В ноябре 2018 года исполнится 200 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Тургенева. Орёл — его родина, здесь жили люди, с которых он «писал» многих героев своих рассказов и романов, здесь эти герои «жили». Музей писателя в юбилейный год закрыт на ремонт, большинство домов, где бывал Тургенев, либо снесены, либо переделаны до неузнаваемости. На празднование юбилея не заложено ни рубля. Самое известное в Орле тургеневское место — дом, где жила Евдокия Коротнева, прототип героини романа «Дворянское гнездо» Лизы Калитиной, обветшал до предела. О том, что, вопреки всему, делает орловская общественность для сохранения памяти о великом писателе — в материале корреспондента «7x7».
«Кусок земли в центре города приглянулся коммерсантам»
Тургеневский юбилей орловские поклонники писателя ждали в надежде, что к празднику отремонтируют аварийный Дом Лобанова, крепостного Тургеневых, которому писатель, по семейной легенде Лобановых, в свое время помог его купить и где он не раз бывал. Ждали, что обустроят ландшафтный сквер «Дворянское гнездо» и реконструируют Дом Лизы Калитиной, находящийся в таком состоянии, что его нельзя показывать гостям. Гости в юбилейные дни приедут на родину Тургенева и обязательно пойдут на так называемую Дворянку, где развивались события одного из самых известных романов писателя.
Десять лет назад любители творчества Тургенева объединились и создали попечительский совет по возрождению «Дворянского гнезда». Почему до сих пор его так и не удалось возродить? Этот вопрос корреспондент «7x7» задала председателю совета Михаилу Вдовину.
— Когда мы начинали, у нас не было планов обустраивать Дворянку, был план восстановить Дом Лизы Калитиной, поскольку в то время шли разговоры о необходимости его сноса, — рассказал Вдовин. — Тогда это был многоквартирный жилой дом, и на его месте хотели построить ресторан и гостиницу. Я, тогда еще депутат горсовета, присутствовал на совещании, где мэр Орла ставил задачу: срочно выселить оттуда людей. Срочно. Хотя там были гораздо лучшие жилищные условия, чем в аварийных домах на городских окраинах — на Выгонке или на Веселой Слободе в двухэтажках с дырами в стенах. Ответ, почему, лежал на поверхности: лакомый кусок земли в центре города приглянулся коммерсантам.
Михаил Вдовин рассказал, что свою задачу общественники видели в том, чтобы доказать значимость этого дома, ведь руководство города утверждало, что дом Лизы Калитиной стоял в другом месте, что это новодел, не имеющий никакого отношения ни к истории Орла, ни к Тургеневу. Но попечительский совет, объединивший активных горожан, доказал, что это тот самый дом, куда Тургенев «поселил» Лизу Калитину, и что там бывал сам Тургенев. Общественники показали властям, что попытка использовать этот кусок земли в коммерческих целях обернется большим скандалом, и власти отступили. «Но отступив, махнули рукой: дескать, мешать не будем, продолжайте любить литературу и историю, но помогать тоже не будем. С тех пор сменилось четыре мэра и три губернатора. Не помог никто».
— В 2016 году Орёл праздновал свое 450-летие. Попечительскому совету удалось доказать необходимость включения Дома Лизы Калитиной в программу подготовки юбилея, благодаря чему разработали проектно-сметную документацию на реконструкцию. Если бы шанс упустили — с ужасом думаю, что было бы сейчас с этим домом. Скорее всего, его бы уже снесли, и такие примеры, к сожалению, в Орле есть, — сказал Михаил Вдовин.
«Зато на юбилее будут говорить о любви к Тургеневу и патриотизме»
— Дворянка — яркий пример двойных стандартов и нашего общества, и нашей власти, — сказал корреспонденту «7x7» градозащитник Илья Кушелев. — Это просто символ безнравственности. Разговоры о том, что в городской казне нет средств на сохранение памятников истории и культуры, в том числе Дома Лизы Калитиной — ложь. На оплату труда частного охранного предприятия, которое охраняет здание непонятно от чего, средства в казне находятся. А найти несколько десятков тысяч рублей на то, чтобы подлатать крышу — нет.
