Вручение ежегодной премии Московской Хельсинкской группы в области защиты прав человека состоялось 12 мая, в день создания МХГ. Церемония проходила в зале Театра.doc в Москве в формате театральной постановки. О том, кто получил премии и как прошла церемония — в репортаже «7x7».
Ведущие церемонии — актеры театра — зачитывали фрагменты воспоминаний главы МХГ Людмилы Алексеевой о первых демонстрациях на Пушкинской площади. Сюжеты из 1970-х органично переплетались с недавними событиями — разгоном протестного митинга на Пушкинской площади 5 мая. Российский театр давно не сталкивался с политическими репрессиями так близко. Режиссера Кирилла Серебренникова не отпустили из-под домашнего ареста на показ его фильма в Канны, бывший руководитель «Седьмой студии» Алексей Малобродский, доведенный до сердечного приступа, прикован наручниками к кровати.
Первой объявили премию главе грозненского «Мемориала» Оюбу Титиеву. Он не смог получить ее лично: с 11 января он находится под арестом по обвинению в хранении наркотиков. Премию вручали коллега Титиева по «Мемориалу» Олег Орлов и легенда правозащитного движения, диссидент и первый уполномоченный по правам человека в России Сергей Ковалёв.
— Долгое время в Чечне господствовала идея военного сопротивления. Оюб принял другую позицию: борьбу за право. Это страшная для кремлевского долгожителя и его «прихвостня» идея, она страшнее, чем военное сопротивление, — сказал Ковалёв.
Олег Орлов зачитал письмо Оюба Титиева из СИЗО: он польщен тем, что его многолетняя работа в «Мемориале» отмечена, в тех условиях, в которых он оказался, общественная поддержка для него крайне важна.
Лауреатом премии за заслуги в защите прав заключенных и других уязвимых групп стала исследователь тюрем, психолог-психоаналитик Людмила Альперн.
— Мы, по сути, разрабатываем проект, направленный на борьбу с ГУЛАГом. Мы до сих пор находимся в тени ГУЛАГа, и пока мы от него не избавимся, мы всегда будем бояться, — сказала правозащитница.
Через некоторое время на сцену вышла актриса Театра.doc Марина Клещева. В ее судьбе Альперн сыграла роль настоящего ангела-хранителя. Именно она много лет назад способствовала созданию в женской колонии строгого режима психологического театра. Там впервые вышла на сцену тогда еще заключенная Марина Клещева. Актриса попросила слова:
— Я безмерно благодарна Людмиле за то, что она тогда делала. Мы ходили голые, а Люда привозила колготки. Привозила психологов, и они работали с нашими девочками. Она помогла созданию театра. Я знаю на своем опыте и просто прошу всех [правозащитников]: у вас хорошие наставники, не останавливайтесь! Мы [заключенные] ведь не такие плохие.
Следующей премию за деятельность в защите социальных прав и интересов местных сообществ получила калужская правозащитница Любовь Мосеева-Элье. Она рассказала, как пришла в правозащиту. Много лет назад, когда она еще жила в Узбекистане и работала редактором на радио, к ней обратился человек. Его преследовали за политическую деятельность, он только освободился из тюрьмы и попросил ее зачитать в эфире текст на узбекском языке. Мосеева ответила отказом: «Мне надо знать, о чем этот текст. У меня трое детей, а вдруг меня посадят». Человек ответил: «У меня 13 детей. И завтра я снова отправлюсь в тюрьму. Переведите текст, но предупреждаю: если его найдут у вас дома, вас арестуют». Ночью, завесив шторы и отключив телефон, она стала переводить текст.
— То, что я прочла, поразило меня настолько, что я решила: этим я хочу заниматься всю жизнь. Это была декларация прав человека, — сказала Мосеева-Элье.
Премию за отстаивание прав человека в суде получил юрист правозащитной инициативы «Гражданин и армия» Арсений Левинсон. Вручал премию адвокат Генри Резник. По его словам, он удивлен: юрист правозащитной организации смог сделать то, что не под силу многим известным адвокатам. Арсений Левинсон добился отмены противоречащей Конституции нормы, налагающей запрет на отсрочку от армии для студентов магистратуры, окончивших школу в 18 лет. Ранее суд трактовал обучение в школе для 18-летних как первую отсрочку, обучение в бакалавриате — как вторую, а третья не положена по закону.
На слова Резника о том, что таких юристов ждут в адвокатуре, Левинсон ответил, что адвокат защищает интересы конкретного человека, а правозащитник создает системные решения, помогающие гражданам защищать свои права самостоятельно.
— «Никто не защитит нас, кроме нас самих», говорил адвокат Маркелов. Мы учим людей этому, — сказал Арсений Левинсон.
Премию за экспертную и научную деятельность в области прав человека получил директор Института прав человека Валентин Гефтер. Он охарактеризовал свою правозащитную деятельность как «стаж работы в той области, где успех — не успех». Тем не менее он признался, что ему очень приятно получить премию от МХГ, потому что ее основали люди, перед которыми он всегда преклонялся.
