Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. «Мы их не знаем»: члены организации «Марий Ушем» выразили недоверие новому правительству Евстифеева

«Мы их не знаем»: члены организации «Марий Ушем» выразили недоверие новому правительству Евстифеева

Общественники заявили, что конструктивный диалог с властью не удался, потому что их не услышали

Денис Долгополов, фото Алексея Пуртова
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Общественная организация «Марий Ушем» («Союз Мари») 9 декабря провела в Йошкар-Оле отчетно-выборную конференцию. Участники подвели итоги работы за два года, обновили устав и обсудили общественно-политическую ситуацию. О том, что больше всего волнует марийцев из «Союза», — в репортаже «7x7».

 

Национальная культура и образование

На конференции зашла речь о сохранении национального языка. Несколько выступающих высказали мнение том, что народ не может существовать без него. Речь шла именно о живом языке, который активно используется в общественной жизни и изучается.

Первой заговорила о марийском языке член правления «Марий Ушем», бывший министр образования республики Римма Катаева. Она считает, что нужно увеличивать часы преподавания национального языка и вводить новые ставки учителей.

— Пока руководитель министерства только назначен, ждем, — сказала Катаева, имея в виду министра культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл. — Встречаясь с Васютиным [бывший министр культуры республики], мы говорили, что ни на один час не нужно сокращать использование марийского языка в СМИ, не должно быть уволено ни одного педагога [по марийскому языку]. Он это обещал.

 

Римма Катаева

 

По мнению Риммы Катаевой, эта проблема касается не только образования, но и многих других сфер.

На образование обратил внимание и секретарь горкома КПРФ Геннадий Зубков. Он сказал, что количество школ в Марий Эл за последние годы сократилось более чем на 100. (В 2015 году министерство образования республики на запрос жителя Йошкар-Олы Евгения Пирогова ответило, что «с 2000 по 2015 год закрыто с последующим переводом обучающихся и воспитанников в другие образовательные организации и реорганизовано путем присоединения к другим 177 малочисленных образовательных организаций»).

 

Геннадий Зубков

 

Зубков сказал, что, когда начинают закрывать школы, впоследствии деревня умирает. По его данным, за последние 15 лет с карты России исчезло более 40 тысяч населенных пунктов. То же происходит и в Марий Эл, считает политик.

 

Объединение

Несколько членов «Марий Ушем» высказали мнение, что организации «Мер Канаш» и «Марийский конгресс» создали экс-губернатор Леонид Маркелов и экс-министр культуры Михаил Васютин, чтобы разделить марийский народ. Заместитель президента ассоциации «Марийский мир — XXI век» Игорь Кудрявцев, выступивший как член «Марий Ушем», предложил «Мер Канашу» и «Марийскому конгрессу» покаяться за сотрудничество с Маркеловым и объединиться.

Члены «Марий Ушем» считают, что делить этим организациям нечего, цель у всех одна.

— Война, которая шла в республике 17 лет, закончилась! — сказал самовыдвиженец на выборах в Госдуму России в 2016 году Григорий Петров-Чоткар и призвал марийский народ объединиться и идти вперед под флагом «Марий Ушема».

 

 

Леонид Маркелов и его наследие

Алексей Гаврилов из Звениговского района в своем выступлении обобщил недовольство членов «Марий Ушем» действиями бывшего губернатора, выдвинув несколько предложений:

— Написать письмо «Марийскому конгрессу» с предложением самораспуститься, «так как все знают, что эта организация была создана Маркеловым»;

— Убрать с площади памятник Оболенскому-Ноготкову. По словам Гаврилова, этот человек не правил в Йошкар-Оле ни одного дня. Он был послан в город воеводой, но не доехал до него. Возможно, умер в дороге;

— Переименовать набережную Брюгге (предложение прозвучало именно в таком виде, но, скорее всего, имеется в виду также и набережная Амстердам, который не имеет отношения к марийской истории);

— Вместо Оболенского-Ноготкова поставить памятник марийскому герою: Онару, Чоткару или кому-то другому. На границах республики со всех сторон тоже поставить памятники защитникам марийского народа: Чембулату, Мамич-Бердею.

 

 

У отдельных членов «Марий Ушем» есть и личная обида на Маркелова.

Геннадий Александров винит его в банкротстве ОАО «Маригражданстрой», которое, по его мнению, произошло из-за неисполнения правительством республики своих обязательств по контрактам. «Маригражданстрой» сдал множество объектов по заказам правительства, недополучив при этом значительную сумму. Александров был президентом этого акционерного общества.

