В Оренбургской области 3 февраля прошла серия пикетов «за отставку губернатора Юрия Берга». Организатор акции протеста — региональное отделение ЛДПР. Что известно об этой акции, а также об оценках, которые дают действующему губернатору другие представители парламентской и непарламентской оппозиции — в обзоре корреспондента «7×7».
«Ситуация катастрофически ухудшается»
Пикеты — как массовые, так и одиночные — прошли 3 февраля в 36 городах и районах Оренбуржья, сообщила пресс-служба регионального отделения ЛДПР. В них приняло участие более 200 человек. По словам координатора партии в Оренбургской области Владимира Мирохина, «несмотря на все противодействие, которое оказывали нашим активистам местные власти, пикеты прошли успешно. Главы поселений продолжили свои противоправные действия и в день пикетов. Например, в Илеке на место пикета была прислана спецтехника, которая просто стояла и перегораживала наших активистов, но даже это нам не помешало».
Активисты ЛДПР призывали Юрия Берга уйти в отставку» и собирали подписи под обращением к полномочному представителю президента в Приволжском федеральном округе Михаилу Бабичу. Вот что, в частности, говорится в этом обращении [орфография и пунктуация сохранены]: «Социально-экономическая ситуация в Оренбургской области катастрофически ухудшается. Кричащей проблемой становится нехватка рабочих мест, закрытие и сокращение предприятий, невозможность заниматься бизнесом, вытеснение региональных торговых предприятий федеральными сетями, в сельском хозяйстве помимо массы проблем, связанных с обеспечением оборотных средств, погодными рисками, все более острой проблемой становится проблема реализации продукции по адекватной затратам цене». Обращение заканчивается просьбой к Михаилу Бабичу «лично вмешаться в разрешение проблем региона и донести позицию жителей до руководства страны».
По мнению оренбургского политконсультанта Константина Бакшеева, «путем протестов такие фигуры, как Берг, не „сносятся“, к тому же Москву сейчас не удивишь пикетами».
— Теоретически возможность добиться отставки главы региона путем проведения протестных акций есть. Подчеркиваю — теоретически, — сказал корреспонденту «7×7» политолог, доцент кафедры теории журналистики и периодической печати Оренбургского госуниверситета Булат Калмантаев. — Но для этого нужны не мелкие политические интриганы, которые используют выборы президента в своих узкокорыстных целях. Это подленькая игра на фоне больших политических событий портит саму идею протестных акций. Понятно, что за всем этим маячит фигура Сергея Михайловича Катасонова [первого зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам, в 2006–2012 годах — депутата Законодательного собрания Оренбургской области, неудачно баллотировавшегося в губернаторы]. Я бы сказал, что это очень недальновидные люди — политиками их я, увы, назвать не могу.
Как считает профессор Оренбургского института Московской государственной юридической академии, доктор политических наук, руководитель социологического центра «Общественное мнение» Галина Шешукова, «в Оренбуржье особое региональное отделение [ЛДПР]. На выборах в Законодательное собрание в 2016 году у ЛДПР один из самых высоких результатов по России (23,02%). Пикеты — это продолжение той же работы по укреплению своих позиций».
«Сбор подписей ЛДПР ничего не даст»
Представители других оппозиционных партий, имеющих фракции в региональном парламенте, и единственный представитель непарламентской оппозиции, не намеревались поддерживать акцию протеста ЛДПР, но работой действующего губернатора также недовольны.
— Я считаю, что вся вертикаль власти должна уйти в отставку, — сказал корреспонденту «7×7» член фракции КПРФ в Законодательном собрании, бывший первый секретарь обкома КПРФ Владимир Новиков. — Потому что они ломают любого губернатора. Одного снимем — придет другой, ничего не изменится. Что касается пикетов ЛДПР, то я не верю в искренность их намерений. Все это делается в рамках президентской кампании. Они, конечно, могут протестовать, но когда доходит до дела, например, до голосования по бюджету, они всегда за.
Заместитель руководителя фракции КПРФ в региональном парламенте Сергей Гусейн сообщил корреспонденту «7×7», что у коммунистов «свои планы по протестным акциям»: «Сейчас мы как раз обсуждаем их проведение. По поводу конкретных дат ничего пока сказать не могу, но их будет много, в том числе и в феврале».
Владимир Фролов, единственный представитель «Справедливой России» в законодательном собрании области, рассказал корреспонденту «7×7», что «региональное отделение партии неоднократно проводило митинги, на которых заявляло о недоверии правительству Юрия Берга и лично губернатору»:
— Мы считаем, что при губернаторе Юрии Берге реальное положение жителей области ухудшилось. Сворачивается вся социальная сфера в здравоохранении, образовании в сельской местности (при правлении Берга ликвидировано более 310 школ и 520 — реорганизовано), социальном обслуживании населения (ликвидировано 31 из 100 социальных учреждений) и культуре. Население области стремительно сокращается из-за естественной убыли и отрицательной миграции людей в другие регионы России (за 9 месяцев 2017 года отток составил 5137 человек). Главные причины: нет работы, низкие зарплаты, бесправие и падение реальных доходов граждан. Коррупция во власти при Берге приобрела форму стихийную и массовую. Сам Берг публично показывает пренебрежение к людям, их чаяниям и проблемам. Этим же путем действуют его чиновники в правительстве и на местном уровне. Путем пикетов и сбора подписей отставки Берга не добиться. Ибо наверху такая же «круговая порука». Только массовый выход граждан на улицы с требованием отставки Берга и его правительства может дать толчок к его уходу «по собственному желанию». Что касается сбора подписей партией ЛДПР, то это ничего не даст. «Справедливая Россия» в 2016 году по всей стране собрала 5 млн подписей за отставку Дмитрия Медведева и его правительства и направила президенту Путину. Мы так и не получили ответа от президента страны.
