Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Ярославская область
  2. «Переломный момент в истории, который остается неизвестным горожанам». Ярославцы — о самом продолжительном и кровопролитном городском восстании против большевиков

«Переломный момент в истории, который остается неизвестным горожанам». Ярославцы — о самом продолжительном и кровопролитном городском восстании против большевиков

Мнения блогеров о событии, которое депутаты посчитали не важным для истории

Даниил Кузнецов
Броневики времен Гражданской войны
Фото Яркипедии
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Ровно сто лет назад 6 июля 1918 года в Ярославле началось восстание против власти большевиков. Общественники и блогеры решили напомнить современникам об этой дате по-разному. Мнения ярославцев о событиях Гражданской войны — в обзоре «7x7».

 

Что случилось сто лет назад. Историческая справка

Летом 1918 года в Ярославле собралось около сотни офицеров Союза защиты родины и свободы, который возглавлял эсер Борис Савинков. Они спланировали вооруженное выступление и утром 6 июля захватили ярославский арсенал, а затем взяли власть в городе. Им не подчинились солдаты, которые были расквартированы за рекой Которослью, а рабочие железнодорожных мастерских, наоборот, присоединились к мятежу. Восставшие назвали себя частью «Добровольческой армии» Антона Деникина, которая формировалась в это время на Дону.

Спустя три дня после начала мятежа Красная армия блокировала город. Начался артобстрел из-за Которосли с бронепоездов и аэропланов. Документально зафиксировано, что красные командиры просили для подавления восстания прислать им химические снаряды и бомбы. Они в том числе использовали в боях интернациональные бригады из китайских рабочих. У белых было только стрелковое оружие, две малокалиберные пушки и несколько броневиков, они объявили всеобщую мобилизацию горожан, но многие горожане дезертировали из армии. К 20 июля красные сожгли и разбомбили половину строений в центральной части города, лишили обороняющихся доступа к питьевой воде — командующий восстанием полковник Александр Перхуров уплыл по Волге, чтобы присоединиться к армии Колчака. 21 июля остатки восставших сдались сводному батальону немецких военнопленных, которые укрывались в здании Волковского театра (оно не пострадало от бомбежек). Командующий немцами лейтенант Балк был вынужден передать белогвардейцев красным. Те расстреляли большинство бунтовщиков.

Ярославское восстание 1918 года — одно из самых успешных городских восстаний против советской власти во время Гражданской войны в России. Эсеры безуспешно пытались поднять мятежи в Рыбинске, Муроме и других городах, в Москве несколько дней шли уличные бои.

Согласно переписям населения город потерял около трети жителей. Библиотека Демидовского юридического лицея была утеряна безвозвратно во время пожара.

Советские власти поставили памятник на площади Челюскинцев в память о погибших солдатах, которые подавляли восстание. Во дворе Казанского женского монастыря стоит мемориальный крест в память о жертвах восстания. Город Борисоглебск Ярославской губернии переименовали в память о погибшем при подавлении восстания солдате Илье Тутаеве. До 1936 года Ярославль потерял статус столицы региона, его передали в Ивановскую промышленную область.

 

Память ярославцев

«Ярость», 1918–2018

Кинопрокатчик Андрей Алексеев анонсировал выпуск видеороликов об истории восстания, расписанной по дням до 21 июля:

«За всю тысячелетнюю историю Ярославля не было и нет важнее дней, чем с 6 по 21 июля 1918 года, когда в город пришла настоящая безумная Гражданская война. Мы воссоздадим каждый из тех 16 дней в нашим видеопроекте Ярость».

 

 

«Произошедшее стало прививкой от гражданской войны»

Журналист Андрей Климушкин похвалил Алексеева за начинание и обратил внимание на безразличие городских властей:

«Андрей Алексеев и его команда будут делать видеопроект про столетие событий в Ярославле в июле 1918 года. Они молодцы. А вот наши власти не молодцы. Мы готовы отмечать любые даты и любые безумные праздники, а вот событие, которое раз и навсегда изменило Ярославль, мы предпочтем не заметить. Для Ярославля те события, — это переломный момент XX века. А для большинства жителей города они остаются абсолютно неизвестным фактом. Я не знаю, что ребята в итоге снимут. И, быть может, их взгляд будет отличаться от моего. Но я надеюсь, что произошедшее тогда стало прививкой против гражданской войны для всех ярославцев, пусть они этого и не осознают.

Сегодня ровно 100 лет с момента начала ярославского мятежа/восстания. Печальная дата».

26 июня 2018 года депутаты Ярославской областной думы не решились признать памятной датой для региона день начала восстания.

 

«Теперь уже ничего не изменишь»

Пенсионер Виктор Поляк назвал сегодняшнюю дату «юбилеем героизма» и рассказал, как возложил цветы к памятнику жертвам восстания:

«6 июля 1918 года Ярославль восстал против власти большевиков, развязавших кровавый террор по всей России. Более двух недель Ярославль прожил вне советской власти, оставшись в истории единственным городом, добившимся этого. Как я и обещал, в полдень 6 июля пришел к монументу в Демидовском сквере и возложил цветы к той стороне памятника, где нет ни красных, ни белых, ни коммунистов, ни каких-либо эсеров.

Но удивительно было встретить в полдень у этого памятника потомка одного из красноармейцев, принимавшего тогда активное участие в подавлении восстания. Он назвался Ульяном и рассказал, что его предки жили тогда возле Большой мануфактуры и состояли в Красной армии. Однако цветы мы возложили по разным адресам. Я отметил всех, а Ульян уложил красные гвоздики на плиту с именами погибших красноармейцев.