Журналист и общественный деятель Георгий Пирогов рассказал, как он потратил три с половиной года на суды из-за того, что Маркелов обвинил его в клевете после митинга «Марий Ушем» в 2005 году. Пострадали от губернатора и его дети: дочери пришлось уволиться из Верховного суда республики и закончить карьеру судьи; сын, инженер-дорожник, тоже лишился работы.

 

Александр Евстифеев и его правительство

О людях, которых глава Марий Эл Александр Евстифеев назначил в новое правительство, говорили много и с неудовольствием. Больше критики в свой адрес у членов «Марий Ушем» вызывает только старое правительство — те, кто работал с Леонидом Маркеловым. Это бывший министр культуры, а сейчас первый заместитель Евстифеева Михаил Васютин, министр транспорта и дорожного хозяйства Александр Сальников, министр здравоохранения Марина Панькова и министр образования Наталья Адамова. По словам Игоря Кудрявцева, эти люди ответственны за бедственное положение Марий Эл и разбазаривание народных средств. А вместо того чтобы отвечать за это, они продолжают участвовать в управлении республикой (в ту же группу «маркеловских приспособленцев» он вписывает весь депутатский корпус и общественную палату).

 

Игорь Кудрявцев

 

Новые чиновники не устраивают «Марий Ушем» тем, что среди них нет ни одного местного жителя.

— Неужели кадры третьего-четвертого ряда Саратова лучше, чем первого ряда нашей республики? — недоумевает Георгий Пирогов. Он уточнил, что под первым рядом не имеет в виду тех, кто работал при Маркелове, потому что «настоящий профессионал горд и не может 16 лет быть блюдолизом».

Игорь Кудрявцев считает, что Евстифеев усыпил бдительность «Марий Ушема».

— По кадровым вопросам нас слушали, но не слышали, — заявил спикер. — Евстифеев собрал вокруг себя либо знакомых, которым он доверяет, либо ему кто-то их посоветовал. Он не спросил, доверяет ли им народ. Как мы можем им доверять, если мы их не знаем?

Кудрявцев напомнил, что президент России Владимир Путин во время визита в Йошкар-Олу рекомендовал Александру Евстифееву опираться на местные кадры.

— Прошло полгода. Общество имеет право спросить, почему все не так, — сказал выступающий.

 

 

Дружба и будущее

На конференцию приехали гости из Татарстана и Чувашии. И те, и другие высоко оценили деятельность «Марий Ушем». Они высказали желание совместно бороться за сохранение своих культур.

Председатель Всетатарского общественного центра Фарид Закиев сказал, что в Татарстане основная проблема — ассимиляция. По его данным, с 2002 по 2010 годы число татар, владеющих национальным языком, сократилось более чем на миллион человек.

— Мы должны сотрудничать, чтобы татарский и марийский языки больше применялись в общественной жизни и стали в самом деле государственными в наших регионах, — сказал Закиев.

Представитель Союза татарской молодежи «Азатлык» Наиль Набиуллин подарил председателю «Марий Ушем» Владимиру Козлову флаг своей организации и татарскую тюбетейку.

Член координационного совета Всемирной ассамблеи тюркских народов Илле Иванов сказал, что законы должны защищать национальные права, как это делает международное законодательство, которое над ними преобладает.

 

Слово председателя

Председатель правления «Марий Ушем» Владимир Козлов отметил изменения в отношениях с властью, произошедшие после отставки прежнего губернатора.

— Мы духовно поднялись, когда ушел Маркелов, — сказал Козлов.

 

Владимир Козлов

 

По его словам, уходящий год, как и предыдущий, был плодотворным. Председатель считает, что «Марий Ушем» сыграло важную роль в борьбе против Маркелова, поддержав представителей КПРФ на выборах главы Марий Эл (Сергея Мамаева) и выборах в Госдуму (Сергея Казанкова).

В минус он записал то, что организации в год своего столетия не удалось дорасти до 1000 членов, и отъезд нескольких активистов «Марий Ушем» из республики.

 

Обновление устава и планы

Участники конференции проголосовали за изменение устава «Марий Ушем». Теперь вместо одного председателя у организации будет три сопредседателя, которыми стали Владимир Козлов, Евгений Чашкин и Григорий Петров-Чоткар.

