Более 10 работников Сыктывкарской станции скорой медицинской помощи утром 17 мая обратились в прокуратуру столицы Коми. Они считают, что майские указы, подписанные Владимиром Путиным в 2012 году, не выполняются: вместо обещанных 55–60% зарплата медработников повысилась лишь на 4%. Свидетелем похода медиков в прокуратуру стал корреспондент «7x7».
Сотрудники станции скорой медицинской помощи утром 17 мая пришли в сыктывкарскую прокуратуру, чтобы пожаловаться на нарушение трудового законодательства и неисполнение майских указов президента. Руководителя надзорного ведомства не оказалось на месте, тогда они рассказали о своих претензиях дежурному прокурору.
— Мы хотим, чтобы вы вникли в нашу проблему, потому что прокуратура — это надзорный орган, который контролирует всех: выполняются ли законы, постановления, — сказала фельдшер Ирина Лаптева.
По ее словам, за минувший апрель заработная плата работников скорой помощи (врачей, среднего медперсонала, а также санитаров) не дотянула до указанной в майских указах нормы: вместо 49 тыс. руб. средняя зарплата составила 43 тыс. руб.
— Да, кто-то получает 60 тысяч рублей, но остальные — 23, 25, 27. Молодые специалисты не могут выживать на 20 тысяч в месяц, и мы, специалисты с высокой категорией, которые все несут на себе, не можем выживать на 40 тысяч. Тем более, что нам обещали 80 тысяч среднюю зарплату. Люди вынуждены работать на двух работах, у всех ипотеки, дети... Если нет финансирования, то скажите, что нет денег в республике. Но как же тогда майские указы президента? — спросила Ирина Лаптева и сообщила, что была на встрече с главой Коми Сергеем Гапликовым, где он сказал, что деньги в регионе есть и все выплачивается в полном объеме. — Но в то же время министр здравоохранения республики Дмитрий Березин говорит, чтобы мы экономили за счет собственных средств, поскольку в регионе финансовый голод. Так где же правда?
Она добавила, что почти из всех инстанций, куда они обращались с жалобами и требованиями разобраться в ситуации, приходят отписки. Проверку проводит только ОБЭП.
Сотрудники станции скорой помощи попросили прокуратуру обратить внимание на то, что младший медицинский персонал стал получать заработную плату на уровне среднего медицинского работника. Стимулирующие выплаты за интенсивность и качество, по их словам, среднему медработнику снизили до 1% или вовсе отменили, тогда как технический персонал (бухгалтеры, кадровики, инспекторы по охране труда, экономисты), как и раньше, получает выплаты от 100 до 200%.
— То есть мы выполняем всю работу, оказываем первую помощь, проводим реанимационные мероприятия и получаем меньше, чем санитары. Это что такое произошло, что санитары стали круче фельдшеров? — удивилась Лаптева.
— Хорошо, в этом нужно разбираться, — произнес дежурный прокурор и услышал в ответ предупреждение, что при отсутствии «адекватной, вдумчивой и глубокой» проверки поднимутся медработники со всей республики.
Кто-то из стоявших у открытых дверей кабинета прокурора медиков предложил забастовку, на что получил ответ от коллеги: «Мы ведь спецслужба, мы не можем бастовать, поедем в Москву к Вове».
Ирина Лаптева вспомнила, что работники скорой помощи в феврале 2018 года ходили на прием к Сергею Гапликову, после которого главный врач Сыктывкарской станции скорой медицинской помощи Владимир Филиппов получил предписание о выплате сотрудникам премий (премии за 2017 год, полученные медработниками в январе, по сути, оказались и их заработной платой за январь).
— В итоге премии, а это 7 миллионов рублей, нам вернули. Но теперь зарплат нет. Главврач утверждает, что мы работаем на сэкономленных в прошлые годы средствах. По майским указам должно быть повышение, но повышение это идет за счет сокращения бригад, люди выведены на ставки. Получилось, что оклад повысился, а итоговая зарплата стала меньше, за апрель прошлого года я получила ровно на 8 тысяч больше, — сказала Лаптева и добавила, что, по словам Дмитрия Березина, в феврале рост заработной платы фельдшеров составлял 8,9%, санитаров — 31,2%.
Работники скорой помощи попросили прокурора провести проверку. По их мнению, сейчас им незаконно включат в зарплату отпускные и компенсации за билеты к месту отдыха.
— Не надо валить все в одну кучу. А то у нас туда и больничные валят, и праздничные надбавки. И вот на этом фоне показывают, что все хорошо, — отметила Ирина Лаптева и снова подчеркнула, что ей и ее коллегам нужен «адекватный ответ». — Если через 30 дней его не поступит, не будет каких-то улучшений, Минздрав не начнет искать деньги, то мы пойдем со всеми медработниками к прокурору республики Сергею Бажутову. Мы поднимем весь регион, это мы заявляем вам здесь официально.
— Да-да, я лично проедусь по всем стационарам, буду поднимать этот вопрос, — заявил стоящий рядом коллега Лаптевой. — Это же не просто так, это же майские указы Путина!
Сотрудники Сыктывкарской станции скорой помощи передали дежурному прокурору несколько документов, среди которых ходатайство главного врача о дефиците бюджета и невыполнении майских указов, коллективная жалоба с подписями, а также ответы министра здравоохранения республики Дмитрия Березина на вопросы, прозвучавшие на встрече с главой Коми.
В прошлый раз работники Сыктывкарской станции скорой медицинской помощи выходили на акцию протеста в феврале 2018 года. Они собирались на Стефановской площади Сыктывкара, чтобы заявить о нарушении своих трудовых прав и записаться на прием к главе Коми Сергею Гапликову по поводу нарушения майских указов. Медики утверждали, что многие из них не получили зарплаты за январь, а некоторые работники оказались даже должны — так они узнали, что премия, выданная в конце года, на самом деле была авансом выплат за следующие месяцы.