Несколько иная точка зрения на проведение протестных акций у Наталии Трубачевой, руководителя Оренбургского штаба Алексея Навального:
— Протестные публичные мероприятия необходимы, если люди недовольны властью, по нескольким причинам: во-первых, и местная, и московская власть, и жители региона должны знать, что данный руководитель не справляется с поставленными перед ним задачами. А во-вторых, это заставляет чиновников шевелиться, нервничать, а кто поумнее и порядочней, начинает что-то делать. Я согласна, что Берг должен уйти. Рейтинги губернатора падают, насущные проблемы не решаются, из Оренбургской области каждый год наблюдается значительный отток населения в более перспективные регионы, наша область теряет ценные кадры. С момента ввода контрсанкций наш аграрный регион так и не достиг невероятных успехов в сельском хозяйстве. Для того, чтобы область развивалась, необходимы открытые и честные выборы, без использования административного ресурса, тогда будет конкуренция и, возможно, в политической жизни области примут участие новые интересные лица, которые готовы предложить план развития нашей области. Берг не стремится сделать регион лучше. Все, что делается, — это силы предпринимателей и неравнодушных граждан, но не желание областной администрации. Например, в нашей области можно было бы развивать туризм, который приносил бы огромные деньги в бюджет. Но это очень большие затраты, и результат будет не моментальный, который может получиться при действующем губернаторе. Поэтому власти ничего не делают. Но этот человек до сих пор «избирается» большинством на выборах. Пока будет такой губернатор в области, никакого развития не будет.
Кто, если не Берг
Депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Катасонов заявил, что готов выставить свою кандидатуру на новых губернаторских выборах 2019 года: «Я понимаю, что доверие к действующей власти региона у населения и Кремля исчерпано, партия должна выставить кандидата, и я к этому готовлюсь».
Противостояние Сергея Катасонова и Юрия Берга началось в 2014 году, когда депутат Госдумы от ЛДПР заявил о желании баллотироваться на пост губернатора Оренбуржья. Местные коммунисты и «эсеры» в этом желании его поддержали. Его даже зарегистрировали в облизбиркоме как кандидата, однако на следующий день после регистрации Высший Совет ЛДПР отозвал его кандидатуру в связи с тем, что «накануне Совет получил данные на Катасонова из правоохранительных органов». Как писал Expert Online, Катасонова подозревали в покупке воинского звания и ученой степени. Кроме того, региональное следственное управление начало расследовать уголовное дело о хищении компанией «Строительное предприятие СВС» (которой в 1995–2006 годах руководил Сергей Катасонов) бюджетных средств, выделенных в качестве субсидий в рамках областной целевой программы «Развитие производственной базы жилищного строительства на территории Оренбургской области». Из материалов дела следовало, что Катасонов по этой программе взял кредит в банке ВТБ в размере 100 млн руб. для строительства завода, а затем областной бюджет выделил ему деньги на рефинансирование ставки по кредиту. Завод не построили, но Катасонов, как считало следствие, мог похитить бюджетные денежные средства на общую сумму 9,3 млн. руб.
13 ноября 2014 года прокурор Оренбургской области Игорь Ткачев направил Владимиру Жириновскому письмо, в котором, в частности, сообщал: «уголовные дела в отношении депутата Катасонова С. М. не возбуждались, обвинений ему не предъявлялось, судимостей, в том числе погашенных, не имеется». А в интервью, данном «Газете.ру» в июне 2016 года, Владимир Жириновский признался: «Поступило предложение: не выставляйте [кандидата на пост губернатора Оренбургской области], мы поставим вашего человека в сенат. Вот и все». Так и произошло: сразу после губернаторских выборов Юрий Берг назначил оренбурженку Елену Афанасьеву, члена фракции ЛДПР в Госдуме, представителем Оренбургской области в Совете Федерации.
В 2016 году Сергей Катасонов снова стал депутатом Государственной думы, попав в федеральный парламент по избирательному списку ЛДПР.
Юрий Берг о дестабилизации ситуации
В июне 2016 года, выступая перед представителями общественности с отчетом о своей деятельности за год, Юрий Берг сказал: «Все мы должны понимать, что выборы могут обновить команду, привести во власть настоящих патриотов. А могут и не оправдать ожидания людей или — того хуже — „раскачать лодку“, дестабилизировать ситуацию. Этого допустить нельзя! Потому что единство и мощь нашей страны, жизни наших сограждан не должны становиться предметом политических спекуляций».
Юрий Берг родился 3 августа 1953 года в райцентре Ныроб Пермской области. В 1969 году окончил 9 классов школы №35 Орска, куда переехала его семья, а в 1973 году — Астраханское мореходное училище. Преподавал в школе №11 Орска, был директором орской средней школы №15. В июле 1982 года окончил Оренбургский государственный педагогический институт, в 2003 году — Оренбургский государственный университет, получив квалификацию «Экономист-менеджер». В 1990-е годы — заместитель главы администрации Орска по социальным вопросам. В октябре 2005 года его избрали главой Орска. 15 июня 2010 года он вступил в должность губернатора Оренбургской области, а с июля 2010 года возглавил правительство Оренбургской области. 14 сентября 2014 года победил на выборах губернатора Оренбуржья, получив 80,28% голосов избирателей.