В планах на 2018 год — подготовка к празднованию 100-летия «Марий Ушем», активное участие в жизни республики и представление интересов ее жителей, борьба за сохранение марийского языка.

Материалы по теме
Мнение
11 декабря 2017
33
Цитата
Цитата
Мнение о старых и новых кадрах в руководстве Марий Эл. «Евстифеев взял на себя ту маркеловскую грязь, от которой, если не смыться сейчас, налипнет навсегда» (Видео)
Мнение
21 октября
 The independent Barents Observer
The independent Barents Observer
«Вернуться будет невозможно». Живущий в Киркенесе проситель убежища — о резонансе вокруг своего дела
Комментарии (65)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
черемис
11 дек 2017 23:57

а где они ранее были? кому они срадостью лизали! теперече голову решили поднять? А Зубков что патриотом мари стал?
Марий ойырлымо шотым!!!

Он свою кровь
12 дек 2017 00:08

Забыл. Он там дипломы от чувашонка бизнесмена грамоты раздавал. О какой они могут говорить поддержке непонятно. Кто их знает никто.

Не трогай чужое имя
12 дек 2017 10:43

Не Ч. ты, а манкурт (три слова связать не можешь). Неприятно, когда тебя слагают, а не то, о чем хочешь сказать, не правда ли? Ты скажи что-нибудь по теме, а не кидайся на лица. Люди в открытую идут за интересы большинства, а ты, как шавка, из подворотни.

Александров пришёл
12 дек 2017 00:06

Из Маригражданстроя. Жалуется что он обанкротился, что он из крупного миллионера превратился в стотысячионера. Марий ушем подобрал всех на жизнь обиженных и желающих места, деньги. Когда Александров строил с помощью Васютина набережную он молчал и улыбался. Набережная тянет бюджет до сих пор вниз. Постройки хренового качества, на их содержание уходят большие деньги. Что с ними делать? Продолжать разорятся. Почему когда вам хорошо вы молчите, как плохо из штанов выпрыгиваете. Подобрали всех по чуть чуть, ни конкретики ни последовательности.

Александрову
12 дек 2017 12:26

Он был активный член "Единой России". Сейчас нет?

На картинках
12 дек 2017 07:26

простые деревенские лица, которым не нравится современная жизнь. Они её не понимают... Тревога в глазах или блуждающая бессмысленная улыбка подтверждают это. Хотя живут как сыр в масле, и в культурном и в политическом плане. Не поймут одного - жизнь ушла далеко вперёд, а они всё ещё бредят национально-культурной автономией, тем самым подогревая центробежные процессы в российском обществе. Жаловаться бегут в Финляндию, в Европейский суд, дружить хотят с Венгрией, идеологи живут в Москве... Разобщённость - национальная черта. В глухой деревне два соседа-марийца без ссоры и зависти прожить не могут, что уж говорить о городской жизни.. Причины "всех бед" надо искать внутри себя, не кивая на соседа и понять - никто никому не нужен, что спасение утопающих....

Спасибо
12 дек 2017 09:20

за обьективную информацию о Конференции !

Горожанин
12 дек 2017 10:09

Зубков-засланный казачок от Казанкова,проверяет лояльность Кудрявцева и Петрова!

А может
12 дек 2017 12:02

попробуете когда-нибудь без оскорблений.

Извините, вмешаюсь
12 дек 2017 12:44

Горожанин вас не оскарблял. Интернационалист за бывший свою кровь Зубков отрабатывал свою зарплату перед чувашонком Казанковым. Понятно почему татарские сепары и чуваши туда приехали.

Оболенский-Ноготков
12 дек 2017 12:35

Ни в чем не виноват! История попала в грязные руки. К нему можно цветы таскать например.

Или тебя рядом с
12 дек 2017 12:47

Памятником положить, например. Я не из М.Ушема и не коммуняка, но памятник не к чему. Он говёноая фантазия маркешки.

666
12 дек 2017 13:51

Например приезжие европейцы могут цветы возложить, не обязательно жители Марий Эл.

Друг
12 дек 2017 15:36

Вся закваска "Марий ушем" на обидах - прошлых и нынешних. Сколько помню, все время только обижаются и постоянно кто-то у них виноват. Хватит ныть и сидеть в партизанах на болотных кочках. Предложите власти что-то дельное в экономике, коммуналке, социалке и т.п. Покажите на что сами способны. Иначе не только саратовцев, но и чукч вам пришлют в руководители.

Йошкар Ушем есть
12 дек 2017 16:07

Йошкар Ушем.

