Оренбургский областной суд 27 сентября оставил без изменений решение Ленинского районного суда Оренбурга, который отклонил иск о компенсации морального вреда, причиненного Алексею Синегубову неэффективной работой сотрудников регионального Следственного управления. Он пожаловался на пытки в милиции в феврале 2011 года. Об этом 27 сентября сообщила пресс-служба Оренбургского отделения Комитета против пыток.
Руководитель регионального отделения правозащитной организации Тимур Рахматулин сказал корреспонденту «7x7», что в областном суде огласили только резолютивную часть решения. Мотивировочную часть еще не написали, на это потребуется несколько дней.
«Областной суд упустил реальную возможность восстановить нарушенные права Алексея Синегубова и не присудил ему компенсацию за очевидную волокиту. Это яркий пример того, что вина в ежегодных многомиллионных потерях из бюджета целиком и полностью лежит на наших отечественных следственных органах и судах. Именно из-за неэффективной работы этих органов ежегодно из России в Европейский суд по правам человека поступает огромное количество жалоб на различные нарушения прав человека», — прокомментировал решение областного суда на своей странице в Facebook юрист Комитета против пыток Денис Исхаков.
По мнению правозащитника, «областной суд сделал все для того, чтобы у ЕСПЧ были все основания назначить Алексею Синегубову самую высокую компенсацию в том случае, если в Страсбурге сочтут доказанным факт нарушения государством его прав».
Надежда Синегубова обратилась к оренбургским правозащитникам в сентябре 2011 года. Она сообщила, что ее сына Алексея пытали сотрудники милиции. Алексей Синегубов, позже сам обратившийся в Комитет против пыток, рассказал, что в ночь с 23 на 24 февраля 2011 года, когда он вышел из дома за сигаретами, около продуктового киоска его остановили милиционеры и предложили проехать в Центральный РОВД. Милиционеры объяснили это тем, что приметы Синегубова совпадают с приметами из ориентировки. Весь день 24 февраля Алексея, по его словам, «допрашивали с пристрастием»: били по голове противогазом, наносили удары по всему телу, перекрывали доступ кислорода полиэтиленовым пакетом. В изоляторе временного содержания, куда Синегубова перевели поздно вечером, у него были зафиксированы многочисленные телесные повреждения. В июле 2011 года суд признал Синегубова виновным в разбойном нападении и приговорил к пяти годам лишения свободы. Синегубов отсидел весь срок и летом 2016 года освободился.
В марте 2011 года Синегубов обратился в следственные органы с заявлением о пытках. Доследственная проверка длилась семь лет. За это время следователи вынесли 20 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Юристы Комитета против пыток обжаловали их как незаконные и необоснованные. Добиться возбуждения уголовного дела не удалось.
В июне 2014 года правозащитники направили в интересах Синегубова жалобу в ЕСПЧ. В мае 2018 года Страсбургский суд ее коммуницировал: он задал России вопросы о том, подвергался ли Синегубов пыткам и проводилось ли эффективное расследование по его заявлению. 14 июня судья Ленинского райсуда Оренбурга Олег Месяц отказал в удовлетворении иска о компенсации морального вреда, причиненного Синегубову неэффективной работой следователей.