Оренбургский облизбирком 28 сентября рассмотрел предложение общественников, отделений КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» и «Яблока» провести референдум о возвращении прямых выборов глав городов, городских округов и муниципальных районов региона и направил его на рассмотрение в областное законодательное собрание. Об этом «7×7» сообщила секретарь облизбиркома Наталья Иванова. 25 сентября инициаторы возврата прямых выборов провели круглый стол, на котором обсудили «необходимость, целесообразность и законность» референдума. На встрече побывал корреспондент «7×7».
«Лучший способ связи власти и народа — прямые выборы глав городов»
В круглом столе, проходившем в здании обкома КПРФ, участвовало около 30 человек. Встречу начал первый секретарь Оренбургского обкома КПРФ, руководитель фракции коммунистов в законодательном собрании области Максим Амелин:
— Сейчас, как известно, в 100% городов, городских округов и муниципальных районов нашей области прямые выборы фактически невозможны. Мы — свидетели изменения политической реальности. В этой новой реальности, я считаю, нарушен договор между населением и властью. И нарушен прежде всего очень жестким сжатием социальных реформ: это увеличение пенсионного возраста. Сейчас как никогда необходима прямая связь власти и народа. Самый лучший способ связи — это прямые всенародные выборы глав городов и вообще везде, где предусмотрены выборные должности.
«Референдум — не единственный способ корректировки законодательной нормы»
Адвокат Владимир Тишин привел аргумент противников прямых выборов глав муниципальных образований: постановления Верховного суда, согласно которым подобный вопрос не может быть вынесен на референдум, так как вопросы, которые на референдум выносить можно, оговариваются в статье 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России». По мнению Тишина, эти постановления были приняты «под сильным политическим давлением»:
— Существуют три способа выборов глав: это выборы из числа депутатов, выборы из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и прямые выборы. Верховный суд посчитал, что на этом все и заканчивается, что закон уже урегулировал эту ситуацию, соответственно, эти вопросы не могут быть вынесены на референдум.
По словам Максима Амелина, референдум — не единственный способ корректировки законодательной нормы, «есть способ более простой, понятный и достижимый»:
— Эта норма проистекает из нашего регионального закона. Поэтому фракция КПРФ в областном парламенте предложила изменить областной закон, чтобы была возможность прямого выбора глав городов, городских округов и муниципальных районов. Мы уже идем по этому пути: предложения в начале прошлой недели внесены в законодательное собрание, посмотрим, как они будут проходить согласование на комитетах.
«Теперь власти приходится считаться с мнением народа»
По мнению профессора Оренбургского института Московской государственной юридической академии, доктора политических наук Галины Шешуковой, «партия власти» сейчас может пойти на компромисс в отношении прямых выборов глав городов, городских округов и муниципальных районов — в том числе в Оренбургской области. Шешукова считает, что компромисс — «в интересах „Единой России“»:
— Политическая реальность изменилась в результате событий, которые произошли 9 и 23 сентября, и теперь власти приходится считаться с мнением народа, когда на прямых выборах побеждают представители не «Единой России». Почему в свое время избрали самые худшие варианты с точки зрения населения — через конкурсные комиссии или из числа депутатов? Логика была следующая. Все видят, что существуют конфликты между главами региональных столиц и губернаторами. Решили эти конфликты убрать. Первым этапом стало разделение должностей: мэр — сити-менеджер. Потом оказалось, что эта двойственность тоже ведет к конфликтам. Поэтому решили переходить к фактически прямому управлению муниципалитетами со стороны губернаторов — через избрание мэра по рекомендациям конкурсной комиссии. Был еще такой аргумент: «народ не знает, кого избирает», и отсюда — уголовные дела против всенародно избранных мэров. Но если мы возьмем Оренбург, то увидим, что благодаря аресту мэра Евгения Арапова и его заместителя Геннадия Борисова этот аргумент отпадает. Что же можно сделать в такой ситуации? Попытаться в вопросе возврата прямых выборов привлечь на свою сторону часть депутатов-единороссов в законодательном собрании, которые заинтересованы в сохранении рейтинга партии.
