документы, транспортные компании перестают обращать внимание даже на безопасность перевозок.
Тверские ГИБДД и УГАДН (управление государственного автодорожного надзора, занимается контролем пассажирских перевозок) 4 и 5 августа 2018 года проверили три маршрута «Ориент-Авто» — №228, №208 и №205. На некоторых из них перевозчик работал уже по временному разрешению. На маршруте №205, по информации портала «ТИА», в одной из маршруток с 16 сидячими местами и только одним стоячим специально было снято переднее сидение, чтобы увеличить вместимость. Права водителя из Киргизии имели признаки подделки. Две маршрутки ездили без тахографа, прибора, регистрирующего скорость, пробег автомобиля, период работы и отдыха экипажа.
Еще в августе 2017 года проверка нашла на маршруте №14 автобус с многочисленными трещинами на лобовом стекле. Кроме того, в автобусе не работали кнопки открытия дверей снаружи. Часть машин ездила на «лысой» резине. Это далеко не полный перечень проверок и выявленных нарушений.
Во время конкурса перевозчики предоставляют автомобили в полной технической исправности, что позволяет победить и получить свидетельство на маршрут. Но это не означает, что возить пассажиров будут безопасные автомобили. Службы технического осмотра перед направлением в рейс у частных перевозчиков отсутствуют или работают формально.
Как и в случае с ЕСПБ, предприниматели не хотят брать на себя дополнительные расходы.
Передача карт
Отзывая через суд право работать на конкурсах, мэрия в пожарном порядке исправляет собственные недоработки. Ведь проблема с безопасностью и техническим состоянием маршруток закладываются еще во время процедуры конкурса. Многие перевозчики побеждают сразу на нескольких маршрутах, не обладая необходимым количеством транспортных средств. Затем они либо берут транспорт в аренду, либо передают маршрутные карты сторонним предпринимателям на так называемое «доверительное хранение».
Как следует из ответа тверской мэрии на запрос «7x7», городская администрация считает такую практику незаконной. Ведь тогда не исполняется важное условие закона 2015 года: один маршрут — один перевозчик.
Передачей на доверительное хранение занималась все та же компания «Ориент-Авто». Маршрутные карты в аренду получил некий предприниматель Дмитрий Иванов. Впоследствии «Ориент-Авто» обратилось в полицию с заявлением о краже маршрутных карт, отданных Дмитрию Иванову. Карты автоматически стали недействительными. Взамен их администрация Твери выдала новые. Аналогичным способом поступил предприниматель Владимир Воробьев, получивший право на маршрут №55, поскольку работал на нем до вступления в силу закона. Передача маршрутных карт Дмитрию Иванову, заявление о краже, получение новых.
Собеседник «7x7» в администрации Твери, попросивший не называть его, объяснил, что маршрутные карты, по которым подано заявление о краже, утере, признаются недействительными. На сайте города такой реестр есть, в него внесено 100 карт, выданных «Ориент-Авто», три карты, выданные Владимиру Воробьеву. Однако, соглашается собеседник, это не означает, что перевозчики уходят с маршрута. «Открытый конфликт», как называет противостояние Владимира Воробьева и Дмитрия Иванова портал «Твериград», не решил даже арест четырех маршруток №55.
Перевозчики уверены, что новые конкурсы решат проблему:
«В этом году город в течение полугода должен был провести новые конкурсы, на время процедур перевозчикам были выданы временные карты маршрутов. Сейчас их действие закончилось, а новые конкурсы так и не состоялись. Выход из сложившейся ситуации простой — проведение новых конкурсных процедур, которые будут соответствовать требованиям закона. Подготовка к ним уже ведется — проходит оценка регулирующего воздействия актов, необходимых для исполнения предписания ФАС. Но все это пока, к сожалению, движется очень медленно», — считает исполнительный директор партнерства перевозчиков «Тверской автотранспортный союз» Владимир Густов.
Конфетки в маршрутках
Пока этого не произошло, жизнь тверского общественного транспорта, конечно, не останавливается. Перевозчики продолжают зарабатывать деньги и даже проводят рекламные акции.
В маршрутке №222 в Твери 3 сентября всем пассажирам раздавали конфетки с благодарностью. «Спасибо за то, что воспользовались нашим маршрутом. Приятного аппетита!» — написали на панели при входе в транспорт», сообщил портал «Твериград». По информации издания, перевозчик — та самая отстраненная «Автосфера» — обещал распространить акцию и на маршрут №207.
Но вряд ли конфетки смогут исправить беспорядок с безопасностью и расписанием. Пока перевозчики работают нелегально, облавы на них на улицах Твери будут продолжаться, а пассажиры так и будут опаздывать и пугаться резких торможений и ускорений. У них не будет главного — уверенности в том, что общественный транспорт работает для них.