И НЕ ДРУГ А ТАК
12 дек 2017 16:10

предлагаю как и друг в помощь ушемавцем "ну чтобы выправить дефект"...пригласить десант чукчей и не простых чукчей а почётных с лопатами и вилами. В смысле по четным дням ЧУКЧА будут рулить в мариушем а по нечетным ходить на охоту в тундру.
А чё авось получится исправить дефективн...х.

эдуард
12 дек 2017 16:17

За что борется данная организация? Предположим она борется за сохранение марийского языка и за популяризацию марийской культуры. Если это реальная цель данной организации, то необходимо проанализировать, какие действия способны привести организацию к этим целям. Увидев направление работы, можно проанализировать соответствуют ли действия этой организации её целям, и сопоставить путь, который был выявлен в анализе с тем путем по которому идет эта организация... при анализе необходимо опираться на конкретные действия, а не на лозунги и заявления...
Если проделать такую работу, то станет очевидным ангажированность организации истинная сущность её лидеров.

Оболенский-Ноготков
12 дек 2017 17:22

Отстаньте пожалуйста от меня, я просто стою на площади и все. Хватит меня трогать, я просто памятник. Лучше цветы, мне положите.

Азмь всея руси
13 дек 2017 00:38

И поклонятся пущай в пояс, невежливых - в кнуты.

Лошадь
12 дек 2017 17:40

И я стою, как памятник. Лучше цветов принесите.

Закудахтали
12 дек 2017 18:25

маркелята, заквакали.
Взывать к совести и чести вас не буду, их у вас всё равно нет и не было.
Жалко, что с приходом Евстифеева не удалось вас выкорчевать.
Но не забывайте про кольцо царя Соломона, и надписи на нём.

Неблагодарные!
13 дек 2017 00:43

Вспомните еще Маркелова, да поздно будет. Он же искренне радел за марийский народ. Вон какой город красивый построил, всем на удивление. Хотел из дикого захолустья жемчужину Поволжья сделать. Чтобы люди к нам из-за зарубежья потянулись, чтобы сторона наша процветала и впитывала все хорошее из зарубежной культуры. Хватит уже топотуху плясать под бубен.

Цезарь
12 дек 2017 18:47

Ученого учить — как мертвого лечить.

Кукушка съехала
12 дек 2017 18:51

Я предпочел бы быть первым в бедном городке, чем вторым в Риме.

Ненависть порождает -Зло!
12 дек 2017 22:44

И не друг а так скажите :-
-,,За ,что вы так не навидите этот трудолюбивый народ МАРИ???"
Наш народ к Вам не пришел и Землю Вашу не топтал , и бетонной плитой как ваших погостах землю не покрывал.Все пытайтесь унизить других, а чем лучше вы их? ? ?
Может вы вообще не те , которым вы себя считайте?

Не те они!
13 дек 2017 00:46

Исчадья ада, у них зубья акульи во рте растут.

А они
12 дек 2017 23:02

существуют русские и мари?

Бывалый
13 дек 2017 00:24

Блогеру желательно статьи про марийцев и их организации на странице 7х7 не размещать. Таких как я много, лично я читая такие комментарии, у меня возникает противоположное мнение в отношении лиц которые на каждом слове стараются унизить и оскорбить марийцев и их организации. Вот таким путем и создается межнациональные противоречия. Я много раз говорил и говорю (но с моими мыслями комментарии блогеры блокируют) ну не нравятся вам марийцы не читайте про них статьи и не лез те комментировать их. Этим вы противопоставляете марийцев к себе. Марийцы изучившие историю своего народа и края прекрасно знают как была территория Марий Эл присоединена к Русскому государству, как не справедливо проведена граница при создании Марийской области. Эти люди не высказываются по национальным вопросам. А марийцам так же неоднократно высказывал нечего все комментировать на русском языке. Все говорят надо изучать марийский язык в школах, а сами все комментарии шпарят на русском. Учите сами марийский язык и шлифуйте свои мысли на языке своих родителей. А то умных но хрена, а толку ни хрена. Лично мне учить марийский язык не к чему, я его знаю, читать и писать умею, может быть с ошибками, но умею. И еще скажу, что многие марийцы часто говорят, что они не умеют говорить на языке своих предков. Вот этим они унижают себя и своих предков. Лично я не понимаю, как родится в марийской семье и живя среди родителей марийцев не знать язык своей матери и отца. Для меня это дико. Я когда еду на общественном транспорте слышу как татары между собой общаются по татарски, сейчас много у нас живут народ из так называемых из ближнего зарубежья тоже говорят меж собой на своем языке, наши марийцы говорить на своей родине на своем родном языке стесняются, а если поговорил то оглядываются не услышал ли их кто то. Вот это для меня дико. Я не давно был в Чечне, в Грозном. Пообщался там с местными, был в их мечетях и пришел к выводу, да они затеяли драку с Российской властью для защиты своего языка, культуру, традиции, за свою землю и со стороны видно что они защитили все, хотя были присмирены военной силой. Мари Ушем это не политическая организация, а общественная, создана для объединения марийцев с целью сохранения традиции, кульуры, языка путем просветительской деятельности. Он не в праве решать политические вопросы, это должны знать все марийцы. Вот критиковать власть может.