По словам Галины Шешуковой, таких депутатов немало, однако их поддержка зависит от того, как изменится отношение к этому вопросу на федеральном уровне.
«Ситуация в Оренбурге — итоги того, что мэра не избрали всенародно»
Мэра Оренбурга Евгения Арапова на круглом столе упоминали неоднократно. Уголовное дело против него приводили как пример неэффективности избрания главы муниципалитета по представлению конкурсной комиссии.
— В 2015 году у меня была возможность присутствовать на выборах мэра Оренбурга, которые проходили не всенародным образом, — сказал депутат городского Совета Игорь Хавторин. — Конкурсная комиссия, в которую входили заместители губернатора, тогда предложила Арапова, горсовет — Артёма Гузаревича, ныне главу Южного округа Оренбурга. В жесточайшей конкуренции Арапов и Гузаревич доказывали нам, кто как лучше будет обустраивать наш город! Сейчас мы видим последствия этого обустройства, и еще долго будем видеть. И то, что сейчас происходит в городе, — это итоги того, что мэра не избрали всенародно.
Упомянул Евгения Арапова и бывший член ЛДПР, предприниматель Александр Колыбельников. По его словам, будучи сити-менеджером (в 2010–2015 годах), Арапов «в неделю по два раза встречался с жителями города, приводил на эти встречи своих замов, глав округов, видел нужды людей, контролировал». Затем прямые выборы отменили, и Арапову «перестали нужны быть люди, которые могли бы за него голосовать — стало нужно отметиться перед губернатором»:
— Лишив нас, граждан, права на прямые выборы, депутаты законодательного собрания, конечно, угодили губернатору, но «плюнули нам в лицо». Они объявили нас недееспособными. И возникает абсурдная ситуация: губернатора можно выбирать, президента можно, а главу местной власти — нельзя. Это чушь!
По мнению руководителя фракции «Справедливой России» в законодательном собрании Владимира Фролова, «когда главу муниципального образования выбирают по предложению конкурсной комиссии, в которую входят заместители губернатора, нет ответственности этих должностных лиц перед избирателями»:
— Возвращение прямых выборов — это возвращение к демократии. Возвращение к статье 2 Конституции — главный вывод деятельности нашей инициативной группы.
По прогнозу Фролова, «власть будет делать все, чтобы не пропустить на законодательном собрании положительное решение по референдуму».
«Главы администраций не подотчетны никому»
Помимо Арапова, на круглом столе критиковали и других глав муниципалитетов. Максим Скивко, председатель профсоюзов малого и среднего предпринимательства Оренбурга, сказал, что «к нам очень много жалоб поступает на глав районов и сельсоветов»:
— Мы видим, что главы администраций не подотчетны никому. Если в Оренбурге еще как-то можно полемизировать с властью, то за границами города отношение власти к людям, и к населению, и к предпринимателям, бывает совершенно неадекватным. Мы выступаем за прямые выборы по одной простой причине: у избранного главы будут обязательства перед народом.
Сотрудник регионального отделения Комитета против пыток Вячеслав Дюндин (он заявил, что присутствует на круглом столе «в качестве гражданина Российской Федерации») сказал:
— Наша инициатива имеет глубокий смысл: люди призывают власть к разуму. Просто к разуму! Страна оказалась на перепутье: или мы идем к восстанию (к чему сейчас ведет «вертикаль власти»), или мы вместе начинаем обсуждать ситуацию и приходим к разумному решению.