За журналистскую деятельность по продвижению ценностей прав человека награждена независимый журналист Вера Васильева. Она рассказала, в чем видит общее у журналистики и правозащиты:
— Многие говорят: от нас ничего не зависит. Но журналист может поднять голос в защиту человека. Дмитриева во многом спасли журналисты, доктор Мисюрина вышла на свободу благодаря тому, что о ней писали. Сейчас арестован Оюб Титиев, и главное, что мы должны сделать — это не молчать. Это очень важно сейчас в нашей стране.
Премией за вклад в правозащитное образование и развитие традиций прав человека среди молодежи награждена тренер Международной школы прав человека и гражданских действий Виктория Громова.
— Когда я поняла, насколько по-настоящему важную работу делают правозащитники, это стало для меня серьезным открытием. Но после убийства моего друга, адвоката Стаса Маркелова и Натальи Эстимировой, стало ясно, что правозащитная деятельность под угрозой. Если правозащитники не будут получать общественную поддержку простых людей, это превратится в бесконечную борьбу. Мне хочется, чтобы из режима борьбы мы перешли к идее, что права человека являются некой реальностью, с ними важно быть. И если нам удастся договориться с миллионами обычных людей о том, что такое права человека и насколько они важны, ситуация в России и мире сильно изменится, — считает Громова.
Заочно премии МХГ вручили директору Фонда «Общественный вердикт» Наталье Таубиной (за успехи в развитии и управлении правозащитными организациями) и сатирику и музыканту Тимуру Шаову — за защиту прав человека средствами культуры и искусства.
Последним на сцену вышел историк Юрий Дмитриев. Он получил премию за исторический вклад в защиту прав человека и в правозащитное движение. Дмитриев поблагодарил диссидентов, опыт которых служил ему примером мужества и стойкости в столкновении с репрессивной системой.
— Не торопитесь списывать себя в утиль, — кивнул он сидящим в первых рядах правозащитникам Сергею Ковалеву и Валерию Борщеву. — Вы еще нужны как пример и учителя.
Когда Юрий Дмитриев заканчивал свое выступление, в соседнем зале уже открывали шампанское в честь лауреатов премии. Еще два месяца назад мало кто мог поверить, что Дмитриев выйдет на свободу, что будет стоять на сцене Театра.doc и пожимать руки тем, кто его поддерживал.
После окончания церемонии лауреаты премии и гости подписали открытки с пожеланиями Оюбу Титиеву.
Московская Хельсинкская группа — старейшая в России правозащитная организация. В 2016 году исполнилось 40 лет со дня ее создания. МХГ — многопрофильная правозащитная организация, занимается правозащитным мониторингом, защитой уязвимых групп и правозащитников, пропагандой правозащитных идей и контроля за деятельностью органов власти со стороны гражданских организаций и правозащитников.
В 2017 году премии МХГ получили североосетинский правозащитник Элла Кесаева, петербургский общественник Юрий Вдовин, мультипликатор Гарри Бардин, главный редактор «Кавказского узла» Григорий Шведов, правозащитник Сергей Шаров-Делоне, адвокат Сергей Голубок, правозащитник Ольга Романова, орловский журналист Дмитрий Краюхин, правозащитник Евгений Ихлов и общественница Елена Шахова.
геноцид народа партией единой россии в х троицкий михайловский район волгоградская обл. там медленно подыхает народ Жадность чинов при власти не знает границ. убрали скорую помощь закрыли больницу на более 50 коек.. Как и НА ЧЕМ ДОВЕСТИ БОЛЬНОГО ДО РАЙОНА БОЛЕЕ 30 КМ пРИ НЕМЦАХ ОНИ ЖИЛИ ТАМ ЛУЧШЕ ТАК ГОВОРИЛИ СТАРИКИ. Там проживают еще 1.8000 чел + 400 стариков. Ну и как им там выжить ? у власти и их семей все в порядке но как выжить простому смертному при такой партии? лекарств нет шприцов нет в больнице г михайловке. 80 проц аптек пренадлежать под видом ИП. ТЕМ ЖЕ ВРАЧАМ И ГДЕ СТОИМОСТЬ ЛЕКАРСТВ В ТРОЕ. СМЕРТНОСТЬ ВЫШЕ КРЫШИ НАРОД ГНОБЯТ ВСЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТ ВЛАСТИ ЛЖИВЫЕ..
Там проживают еще 1.8000 чел + 400 стариков.
Соломон, я голову сломал, объясни сколько там живет людей? Неужели - 1.8 400=401.8 человек? Если - 18000 400 = 18400, то тогда возникает вопрос:"Зачем там точка"? Для значимости?
вот эти вот ущемленные, вечно живущие в гулаге, много сделали для развала славной страны. бабки на премии есть, но при том жалуются. не доработало ЧК, ой не доработало.
ничего не понимаю. в Лякове Крестецкого района закрыли почту,а поэтому посылки в деревню Жары доставляют на дом из Крестцов. В Жарах проживают менее 50 человек. А не власти ли на местах виноваты,как у нас в Республике Коми???
а поэтому посылки в деревню Жары доставляют на дом из Крестцов...
Тоже ничего не понимаю... Да как они могли???? :)))))
«Мы до сих пор находимся в тени ГУЛАГа».
Да, да, я тоже заметил, такая гулаговская тусовка в подвале, но -символично!