В Ярославле 90-летний пенсионер Валентин Махалин, труженик тыла Великой Отечественной войны, живет в полуразваленном доме, который местные жители называют землянкой. Горожане создали движение помощи ветерану и строят для него новый дом на собранные средства. Однако их желание помочь столкнулось с полицией и чиновниками. Активисты назначили экстренный сбор всех неравнодушных, чтобы объявить о дальнейших планах работы. Корреспондент «7x7» побывал на нем.
Дом ветерана Валентина Махалина находится в Красноперекопском районе Ярославля, на улице Третья Рабочая, в сотне метров от железнодорожных путей. Встреча волонтеров пройдет именно там. Машины с чиновниками из мэрии медленно пробираются к месту сбора по разбитой дороге.
Пенсионер Махалин живет с двумя кошками, варит себе суп на электрической плитке. Внутрь дома ведет низкая дверца, все гости нагибаются и проходят через короткий темный коридор. В прихожей стоит насос для откачки воды. Ветеран рассказал, что еще накануне ночью его пришлось включать, между досок пола до сих пор видна лужица.
Предыстория
Об условиях жизни 90-летнего ветерана несколько жителей Ярославля узнали случайно из публикаций СМИ весной 2017 года. Они создали сообщество «Ветеран Махалин В. И.». Тогда дом Махалина затопило талой водой — сруб стоит без фундамента прямо на земле, по окна опустившись в грунт. Пенсионер еще недавно ходил по дому в резиновых сапогах, а миски для кошек плавали по полу — пол заливало водой. Активисты на собранные в сети деньги купили ему насос для откачки воды и телевизор. До его появления от скуки пенсионер заклеивал стену дома вырезками из газет и рекламы — заодно закрывал щели в стене. В этом доме Валентин Махалин прожил всю свою жизнь, его родители поселились там еще в начале прошлого века.
Затем было решено построить для пенсионера новый дом рядом со старым. Волонтеры собрали в интернете около 250 тыс. руб. и нашли строителей, которые согласились поставить деревянный панельный домик по самым низким расценкам. Около 40 человек помогают в этом процессе постоянно, еще более 3000 следят за происходящим в группе.
Про Махалина снимала сюжет местная телекомпания — и сразу после визита ее съемочной группы, 22 ноября, на стройку нагрянули проверяющие чиновники с полицией. Возможные санкции со стороны власти породили волну возмущения в социальных сетях. Оказалось, что земля под участком Махалина — муниципальная: он не оформил ее в собственность после смерти матери в 1970-х годах.
Что говорят чиновники
23 ноября перед собравшимися у дома пенсионера активистами выступили представители мэрии.
Директор департамента архитектуры мэрии Ярославля Александр Скворцов рассказал, что силами волонтеров строится не дом, а хозяйственная постройка.
— Как мы видим, здесь дом, как таковой, не строится. Это самостоятельная хозяйственная постройка. Он не обладает необходимым для жилого дома набором помещений. Метража не хватит, чтобы разместить прихожую, кухню, санузел. Власть еще в сентября этого года поставила этот земельный участок на кадастровый учет, чтобы ни у кого не было желания его захватить. В старом доме прописан 90-летний мужчина, но правоустанавливающих документов ни на дом, ни на землю у него нет. С инициативной группой мы договорились, чтобы узаконить его право на собственность. У строящегося здания пока нет необходимых разрешений. От смежного участка новую постройку отделяет меньше метра — у соседей могут быть вопросы. Вся эта шумиха вокруг ветерана может помещать его психическому здоровью. Мы вместе с инициативной группой будем добиваться улучшения жилищных условий для ветерана. На месте его старого дома можно возвести новый, такой же конфигурации. Это будет рассматриваться не как новое строительство, а как капитальный ремонт старого.
На вопрос о том, где будет жить пенсионер во время «капитального ремонта», чиновник не ответил. Он предложил сначала решить все проблемы с документами на недвижимость.
Начальник департамента социальной поддержки населения мэрии Ярославля Сергей Ивченко рассказал, что чиновники до подключения волонтеров не могли договориться с пенсионером:
— Неоднократно ему предлагали различные формы социального обслуживания, но всегда Валентин Иванович [Махалин] категорически отказывался. Но 14 ноября при нашей совместной работе он согласился на социальное обслуживание на дому, но все будет зависеть от его воли.
Что говорят волонтеры
Активистка Татьяна Елисеева, которая смогла договориться и с мэрией, и с престарелым ветераном:
— Разговор с мэрией был конструктивным, она идет навстречу. Мэрия готова выделить деньги на ремонт старого дома, но я считаю это нецелесообразным. Я считаю, что дедушку нужно оставить в своем доме, а новую постройку узаконить и ввести в правовое поле, сделать нормальным жилым помещением. Я буду настаивать на том, чтобы старое здание не перестраивали, это лишняя трата денег. А новый домик можно довести до ума. Мы специально организовали штаб вместе с активистами, юристами и представителями власти.
— Как вы нашли подход к пожилому человеку? Чиновники говорят, что не смогли.
— Ну, это же чиновники... А мы же молодые и красивые. К человеку всегда можно найти подход, когда он в тебе видит чистого и открытого, желающего помочь. Он действительно не со всеми общается. У кого-то получается, у кого-то нет. На данный момент все за нас, все поддерживают. Мэрия говорит, что мы можем ничего не собирать в интернете, они помогут.
Другая активистка рассказала об общественной поддержке их инициативы:
— Столько человек собирали деньги на новый дом! У нас в группе пишут люди и из Италии, и с Германии, и из Хабаровска, и Калининграда. Все говорят: «Ребята, мы с вами! Отстаивайте дом для ветерана». Мы не хотим ничего, кроме того, чтобы дедушка жил в нормальных условиях.
Активисты надеются, что новый 2018 год ветеран встретит уже в новом доме.