В общежитии №6 Орловского государственного университета 26 апреля начался косметический ремонт коридоров, ванных и туалетов. Именно об этом общежитии в своем интервью «7x7» рассказал студент из Германии Йорн Хезе. Незадолго до начала ремонта корреспондент «7x7» спросила его, получил ли он ответ на очередное письмо в Министерство образования России.
«Все осталось по-прежнему. Даже тараканы»
— Вы опять не даете покоя Министерству образования и науки РФ. Вам нравится пребывать в состоянии борьбы?
— Нет, не нравится. Но прошел целый год, и ничего не изменилось. Ничего не произошло. Совсем. Только еще больше кафельной плитки отвалилось. Я в шоке, что не принимается никакого решения. Все получают мои письма, и никто не действует.
— Вы надеетесь, что на этот раз вам ответят?
— Не знаю...
— О чем вы написали на этот раз?
— Я вновь сделал фотографии в тех же местах, что и раньше, и приложил к письму старые и новые, чтобы показать, что все осталось по-прежнему. Даже тараканы… Я написал почти личное письмо. Напомнил уважаемой начальнице [замдиректора департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Саргылане Брызгаловой], как 25 мая прошлого года мы сидели у нее в кабинете за круглым столом и разговаривали о проблемах в Орле. Как она не без удивления рассмотрела фотографии, сделанные мною в общежитии, и отправила нас в главное здание министерства образования и науки на Тверскую, 11. Там я встретился с г-ном Дмитрием Гаевским, который уделил мне 25 минут своего времени. Я выложил фотоматериалы ему на стол. А 30 мая состоялось собрание студентов в общежитии, и комендант говорила о том, что во время летних каникул будет капитальный ремонт подъезда, где живут иностранные студенты.
«Многие студенты, которые знали о моих фотографиях и электронных письмах в министерство, впервые обрели надежду, что спустя годы бездействия ситуация наконец изменится в лучшую сторону, — написал я. — К сожалению, они были жестоко разочарованы!»
Я напомнил Саргылане Брызгаловой, что в конце марта уже этого года телеканал «Дождь» брал интервью у ректора ОГУ Ольги Пилипенко, и она сказала: «Мы поддерживаем состояние, соответствующее требованиям, в первую очередь Роспотребнадзора». Но это не так! Я приложил протокол Роспотребнадзора по проверке, проведенной в июне 2017 года. В нем зафиксировано однозначное нарушение правового предписания по поводу санитарных и гигиенических норм в общежитии, если даже не брать во внимание опасные для здоровья обстоятельства.
— То есть вы добиваетесь проведения ремонта?
— Не только. Всем нам и мне в частности непонятно, почему до сих пор ответственные лица ввиду их халатности, вины, упущений или их некомпетентности, не привлечены к ответственности! Почему все эти сотрудники руководства все еще занимают свои должности и не заменяются на более компетентных, честных, молодых и активных? Этот вопрос я тоже адресовал г-же Брызгаловой. И спросил, считает ли она как представитель министерства, что промокшие стены, плесень и грибы в общежитии не влияют на здоровье студентов? Действительно ли она полагает, что министерство или как минимум некоторые чиновники должным образом выполняют задачу, поставленную государством, когда они отвечают невежеством и бездеятельностью на оправданные попытки студентов защитить свои интересы? Ну и попросил сообщить, в какие местные, региональные или федеральные учреждения мне следует обратиться, чтобы, во-первых, можно было бы начать осушение стен в студенческом общежитии, во-вторых, можно было бы начать борьбу по избавлению от плесени, в-третьих, довести состояние туалетов и ванн до уровня, которого достоин человек, в-четвертых, довести кухни до рабочего состояния и, наконец, чтобы было возможно заменить давно недопустимые деревянные двери в здании и на лестничной клетке на необходимые противопожарные.
— Вы получили ответ?
— Нет. У вас же на это дается месяц, а он еще не прошел.
«Средства на ремонты не выделялись в течение трех лет»
Поскольку ректор ОГУ Ольга Пилипенко не раз опровергала утверждения немецкого студента, корреспондент «7x7» сама отправилась в общежитие №6, где один подъезд занимают иностранные студенты. Йорна Хезе рядом не было, она прошла по всем коридорам подряд. И фотографировала. На всех этажах — одно и то же: плесень вокруг труб, плесень на потолках, отвалившаяся плитка в ванных комнатах, тараканы. Впрочем, один из студентов сказал, что за последние полгода здесь уже дважды травили насекомых. «Видно, их слишком много», — сделал вывод чернокожий парень, не пожелавший представиться. В разговоре с корреспондентом «7x7» ректор ОГУ Ольга Пилипенко отрицать проблему не стала.