Согласен
13 дек 2017 00:53

Открыть факультеты во всех ВУЗах РМЭ на марийском языке, чтобы растить национальные кадры и в школах дать возможность марийцам на добровольной основе изучать школьные программы исключительно на марийском языке.

Бывалому и Согласному
13 дек 2017 06:50

Во первых, территории Марий Эл не существовало в природе, следовательно, не было никакого присоединения.
Во вторых, чего скрывать, марийский язык тупиковый, на нём, кроме как в Марий Эл, негде и не с кем разговаривать. Зачем его навязывать в школах, дети и без того перегружены сверх нормы. Марийский язык должен быть сохранён на бытовом уровне, в литературных произведениях, в ВУЗах, как факультатив и не более. Это забота марийских патриотов и национальной элиты. Без обиды, надеюсь...

Бывалому
13 дек 2017 08:39

А мне тоже изучение марийского не к чему- не знаю, и не хочу знать.

Не Лебедев
13 дек 2017 01:37

Не А кто буде открывать? Мари Ушем -это блеф,для отвода пара.

Что не блеф?
13 дек 2017 05:27

Что тогда не блеф?

Евгений № 2
13 дек 2017 03:06

уважаемый аноним без ника написавший = Открыть факультеты во всех ВУЗах РМЭ на марийском языке, чтобы растить национальные кадры ... =

я кончено представляю чтение лекций на марийском языке по дисциплине марийский язык ....

но вот с трудом смогу представить чтение лекций на марийском языке например по экономике, физике, юриспруденции .....
и не забывайте чтобы создать полноценную специальность с преподаванием на марийском языке нужно и учебники по всем предметам иметь на марийском языке ......

я например с трудом представляю ТЕРМЕХ (теоретическую механику) на марийском языке как учебник так и чтение лекций ...

Алексей
13 дек 2017 11:22

Полагаю о ТЕРМЕХе вы вообще не имеете представления ни на русском ни на каком другом языке. Иначе бы знали, что с точными науками как раз нет особых проблем с переводом.

Правильно, Алексей!
14 дек 2017 13:07

Технические термины и мат всегда на русском.

Мари
13 дек 2017 09:32

Пеш чын возен улыда!
Мый шкенам шке огына пагале и тудланак мемнам огыт шотло.Игылт воштылын шинчат, шке лавыран чара кутан ден коя логарыштым сакен МАРИ КАЛЫКЫН ыштышышт ден темен поэн улыт, кушеч лекмыштым огыт пале .Виля пушан моргырыштым мушкын лавырам ,-мемнан веке ынде мыняре кышкат.
Ындежым чыташат огеш лий.
Нигунам темдыме кашак!

Евгений № 2
13 дек 2017 12:00

уважаемый аноним под ником Алексей - спешу вас разочаровать ...
О теоретической механике я не только имею представление но и сдавал и зачеты и экзамены, так что вы неправы ...

а по поводу вашего утверждения = Иначе бы знали, что с точными науками как раз нет особых проблем с переводом. =
и чтобы закончить наш спор
приведите нам здесь пример перевода например учебника "Термеха" или учебника "основания и фундаменты" или физики или на худой конец Химии на чувашском языке или мордовском языке или татарском языке ???

вы будете удивлены но никто из малых народов пока не сподобился сделать такой перевод ...

