Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. История чеченского правозащитника Оюба Титиева — о работе с Эстемировой, угрозах Кадырова и разгроме офисов ПЦ «Мемориал»

История чеченского правозащитника Оюба Титиева — о работе с Эстемировой, угрозах Кадырова и разгроме офисов ПЦ «Мемориал»

Историю арестованного полгода назад правозащитника из Чечни рассказывает председатель совета Правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов

Руководитель отделения Правозащитного центра «Мемориал» в Грозном Оюб Титиев
Иллюстрация предоставлена Amnesty International
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

К началу чемпионата мира по футболу международная правозащитная организация Amnesty International запустила кампанию «Отвага» в поддержку российских правозащитников. На сайте проекта собраны истории 11 правозащитников, 10 из которых живут в городах, где будут проходить игры чемпионата. Интернет-журнал «7x7» публикует их монологи.

 

Оюб Титиев, руководитель отделения Правозащитного центра «Мемориал», Грозный, Чеченская Республика

C 9 января 2018 года Оюб Титиев находится под стражей. Его историю рассказывает его коллега Александр Черкасов:

— Я знаю Оюба очень давно. Мы много лет работали вместе в правозащитном центре «Мемориал»: я — в Москве, а Оюб почти 10 лет проработал в Грозном. Но родился он не в Чечне, а в Средней Азии, куда весь чеченский народ был сослан в 1944 году. Помню, как-то он рассказывал, что его предки были одними из первых поселенцев предгорного села, их дом стоял в самом его центре. И в этом, и во многом другом судьба Оюба обычна для чеченца в СССР: после смерти Сталина его семья смогла вернуться на родину, он отслужил в Советской армии, получил высшее образование.

Увлечением Оюба всегда был спорт, а даром — наставничество. Оюб работал учителем физкультуры в школе: его детищем стал спортивный клуб, где молодые ребята занимались боксом. Он очень гордился этим и до последнего времени следил за успехами выходцев оттуда. Поколение его учеников участвовало и гибло в чеченских войнах. Скорее всего, именно это чувство ответственности за них и привело Оюба в правозащиту. Надо было ездить в Грозный, где шли бои, нужно было искать и вывозить тела погибших. Потом начались «зачистки», массовые задержания и исчезновения людей... Когда, казалось бы, ничего нельзя было сделать, кто-то должен был собирать крупицы информации, чтобы попытаться найти и спасти исчезнувших. Кто-то, ответственный за себя, за учеников и за всех. 

В 2000 году сотрудница грозненского представительства «Мемориала» Наташа Эстемирова приехала в Курчалой, где со своей семьей жил Оюб. Там она собирала свидетельства о похищениях и убийствах людей, о грабежах, которые совершали военные в ходе «зачистки» села. Оюб начал помогать ей как волонтер. Затем он расширил эту свою работу на весь Курчалоевский район, потом — на соседние районы. С 2002 года он стал сотрудником «Мемориала», работая в одном из представительств в городе Гудермесе. Оюбу не один раз угрожали, в том числе и глава Чечни Рамзан Кадыров.

В июле 2009 года в Грозном была похищена и убита Наташа Эстемирова. Работа организации на территории Чечни была приостановлена. Руководитель грозненского представительства из-за угроз его родным был вынужден покинуть Россию. Но Оюб Титиев и ряд других сотрудников потребовали от руководства «Мемориала» в Москве продолжить работу организации в Чечне, и в декабре 2009 года эта работа была возобновлена.

Угрозы продолжались. В 2010 году в эфире республиканского телевидения Рамзан Кадыров назвал «мужчину и женщину из гудермесского «Мемориала» «врагами народа, врагами закона, врагами государства». Он имел в виду Оюба и его коллегу. Те, кто знаком с реалиями современной Чечни, понимают, что такое заявление Кадырова — серьезная угроза. В ответ Оюб взял на себя дополнительную ношу — он возглавил головной офис «Мемориала» в Чечне в Грозном. Спустя четыре года на совещании сотрудников силовых структур Рамзан Кадыров сделал свое «последнее предупреждение» и сказал, что «больше не намерен их делать».

В январе 2015 года неизвестные в масках напали на гудермесское представительство «Мемориала», и его пришлось закрыть из-за угрозы безопасности его сотрудникам. После этого в Чечне оставалось только одно представительство «Мемориала» (вместо ранее работавших четырех) — в Грозном. Тогда Оюб занимался не только организацией работы, но и приемом людей, идущих в «Мемориал» с жалобами, оказанием им юридической помощи, подготовкой сообщений о нарушениях прав человека. Он сам постоянно выезжал на места событий по всей республике, опрашивал жертв пыток и насилия, родных исчезнувших — тех, кого вооруженные люди увезли в неизвестном направлении, искал свидетелей. При этом главной его заботой всегда оставалась безопасность тех, с кем он говорил. Ни разу он не подвел людей, доверившихся ему.

Те, кто приезжает сейчас в Грозный, обычно обращают внимание на сверкающие 40-этажные жилые дома, на дорогие пятизвездочные отели. Но Оюб знал совершенно другую Чечню. Если в Первую чеченскую войну боевые действия шли в основном на равнинах, то во Вторую ее последствия сказались и на горных районах. Люди остались без домов, без скота, у них не было еды. Оюб неоднократно вспоминал, как лет десять назад посетил горное село, где жили беженцы из соседних сел, во время войны еще более пострадавших от бомбардировок.

Оюб в качестве волонтера вместе с коллегами из гуманитарной организации Комитет «Гражданское спасение» возил в это село сухие продуктовые пайки, воду, медикаменты. Но этого было недостаточно: школа в этом селе оказалась полностью разрушена. «Мне сразу стало понятно, что мы обязаны помочь — закупили новые учебники, швейные машинки, компьютеры. Как бывший учитель физкультуры и детский тренер по борьбе, я был убежден, что спорт очень важен для молодых людей. Мы купили спортивный инвентарь. Мы восстанавливали разрушенные здания, строили новые дома для учителей. Я знал, что это было необходимо не только для этого села, это было важно для всей Чечни», — вспоминал потом Оюб.

Последнюю угрозу Оюб получил в декабре 2017 года, когда спикер чеченского парламента Магомед Даудов назвал «псевдоправозащитников, которые работают во всяких комитетах и центрах, и журналистов самых лживых СМИ» виновными в ситуации с международными санкциями, под которые попал и глава Чечни — у Кадырова заблокировали аккаунты в социальных сетях. Ровно через две недели, в первый же рабочий день 2018 года, Оюб Титиев был задержан. Скоро будет полгода, как Оюб находится в заключении.

Материалы по теме
Мнение
11 сентября
Анастасия Буракова
Анастасия Буракова
Выборы в диктатуре: что показало сентябрьское голосование
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Amnesty InternationalПрава человека