— Конечно, нужен ремонт, — сказала ректор. — Загвоздка в том, что мы — бюджетная организация, а значит, вынуждены выставлять работы на торги, а это все 10, 40 дней. Другая проблема — наличие средств, вернее, их отсутствие. Сейчас все брошено на повышение зарплаты научным сотрудникам и профессорско-преподавательскому составу, доведение средней зарплаты до 200% от среднерегиональной, согласно указам президента. В прошлом году доводили до 180% от средней по области. Все средства идут на это. А отдельные средства на ремонты не выделялись в течение трех лет, даже больше, наверное. Хотя заявки нами отправлялись.
— В министерство?
— Да.
— И средства не выделялись?
— Да. Потому что все брошено на повышение заработной платы… Все, что зарабатываем вне бюджета, направляем на зарплату тем же воспитателям, службе охраны, уборщицам.
— Вы за это отвечаете в первую очередь?
— Мы отвечаем и за безопасность, и за нормальные условия проживания. Но хочу еще раз сказать: у студентов тоже должна быть ответственность. Они приходят в государственную, федеральную собственность, и в их обязанность тоже входит поддержание нормальных условий. Мы обеспечиваем их полностью — ставим холодильники, стиральные машины, постельное белье стираем, высушиваем матрасы, подушки, уборщицы все моют-убирают. И косметические ремонты все равно мы делаем, замена сантехники проводится по всем общежитиям регулярно.
— Там, где я была, в шестом общежитии, — нет.
— Иностранные студенты, к сожалению, ее уничтожают. Пройдите там, где живут российские студенты, — все в порядке, они следят за этим.
— Вернемся к общежитию, где жил Йорн Хезе. Когда там будет проведен капремонт?
— Косметический ремонт в коридорах начали уже 26 апреля.
— То есть я могу написать: с 26 апреля вы приступили к ремонту и в туалетах, и в ванных?
— Ну, к косметическому. Кухни, туалеты, коридоры.
— Что вы имеете в виду под словом «косметический»?
— Побелка, покраска, очистка.
— То есть кафель на стенах восстанавливать не будут?
— Заделаем просто. Нового не будет.
— Ситуация в общежитии стала известной на всю страну благодаря острой критике студента из Германии. Это не прибавило ОГУ очков. Вы обижены на Хезе?
— Нет. Он для меня — ребенок, как и все мои студенты, хотя ему и 47 лет. Он восстановлен. Насколько я знаю, заключил с университетом договор. УФМС должно дать ему визу. Посмотрим, как он будет учиться. Главное, чтобы он ходил на занятия и занимался.
— В середине апреля на сайте Рособрнадзора появилась информация о том, что по 15 направлениям и специальностям в ОГУ по целому ряду причин приостановлена государственная аккредитация. В том числе «санкция» коснулась факультета экономики, на котором восстановили Йорна Хезе. Что у вас происходит и как это отразится на студентах? Я слышала, что военкоматы уже воспользовались ситуацией и начали рассылать повестки в армию?
— 30 марта проверка завершилась, 4 апреля мы устранили все замечания и отправили в Москву документы. Это стандартная процедура, ничего страшного в этом нет. Чтобы восстановить аккредитацию, дается месяц. Мы все сделали для этого.
— У Хезе сложная ситуация. После незаконного отчисления он потерял год, учебной визы пока нет, а сессия на носу. Вы пойдете ему навстречу? Может быть, нужен индивидуальный учебный план в такой нестандартной ситуации?
— Сейчас по закону сессию можно сдавать год. Так что возможности у него будут.
«Посмотрим, что это будет за косметический ремонт»
После разговора с ректором ОГУ корреспондент «7x7» еще раз поговорила с Йорном Хезе:
— Йорн, вы знаете о том, что 26 апреля начали косметический ремонт в общежитии, по поводу которого вы целый год писали обращения во все инстанции?
— Нет, не знаю. Меня туда не пускают, потому что у меня пока нет учебной визы, за нею еще придется ехать в Германию.
— Вы довольны? Вы считаете это своей победой?
— Да. Но наполовину. И вообще, посмотрим, что это будет за косметический ремонт. И будут ли наказаны виновные в столь долгом бездействии. А еще 16 апреля я отправил заявление в прокуратуру, потому что считаю, что по данному факту следовало бы провести прокурорскую проверку расходования финансовых средств, выделенных на содержание и ремонт общежития. У нас в Германии более серьезная и жесткая система контроля финансов. Деньги идут куда нужно. Распределение финансовых средств — одна из самых важных проблем. Все надо проверить, абсолютно точно, глубоко и правильно, без компромиссов. Только правильное управление финансовыми средствами служит всем.
Сколько же труда нужно было вложить в то, что и так должны были сделать.
Кто ж, интересно, содержит этого немца, что она так зациклился на одной проблемке?
Человек живёт в сгнившей, заплесневевшей комнате с кучей тараканов. Это для вас проблемка? В каких условиях вы живёте?