В Ярославской области голосование по выборам президента 18 марта началось с отказа комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБов). Их оперативно починили и начали использовать, но наблюдатели уверены, что нужно было полностью перейти на ручной подсчет. Корреспондент «7x7» разобрался в ситуации, а также собрал подборку самых интересных моментов дня голосования.
Таинственная перенастройка
Как рассказала «7x7» председатель участковой избирательной комиссии (УИК) №182 Наталья Полякова, накануне выборов, 17 марта, КОИБ на ее участке на улице Угличской в Ярославле протестировали успешно, но вечером из территориальной избирательной комиссии пришла команда вернуть его на перенастройку. После нее с утра 18 марта программа на КОИБе не сработала, и комиссия поставила для приема бюллетеней привычную избирательную урну.
— Вчера мы все протестировали, все было великолепно, вечером нам позвонили, сказали, что «программа не идет». Надо было отвезти обратно флешки. Перепрограммировали, сегодня утром встали — программа не работает. Мы сразу сообщили в ТИК [территориальная избирательная комиссия], нам сказали приехать — мы были не одни такие. Естественно, к началу голосования не успели, и мы открыли урны. Техподдержка ехала долго, и только после 12:00 мы включили КОИБ.
По данным наблюдателей, до включения КОИБа успели проголосовать более 300 избирателей, их бюллетени пропустят через КОИБ после окончания голосования.
Региональное отделение партии «Яблоко» написало жалобу в Центризбирком на действия Ярославской областной избирательной комиссии. Доверенное лицо кандидата в президенты Олег Виноградов потребовал опечатать КОИБы и провести за ними ручной пересчет.
Наемные блогеры
Студентка Ярославского госуниверситета имени П. Г. Демидова Светлана Беликова 17 марта опубликовала в «историях» (они удаляются спустя 24 часа) своего Instagram три записи, в которых извинилась перед своими подписчиками, что во время выборов будет «спамить» им со своей странички во «ВКонтакте». Во время голосования с ее аккаунта в соцсети действительно опубликовали более десятка постов с одинаковыми хэштегами, например #НОМ. Под такой же аббревиатурой работает центр «Национальный общественный мониторинг», который собирает информацию из регионов о президентских выборах.
Помехи представителям СМИ
Фотокорреспондент «7x7» Александр Степанов в 07:00 собирался пройти на участок №237 на улице Слепнёва, но его, в отличие от наблюдателей от кандидата Владимира Путина и от общественной палаты, не пускали внутрь. Только в 07:30 он смог попасть внутрь и обнаружил, что на участке не работает КОИБ. Через несколько часов он прибыл на этот участок с мобильной группой движения «Голос» и режиссером-документалистом Кириллом Ненашевым, чтобы написать жалобу — наблюдатели наткнулись на грубость со стороны членов комиссии и наблюдателей от Путина. Их назвали «предателями» и «пятой колонной».
— Жалобу у нас приняли с трудом, сначала долго отказывались ее принимать. Мне долго не отдавали мое свидетельство об аккредитации. Но в итоге уступили всем нашим требованиям, — рассказал Степанов.
Сообщения на карте нарушений
Наблюдатели пожаловались на несколько инцидентов, которые привлекли их внимание во время голосования в Ярославле.
На участке в ДК «Нефтяник» заметили организованный подвоз избирателей на микроавтобусе.
В УИКе №246 избирателя без ее ведома внесли в список голосующих на дому. Женщина сама пришла проголосовать.
Сразу после начала голосования наблюдатели от штаба политика Алексея Навального заметили, что данные о них собирают наблюдатели от Путина и Общественной палаты.
Увеличение явки
Перед президентскими выборами ярославские власти постарались максимально привлечь избирателей. Для этого даже сделали бесплатным общественный транспорт.
К 18:00 явка по Ярославской области, по данным Облизбиркома, составила 58,98%.
По итогам муниципальных выборов в Ярославле осенью 2017 года, оппозиция в лице КПРФ и «Яблока» заявила о недоверии КОИБам и потребовала ручного пересчета. Их требование не удовлетворили.
Власть от едросов установили лохотроны...
организаторы выборов наши граждане они знают правду значит мы тоже будем ее знать