«Если избранный глава будет неудобен, правительство его „задушит“»
Бывший депутат Госдумы от ЛДПР Максим Щепинов сказал, что «нужно учитывать межбюджетные отношения, которые сложились между федеральным центром и регионами, между региональным правительством и муниципалитетами»:
— Какого бы главу мы ни выбрали, «на земле» мало что изменится для избирателей. Мы прекрасно понимаем схему наполнения муниципального бюджета. Это два налога: на имущество и на доходы физических лиц. Если мы посмотрим на нашу область, то увидим, что только Оренбург и, может быть, Бузулук могут сами себя обеспечить, остальные муниципалитеты целиком дотационные. Они полностью зависят от регионального правительства. Я прекрасно понимаю: даже если глава будет избран на прямых выборах, но будет неудобен, региональное правительство сделает абсолютно все, чтобы «задушить» этого человека — ему не будут давать субвенции, субсидии, дотации, и народ его просто «на вилы поднимет». Посмотрите на того же главу Оренбурга. Да это очередной министр по делам Оренбурга! Он абсолютно подотчетен, встроен в областное правительство, как говорится, со всеми вытекающими. Это не говорит о том, что наша инициатива не нужна. Но нам необходимо смотреть, что нужно сделать дальше, чтобы поменять межбюджетные отношения. Это очень важно. И я, к сожалению, не вижу здесь людей, которые возглавляли муниципальные образования: Иванова (Гай), Жалыбина (Бузулукский район), Явкина (Адамовский район), которые могли бы про это рассказать, потому что отлично знают ситуацию изнутри.
Владимир Фролов возразил:
— Избранного главу могут «задавить» только уголовщиной. Налоги тут ни при чем. Есть Налоговый кодекс, и он распределяет доходы сегодня по количеству населения. Например, в чем разница между Оренбуржьем и соседним Татарстаном? Там те же бюджетные отношения, но Татарстан входит в 20 федеральных программ, а мы — в четыре. Он получает финансовую поддержку сбалансированности бюджета 18 миллиардов рублей, а мы — 600 миллионов. Естественно, возможности у нас абсолютно несоразмерны. Такие регионы, как наш, сегодня находятся в безвыходной ситуации, потому что губернаторы (в том числе и губернатор Оренбургской области Юрий Берг) молчат и не защищают интересы своих регионов ни перед федеральным правительством, ни перед президентом.
По мнению депутата законодательного собрания от КПРФ Владимира Новикова, «уголовщина, которой можно задавить главу, может быть и с экономическим уклоном»:
— Мы помним, что случилось с главой Ташлинского района Владимиром Сусликовым. Человек вынужден был пойти на нецелевое расходование районного бюджета, и его чуть не посадили. То же произошло с бывшим главой Адамовского района Сергеем Явкиным.
«Объединяемся и делаем»
В конце круглого стола Владимир Тишин подчеркнул, что он хотя и не разделят некоторые политические идеологии, ради достижения общей цели — возврата прямых выборов — «готов дружить хоть с чертом, чтобы каким-то образом сдвинуть дело „с мертвой точки“»:
— Обвиняют нас в соцсетях в том, что мы собрались в обкоме КПРФ. Но здесь вопрос скорости и целесообразности. Поэтому собрались у коммунистов. Завтра предложат собраться в городском морге — там будем собираться. С нами «через коленку» поступают периодически, не разрешая митинги, шествия — ну какие мы должны тут политические реверансы делать? Вопрос общий? Общий. Есть противоречия? Нет противоречий. Значит, объединяемся и делаем.
Комментарий
Информацию о круглом столе прокомментировала председатель Оренбургского регионального отделения незарегистрированной партии «Россия будущего» Наталия Трубачева:
— Позитивное для нашего региона начинание, что оренбуржцы разных политических взглядов преодолели разногласия и выступили с полезной инициативой. За прямые выборы выступила не только парламентская оппозиция, но и, например, «Яблоко». Если главы городов выбираются народом, то и отвечать им придется не перед горсткой депутатов, а перед всеми избирателями. Это и повысит ответственность, и соответствует духу закона и демократическим идеалам.
«Дьявол» может, однако, крыться в деталях. Даже если учесть, что избирательная комиссия создала рабочую группу, неизвестно — поддержит ли законодательное собрание эту инициативу (а если нет, нас ждут затяжные судебные тяжбы с неопределенным исходом), не будет ли создаваться препятствий для сбора подписей на местах (мы по себе знаем, что власть негативно относится к изменениям и не брезгует иногда давлением на активистов), примет ли, в конце концов, избирательная комиссия эти подписи как достоверные и верифицируемые.
Прямые выборы глав городов, городских округов и муниципальных районов Оренбургской области отменили три с половиной года назад. Изменения в закон «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» депутаты законодательного собрания внесли 25 февраля 2015 года.