Первомайский районный суд города Пензы 16 апреля рассмотрел апелляцию активистки сетевого движения «Открытая Россия» Ольги Жулимовой и признал ее вину недоказанной, сообщил корреспондент «7x7». Перед этим 28 марта и.о. судьи мирового участка №1 Первомайского района Пензы Марианна Писарева признала ее виновной в незаконной предвыборной агитации.
«У меня провели личный досмотр и хотели изъять телефон»
В рапорте, находящемся в деле Ольги Жулимовой, написано, что в ночь с 17 на 18 января 2018 года она наклеила на павильон автобусной остановки стикер «Стоп Путин». Из документа следует, что это увидела группа сотрудников МВД и ФСБ России во главе с автором рапорта подполковником полиции Ермолаевым. Хотя задачей группы было «недопущение размещения незаконных агитационных материалов», они ничего в этом случае не предприняли. Через полчаса автомобиль, на котором ехала Ольга со своим знакомым, задержали и досмотрели сотрудники ДПС.
По словам Жулимовой, ее задерживали около полутора десятков сотрудников МВД и других органов, приехали три автомобиля ДПС, две машины отдела вневедомственной охраны и полицейский микроавтобус. Корреспонденту «7x7» Ольга Жулимова сказала, что в течение дня в наблюдении за ней участвовало ещё четыре автомобиля без опознавательных знаков спецслужб и несколько человек «в штатском». Вот что рассказала активистка о происходившем после задержания:
— Нас забрали в отделение. Мы сидели там больше трех положенных для составления протокола часов. Нас не отпускали и брали объяснения, хотя до составления протокола брать объяснения не положено. У меня провели личный досмотр и хотели изъять телефон с фото, но я отдала его отцу. Копии протокола или просто какого-либо документа нам не выдали.
«Оказалось, что кроме меня привлекать-то и некого»
Ольга Жулимова — координатор пензенского отделения российского сетевого движения «Открытая Россия». Она сказала «7x7», что ничего в тот вечер не приклеивала, а лишь сфотографировала уже наклеенный на остановке стикер. Слежку и задержание она связала со своей общественной деятельностью:
— На суде тот же Ермолаев прямо говорил, что была разнарядка из Москвы — не допустить распространение этих наклеек. А они допустили. Вот и надо им кого-то привлечь. А оказалось, что кроме меня привлекать-то и некого. Это же была акция «Открытой России», а больше они в пензенском отделении, похоже, просто никого и не знают. Мы на суде не отрицали, что хотели это сделать. Но когда за тобой показательно ведут слежку на нескольких автомобилях, когда по пятам ходят люди «в штатском», это сделать просто нереально. В итоге, ситуация для суда оказалась патовая: слово Ермолаева против моего слова. Никаких иных доказательств того, что я что бы то ни было наклеивала, нет.
«Суд в нарушение закона удалил из зала адвоката»
Из материалов дела следовало, что обвинению не удалось показать суду ни фото, ни видео, подтверждавших вину Жулимовой. Но по итогам слушаний 27 и 28 марта суд признал Жулимову виновной и оштрафовал ее на 1500 рублей. Интересы обвиняемой представлял ее отец — адвокат Игорь Жулимов. Он написал апелляционную жалобу, где перечислил нарушения, как процессуальные, так и по существу рассматриваемого дела:
- Обвиняемой инкриминируют нарушение требований, которые распространяются только на зарегистрированных кандидатов и политические партии, их выдвинувшие.
- Незаконность действий подсудимой была признана на основе выводов Избиркома Пензенской области, хотя данный вопрос по ряду признаков не относится к сфере компетенции данного органа.
- В ходе заседания суд в нарушение закона удалил из зала адвоката, оставив обвиняемую без полагающейся ей юридической защиты.
- При составлении протокола об административном правонарушении подсудимой не разъяснили ее прав, что делало юридически невозможным использовать протокол в качестве доказательства. Тем не менее, он оказался одним из оснований судебного решения.
- Была проведена не предусмотренная законом процедура «пересоставления» протокола об административном правонарушении
«Я убеждён, что решение будет принимать не судья»
При рассмотрении в суде апелляционной жалобы Игорь Жулимов в присутствии корреспондента «7x7» описывал заседания суда 27-28 марта следующим образом:
— Это было не рассмотрение дела, а не поймёшь, что. […] Судья объявляет перерыв, и мы видим, как во время перерыва к ней заходят должностные лица. Она кому-то звонит, что-то уточняет. Мы заходим с перерыва, и нам сразу с порога говорят: «Заседание отложено на завтра».
Для рассмотрения апелляции потребовалось два судебных заседания. В ходе первого из них, 13 апреля, суд решил вызвать еще одного свидетеля, и слушание отложили на 16 апреля. Игорь Жулимов так прокомментировал «7x7» перенос заседания:
— Я убеждён, что решение будет принимать не судья, рассматривавший сегодня наше дело. Собственно, все причастные к этому делу — люди совершенно несамостоятельные. Судя по всему, команда была если не из Москвы, то, как минимум, из УМВД Пензенской области. Опыт мой подсказывает, что решение не за судьей, почему она и отложила заседание.
В итоге, судья Первомайского районного суда Пензы Валентина Засыпалова признала правоту Ольги Жулимовой. Это не первый раз, когда активистке удалось отстоять свои права в суде. В октябре 2017 года ее оштрафовали на в 20 тыс. рублей за участие в акции памяти Бориса Немцова. Тогда Ольга сфотографировалась в центре города с плакатом «Спасибо, Борис». Штраф отменили после апелляции.