Илья Кушелев удивился, какую позицию в этом деле занял суд. Он отказал сначала прокуратуре Советского района Орла, которая пыталась заставить муниципальные власти исполнять обязательства по сохранению культурного наследия, а затем и градозащитникам, которые в 2016 году пытались через суд заставить те же власти выполнить хотя бы консервационные работы. Общественники просили суд признать незаконным бездействие Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области, а также обязать администрацию Орла привести эти объекты в надлежащее противопожарное и санитарное состояние. Однако суд признал правоту властей, мотивировав свое решение тем, что в связи с недостаточностью средств «провести единовременно указанные мероприятия невозможно».
— Но на закупку и установку электронных табло на городских остановках в 2017 году деньги нашлись. То есть Орёл надевает какие-то дорогие модные одежды, а самые важные места у нас остаются неприкрытыми. Это просто позор! Зато на юбилее будут говорить о любви к Тургеневу и патриотизме, — сказал Илья Кушелев.
«Юбилей будем встречать, отворачиваясь от забора»
Летом 2017 года для привлечения внимания горожан к предстоящему юбилею Тургенева и к проблемам Дворянки орловский культуртрегер, организатор множества нестандартных культурных мероприятий в регионе, бывший ученый секретарь Музея И. С. Тургенева Марина Алексеева устраивала здесь чтения романа «Дворянское гнездо». Приходили все, кто хотел, даже полицейские, и по очереди читали вслух роман.
— Странное это место, Дворянка, — сказала «7x7» Алексеева. — Вроде бы и люди тут ходят, отдыхают, и мероприятия проводятся — то праздники, то гуляния, то велосипедисты тут ездят, и народ летом загорает, а духа Тургенева нет. То есть жизнь есть, но она не тургеневская. Ну не возвращается она сюда! Поставили красивые ворота, а рядом — ужасные урны, стоит прекрасная беседка, а на ней написаны стыдные слова, еще недавно был красивый обзор с высокого берега Орлика, на котором и стоит бывшая усадьба, но теперь его закрывают два «чемодана» с противоположного берега — огромные высотки, выросшие в угоду строительному бизнесу. Ну почему нельзя оформить этот дурацкий забор цитатами из романа Тургенева, из Бунина, который описывает это место в «Жизни Арсеньева», из Лескова, который пишет о Дворянке? Тем более что это тоже писатели-орловцы?!
У Марины Алексеевой еще много вопросов к властям: почему остановка общественного транспорта называется «Коммерческий институт», если вуза с таким названием в Орле давным-давно нет? Почему остановка не называется «Сквер „Дворянское гнездо“»? Почему нет указателя к Дворянке? Почему бюст Тургенева оформлен как могила?
— Вот и получается: природа здесь берет свое, люди идут сюда, но все остальное — визуальный мусор и просто мусор. Это не может нравиться. Это не по-тургеневски. О Доме Лизы я уже не говорю — юбилей будем встречать, отворачиваясь от забора.
«Чиновники город не обустроят»
— Проекта обустройства «Дворянского гнезда» до сих пор нет, — сказал председатель попечительского совета по возрождению «Дворянского гнезда» Михаил Вдовин. — Чтобы проводить капитальные работы, нужен проект, который пройдет все экспертизы, и только потом… Но текущий ремонт сделаем — балюстраду отремонтируем, ротонду [отремонтируем], а то там листы железа уже прогнили, заменим плитку, фундамент. Тем более что в конце апреля утвердят поправки к бюджету, среди которых есть выделение 350 тысяч рублей на Дворянку. Не 350 миллионов, конечно, и не 35 миллионов, но все же. У нас никогда и таких денег не было.
По словам Михаила Вдовина, попечительский совет не унывает. Здесь все равно проведут работы, не требующие проекта, — на 5 млн руб., их выделят из средств, которые сумел «привести» в регион врио губернатора Андрей Клычков. На следующий год общественники будут добиваться создания проектно-сметной документации на реконструкцию сквера. Пока же они делают то, что могут: получив отказ от городской администрации помочь в уборке сухостоя и дикой поросли в сквере, они взяли бензопилы и своими силами сделали эту работу. Им помогают Сбербанк, МТС, Теле2.