Мы обменялись впечатлениями с разных точек зрения, помогли друг другу в фотосессии и мирно разошлись. Со словами „теперь уже ничего не изменишь. Знаю, что многие хотят как-то отметить события той трагической поры, но не сумели сегодня найти время для этого. Думаю, что помянуть погибших в то время можно будет до даты последнего дня восстания».

 

«Лицей кроваво горел»

Педагог Евгений Ермолин опубликовал в своем «Живом журнале» фрагменты повести Роберта Штильмарка «Волжская метель», которая написана по мотивам восстания:

«Ночью пылал как факел Старая Бавария. Артиллерия била из-за Волги и от Всполья. В переулках кипела стрельба. Кадетов поставили у выщербленной ударами татарских бревен стены монастыря. В монастыре засело до двухсот защитников. Здесь находились незнакомые армейские офицеры, кадеты ярославского корпуса, лицеисты и полурота старых солдат гвардейского унтер-офицера Кузьмы. Из оружия у них было лишь три пулемета и немного винтовок.

Лицей кроваво горел. Небо полоскало жаркое пламя. Кадеты и лицеисты, забыв о старых раздорах, о драках на дамбе, стояли у стены плечом к плечу. Ночью снаряд попал в колокольню Власьевской церкви, от удара рухнула вышка, и сорвавшийся колокол, падая, прозвонил. И звон был странен.

Отколотыми осколками камней било монахов, носивших пищу бойцам. Монахини из Казанского монастыря приносили им просфоры, перевязывали раненых. Раненых клали в церквах, а у крылечек клали убитых».

 

«Хуже, чем на фронте»

Автор повести «Волжский ветер» Дмитрий Кшукин анонсировал круглый стол в библиотеке имени Лермонтова о событиях столетней давности. По его мнению, важность восстания недооценена:

«Думаю, большинство жителей Ярославля сейчас уже не представляют, что это было? Во всей истории Гражданской войны 1918–1920 годов едва ли найдется подобный штурм города, превращенный его защитниками в крепость. То, что творилось у нас в Ярославле, было хуже, чем на фронте. По городу было выпущено 70 тыс. снарядов тяжелого калибра. В результате — разрушено и уничтожено огромное количество зданий, а деревянные кварталы на окраинах выгорели почти полностью. Остались только стояки печных труб. Во время мощных артобстрелов Ярославль горел так, что ночью было светло, как днем.

Иногда приходится слышать от людей, не особо глубоко вникающих в историю тех событий, что Ярославское восстание — это была авантюра Савинкова-Перхурова для прикрытия высадки союзников в Архангельске. Некий позорный белогвардейский „фарс-водевильчик" с заведомо предрешенным результатом на поражение, который стоил жизни тысячам ярославцев. На мой взгляд — это большое заблуждение. Ярославское восстание — это крайне опасная для большевиков хорошо спланированная военная операция, которая в случае ее успеха могла закончиться даже падением Москвы.

Ярославль по задумке являлся отвлекающим маневром для захвата крупнейших артиллерийских складов в Рыбинске. Главной задачей Савинкова был захват Рыбинска, а не Ярославля. Представьте теперь, что могло бы произойти, если бы два города, Рыбинск и Ярославль, развернули против Москвы единый Поволжский фронт и соединились с армией Каппеля правительства КОМУЧа, которая наступала на Казань? А тут и десант союзников. Но все сорвалось в Рыбинске 8 июля. По-моему, исход Гражданской войны решался как раз у нас между 6 и 8 июля 1918 года в Рыбинске и Ярославле».

 

«Мы не сможем верно оценить прошлое»

Председатель ярославского отделения Общества охраны природы Галина Суворова рассказала «7x7», что ее бабушка работала у ярославского банкира Седова, который жил на современной улице Трефолева. После подавления восстания к нему пришли большевики и нашли в подвале дома тайник с оружием. Хозяина дома тогда расстреляли, а его семью репрессировали. 

— Это было очень противоречивое событие. Мне сложно его оценивать. Так как я из простой семьи, то возможно, что я не смогла бы стать тем, кем стала, если бы «белые» тогда победили. С наших позиций мы не сможем верно оценить прошлое. Мне кажется, сейчас ворошат прошлое не с позиции «победителей не судят», а с целью расшатывания этих победителей, — считает Суворова.

 

Мероприятия: выставки, панихида и украшение креста

В ярославском музее-заповеднике открылась выставка, посвященная столетию восстания. По данным пресс-службы музея, они собрали наиболее полный архив фото- и видеодокументов о тех событиях. Музейные историки напомнили, что первая выставка о событиях 1918 года открылась уже спустя шесть лет после восстания.

Служащие областной библиотеки имени Некрасова опубликовали максимально полную библиографию книг о восстании. Весной 2018-го там прошла презентация документального альманаха «Расстрелянный город», который издали на средства фонда бывшего губернатора области Анатолия Лисицына.

Рыбинские активисты согласовали с властями мемориальное шествие в память о погибших в мятеже, который подняли противники советской власти. 8 июля они соберутся на пересечении улиц Радищева и Луначарского, чтобы вспомнить о жертвах Гражданской войны. Завершится мероприятие молебном.

В 1918 году рыбинские мятежники не смогли взять власть в городе, их выступление было жестоко подавлено.

 

 

Во дворе Казанского женского монастыря работники Ярославской епархии украсили поклонный крест в память о жертвах восстания металлической аркой. 6 июля ремонтные работы еще не закончились.

Материалы по теме
Мнение
12 июня
Олег Пшеничный
Олег Пшеничный
В скандале с Грефом слышится одно объясняющее слово — монополия
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ИнтернетИсторияКультураОбзор блоговРепрессииЯрославская область