Алексей
13 дек 2017 13:03

Я так и полагал, что ваши знания ограничены максимум зачётом и экзаменом)))
Поговорите с вашими преподавателями, особенно если они ездят на международные мероприятия. Они подтвердят, что точные науки (как минимум до уровня высшей школы) можно учить на любом языке. А в пример я вам лучше приведу Финляндию. Полноценная поддержка трёх государственных языков. А была бы в составе России, тоже была бы нищей республикой без образования на национальном языке. Но они независимы, решили деньги на войны не тратить, а вместо этого поддерживают и развивают свои языки. И вообще, если вы чего-то себе не представляете, это не означает что это невозможно. Просто нужно этим заниматься. В СССР в школах общее образование можно было получить на родном языке, что невозможно было представить в царской России. Словари с терминами по разным областям уже сейчас имеются в наличии. Вот химический на марийском: http://mariuver.info/termin/himiya_mari.pdf

учитель
19 дек 2017 10:21

А теперь, переведите, пожалуйста, "Физику" и Химию"на русский язык

Привет шпионы
13 дек 2017 12:18

Нику Бывалому и согласному всех на свете когда-то не было и территории тоже. Все кого признают или не признают. Вон американцы Россию не признают и их авторитета, что России нет? Россия есть, так и с другими образованиями. Вот Россия не признаёт кого-то, но они же существуют непризнаные Россией. Вот в России кто-то признаёт власть, а кто-то не признаёт. А кому-то вообще по, просто не ходит на выборы и все. Демократия же. Так и с народами и их национальными образованиями.

Кожин Владимир
13 дек 2017 12:52

Господа марийцы, если таковые есть на этом сайте, то скажите, пожалуйста, как будет на марийском слово "АПТЕКА", если не скажете правильный ответ, то о чём вообще спор.

аптека
14 дек 2017 13:25

по-марийски - эмгудо.
а как по-русски?

СЕРЖАНТ
15 дек 2017 11:39

Чисто по-русски:= калечная ( южный говор - каличная) := от слова калека (калика). Но кто ж тогда пойдёт за микстурами туда:= ежели там по иностранному на вывеске не написано.

Хмм
14 дек 2017 19:00

Господа "руссиш-нацистен", что вы тут делаете под статьей по марийской проблематике? Зашли напакостить? А не убраться ли вам туда, откуда пришли? Братья-славяне ждут вас - и в Польше, и на Украине.

Бывалый
13 дек 2017 13:06

Нине калыклан нимомат сераш ок лий. Лудын лекмеке шке семынышлак шонат да возат. Только ик мари веле лекте, кудо шке шонымашыжым шке йылмыж дене возен кодыш. Молан мемнам эре игылтыт? Тудлан что шке шонымашнам рушла возена, а руш влак или крипто руш влак (нине мари калык гыч лекше, шке йылмыштым мондышо, руш коклаште шке мари влакыштым игылташ полшышо влак ) рушла возен мари влакым намысыш луктын шогат. Вот тыгай мари влак мари калыклан шуко начарым конден шогат.

Бывалый
13 дек 2017 13:11

Господин Кожин Владимир, к вашему сведению это слово заимствован с русского языка и на марийском звучит "аптеке" при склонении окончание меняется. А если полностью перевести это слово на марийский язык то это звучит примерно так "эмлыме сату вер", можно без слово вер.

Евгений № 2
13 дек 2017 13:18

уважаемый аноним под ником "Кожин Владимир"
хоть я и не мариец но думаю что по марийски АПТЕКА будет АПТЕК

Алексей
13 дек 2017 13:35

Ну вот, ваши знания на марийском языке на уровне "ничего", а рвётесь рассуждать о его перспективах и возможностях))

Евгению №2
14 дек 2017 12:35

Для вашего сведения: слова женского рода с окончанием -а- на марийском языке пишутся с окончанием -е

Евгений № 2
13 дек 2017 13:43

уважаемый аноним под ником "Алексей"
мы с вами разговариваем о разных вещах ....

я говорю о том, что ЖО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ учебников на марийском на чувашском на татарском и на мордовских языках по математике, термеху, физике, хомии НЕ НАПИСАНЫ И ЖУМАЮ НЕ БУДУТ НАПИСАНЫ ЕЩЕ ОЧЕЬ ДОЛГО, если вообще кому-то взбредет в голову такое бездарное расходование денег ...

вы же говорите о ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОЖНОСТИ КОГДА-ЛИБО НАПИСАТЬ ТАКИЕ УЧЕБНИКИ ..
обращаю ваше внимание на то, что от составления словаря по химии для средней школы до подготовки учебника для ВУЗов дистанция огромная в связи с чем не думаю что еще лет 50 такие учебники будут созданы ...
заметьте - тирах словаря химических терминов для средней школы - 300 экземпляров выпущен этот словарь в 2011 году ... а где словари по физике, термеху, математике, биологии, истории ????
мы не говорим о издании учебников на марийском языке для средней школы ...