— Иногда меня критикуют: не так делаем, не то делаем, медленно делаем, надо заниматься не Дворянкой, а дорогами, детскими садами и школами, — сказал Михаил Вдовин. — Я всегда говорю на это: каждый человек должен делать то, что ему по силам. Если по силам поднять бумажку и положить ее в урну — подними. Если по силам посадить одно дерево — посади его, если посадить — сад, значит, сажай сад. Если у тебя есть деньги, чтобы реализовать общественный проект — не смотри на власть, не оглядывайся на нее, подари городу то, что ты в силах сделать. Только так. Нельзя обустроить наш город силами чиновников и финансово мертвых городских служб. Это мое твердое убеждение.
Вот вам свежий пример. На наш призыв прийти на Дворянку и убраться откликнулось несколько незнакомых нам горожан. Пришел папа с двумя мальчиками лет восьми и женщина с мешками для мусора. Пока мы выпиливали сухостой, они убрали всю верхнюю территорию сквера. Вчетвером. За три часа. Я с удивлением обнаружил, что нам на субботнике теперь делать нечего. То есть мы любим кричать: надо 100 человек, 200, 400! Четыре человека за три часа! Я их не знаю, откуда, кто они. Сказал спасибо, но им моя благодарность не была нужна. Они сделали то, что считали правильным.
Что же касается Дома Лизы Калитиной, недавно первый заместитель председателя правительства Николай Злобин сказал, что ожидаются некие финансовые средства из их внебюджетного источника, которые позволят приступить к реконструкции. Я с настороженностью к этому отнесся — слишком много уже слышал обещаний. Но хотя бы перестали говорить, что надо снести. С этой маленькой победой и будем встречать юбилей Ивана Сергеевича Тургенева.
История «Дворянского гнезда»
Сквер «Дворянское гнездо» как общественный сад и детский парк появился в Орле в 1903 году, на 20-ю годовщину смерти Тургенева и в 45-ю годовщину написания одноименного романа. Это сделали любители творчества Тургенева, состоявшие в Обществе любителей изящных искусств. Они договорились с хозяевами «гнезда» и арендовали сад. В то время здесь обустроили деревянную дорожку для игры в кегли, «гигантские шаги» и установили бюст писателя — копию работы Антокольского, первый скульптурный памятник Тургеневу в Орле.
Усадьба во второй половине 1850-х годов, когда писался роман, принадлежала полковнице М. И. Оберг. Она располагалась в самом начале улицы, которую в то время называли Верхней Дворянской и связывали с местом действия романа. Например, в рассказе Николая Лескова «Несмертельный Голован» упоминаются «интересные особы, которых орловцы некогда узнавали в Паншине, в Лаврецком и других героях и героинях «Дворянского гнезда».
Прототипом Лизы Калитиной считалась жившая в усадьбе Евдокия Коротнева, ушедшая, как и героиня романа, в монастырь. Бывал здесь и сам Тургенев, он навещал в конце 1870-х годов владельца дома — известного в Орловской губернии деятеля крестьянской реформы А. В. Сафонова.
В 1908 году, в год 90-летия со дня рождения Тургенева, улицу Верхнюю Дворянскую, ведущую к его бюсту, переименовали в Тургеневскую. Однако во время гражданской войны бюст исчез, а сад «Дворянское гнездо» прекратил свое существование.
В 1968 году, накануне 150-летнего юбилея писателя, власти вспомнили о Дворянке и обустроили это место, отремонтировали «Дом Калитиных», как тогда его называли. На берегу реки Орлик установили новый бюст Тургенева, работы московского скульптора Бессарабского, а также белую каменную ротонду и балюстраду вдоль обрыва со стороны улицы, которая стала уже не Верхней Дворянской и не Тургеневской, а Октябрьской.
В 1987 году решением Орловского облисполкома ландшафтный сквер «Дворянское гнездо» и прилегающую к нему территорию объявили охранной зоной. В сентябре 1993 года тут установили памятный знак с надписью: «Министерство культуры РСФСР. Памятник истории. Ландшафтный сквер. Дворянское „гнездо“ XIX — нач. XXв. Охраняется как всенародное достояние».
В конце 1990-х годов жильцов дома выселили, и 9 октября 2000 года, в канун очередного дня рождения Тургенева, городское жилищно-ремонтное объединение разобрало изразцовые печи в Доме Калитиных, вынуло оконные рамы и сняло двери.
С этого времени дом, получивший название «Дом Лизы Калитиной», начал разрушаться, а прилегающая территория пришла в упадок. В 2008 году энтузиасты создали «Попечительский совет по возрождению „Дворянского гнезда“».