но давайте пофантазируем .... сделают учебники на марийском языке по всем предметам и что ???
а на каком языке они будут давать ЕГЭ ??? на марийском ???? а учебу в ВУЗе на каком языке будут проводить - на марийском ... так учебников еще нет для ВУЗов ...
и получается разрыв между подготовкой в школе учеников на марийском языке и невозможностью продолжить обучение на марийском языке в высшем учебном заведении ...

да кстати вот вам еще новость правда от 2009 года )))))

ВС окончательно запретил сдачу ЕГЭ на татарском языке

Кассационная коллегия Верховного суда РФ подтвердила законность проведения Единого госэкзамена только на русском языке.

Таким образом, вторая инстанция отклонила жалобу на решение Верховного суда РФ по иску Аиды Камаловой, которая утверждала, что проведение государственной итоговой аттестации на русском языке нарушает права ее несовершеннолетней дочери. После прохождения кассационной инстанции решение считается вступившим в законную силу.

https://pravo.ru/news/view/13567/


так что хотите своих детей ограничить в возможностях - действуйте ...

подкину идею
создайте правила дорожного движения на марийском языке ..... думаю ГИБДД ваши усилия оценит по достоинству ))))))

Алексей
13 дек 2017 14:03

Ладно, аноним под ником Евгений номер 2, пищу для размышлений вы получили. Вижу шевеления в мозгу уже начались. Главное продолжайте думать, и тогда слова "никогда" , "невозможно", "не нужно" и т.п. исчезнут из вашего лексикона. Больше вам добавить нечего. Админы сайта и так отфильтровали часть моих сообщений. Не будут тут тратить своё время.

Чукча
13 дек 2017 13:50

Холосо, уговорили, согласен быть кугу нащальника у мари. В правителства ваша бригада оленеводов назначим, мало-мало геологов назначим, а то без них совсем туго. Чум большой строить будем, в нем баба моя сидеть будет и вся нащальники. Однако, вместо кур куропатка разводить надо, вместо коров и свиней олешка пасти надо. Яра?

Кожин Владимир
13 дек 2017 14:15

Согласно последней рекомендации "партии и правительства", а также МарНИИЯЛИ им. В.М.Васильева, слово «аптека» на марийский язык переводится, как «ЭНГУДО», скоро на всех вывесках в Марий Эл. Это был небольшой тест. Большинство слов утеряно, забыто, поэтому, применяя слова с характерными для марийского языка окончаниями, нельзя говорить, что сохраняете свой язык, это, во-первых.
Во-вторых, рассуждая о необходимости сохранения языка, Вы обязательно хотите, чтобы национальные кадры присутствовали в Правительстве, при этом не можете договориться между собой и принять единое решение ни в одном вопросе: от кандидата в депутаты до…аптеки (аптека – это аптек?, аптеке?, эмлыме сату? или энгудо?). Вас, в общероссийском масштабе, выражаясь лабораторным языком, "следы". Никто не запрещает никому общаться на своём родном языке, а родной язык - это тот, на котором человек думает. Надо признаться себе, что происходит определённый процесс по смешиванию людей разных национальностей, границы смываются, от этого рождаются самые красивые дети. Но этот же процесс ведёт к исчезновению малых народностей и их культуры и языка, т.е. доминантные признаки, в большинстве своём, берут верх над рецессивными признаками, это надо признать и не пытаться повернуть время назад. Язык сохраняться должен, но все эти языковые требования не надо возводить в ранг шантажа. Апостериори, любая марийская свадьба заканчивается дракой. Извините, если кого-то обидел.

Неболтайтеерундой
13 дек 2017 14:17

Вот уже вторая или какая там ветка про национальную тему. На русском языке!!. Ряд комментаторов где то видит оскорбление или унижение. Бывалый например.кто то видит ненависть, пишет об этом. Из чего это видно? Возражения в целом обоснованные.вот , например, тысячи юношей,девушек выезжают для поступления в Москву,Питер , Казань и другие. Усиленно учат русский язык для вступительных экзаменов. Их заставляют? Может унижают? В органах управления и крупных предприятиях мари представлены. Петь, танцевать запрещают? Вроде даже дискотеки есть. Непонятно. Просветите что ли темноту..

Евгений № 2
13 дек 2017 15:21

уважаемый аноним под ником "Неболтайтеерундой" - полностью с вами согласен ...
упорствуя в поголовном обучении на марийском языке всех общеобразовательных предметах в школе - все это патриоты марийского языка сами закрывают для своих детей дорогу к обучению в ВУЗах в других регионах ...

преподавателям в вузах в других регионах абсолютно все равно что их студень знает наименование всех химических величин и терминов на марийском языке .... но вот на русском ЭТОТ ПРЕДМАЕТ ЕМУ ПРИДЕТСЯ ЗНАТЬ И УЧИТЬ а не на марийском
так что выбор школьники сделают сами ...

Хмм
14 дек 2017 14:58

Евгений, да ты же просто Путин! Как и он, болтаешь ерунду, как будто мари не знают русский! Кому надо, будут знать в идеале, и лучше тебя. Но не всем же поступать в русские вузы. А кто захочет в английский, зачем им штудировать русский? Сказал бы прямо, что шовинисты терпеть не могут иные языки - просто так, потому что они шовинисты. Кто не знает, что такое шовинизм - это разновидность фашизма.

Неболтайтеерундой
14 дек 2017 21:10

За бабло то не только шовинизм, но анонизм увидеть можно. Градус поддерживаем? Понимаю.шовинизм это навязывание марийского русским. Причём далеко не марийцами. Кто тут кого на сайте видит? А методики отточены не в одном государстве.вот ты "хмм" переведи свой пост на марийский.

Лесовик
15 дек 2017 08:55

Русские нацики так и лезут во все щели, кровопийцы ненасытные..

Бывалый
15 дек 2017 00:05

Кожину Владимиру. Вы откуда взяли слово ЕНГУДО? Вам сказали в МарНИИ? Меня по сих пор режет слово "Тоштер", а теперь еще "энгудо". Сколько я живу, мне уже за 70 лет, таких слов в жизни не слышал. Ну если вы это узнали от сотрудников МарНИИ, тогда я могу сказать, что научные сотрудники зря хлеб свой не едят в составлении новых слово сочетании при переводе тех или иных с русского языка на марийский. Я там помню зубров марийской филологии Галкина, Китикова и других. Но после руководства этим научным учреждением господина Казимова у меня возникает недоверие. Вы ходили по городу читали вывески в торговых учреждениях то диву даешься по всем переводам. А вывески с марийскими переводами разрешается только после согласовния с этим учреждением.

Кожин Владимир
15 дек 2017 10:35

Прошу прощенья за небольшую неточность: не энгудо, а эмгудо, как справедливо мне сделали поправку. Да, совершенно верно, есть письмо из этого института по переводу вывески, где чёрным по-белому прописано эмгудо (шрифт мелкий, поэтому перепутал). Да, кстати, "Яндекс переводчик" тоже выдаёт такой вариант, когда пишем "эмгудо", он переводит, как "аптека". За сим предлагаю закрыть эту тему, т.к. не все русские знают русский язык, не все марийцы знают марийский язык, это объективно. Я и сам абсолютно не русский человек, но мне удобнее на нём общаться, а то как бы мы сейчас с Вами разговаривали?

ВладимВладимыч
15 дек 2017 19:23

С Петровым вы лоханулись ,ребята!
Продаст и купит он вас всех в легкую ! Пучок за пятачек.

Бывалый
18 дек 2017 01:30

Кожину. Уважаемый, вот с поправкой с "энгудо" на эмгуко согласен на 50%. Почему? Слово "эм" это лекарство, но не гудо, кудо, если точно это пишется "эмкудо", "кудо" это здание или сооружение. Лично я согласен на 100 со словом "эмкудо", с этим наверное со мной согласятся и сотрудники марийские лингвисты МарНИИ им. Васильева.

Чын
22 дек 2017 10:36

Аптека- не русское слово.
Мари йылме- эм ужалыме вер. Не путайте!
Кудо- дом

Таких туфтистов,
24 дек 2017 12:43

как Евгений № 2 на нашем пути всегда было предостаточно.
Сандене нунын гай торешпашкар-влакым - корно ордыжко корандаш.
Тунямбал кукшытышто Еыгений гай ен0влак - нуль да онго гына улыт.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ВластьЕвстифеевЙошкар-ОлаМарий ЭлМаркеловОбществоПолитика