При обсуждении реформы контрольной и надзорной деятельности в рамках охраны окружающей среды 14 ноября в Госсовете Коми выяснилось, что «Монди СЛПК» пользуется «дырами» в законодательстве, а «Лукойл-Коми» не хочет добровольно возмещать ущерб за нефтеразлив на Яреге в 2016 году. На заседании побывал корреспондент «7x7».
Статистика
Председатель Госсовета Надежда Дорофеева назвала ситуацию с экологическим надзором в Коми далеко не идеальной — республике не хватает 248 инспекторов, уменьшается количество проверок. Она напомнила, что контролировать сферу экологии должны не только федеральные, но и региональные органы, которые имеют те же права.
— Наша общая задача — не допустить ухудшения государственного экологического надзора, — закончила выступление Дорофеева. Как следует из следующих докладов, опасность ухудшения надзора есть.
Первый заместитель министра промышленности и природных ресурсов республики Роман Полшведкин начал с итогов работы за девять месяцев: провели 946 проверок на 1239 объектах, взыскали 1,1 млн руб. в виде штрафов, выявили 193 несанкционированные свалки и ликвидировали 56 из них, проверили 16 особо охраняемых природных территорий республиканского значения. Специалисты привлекли к административной ответственности 14 граждан и одно должностное лицо, возбуждено уголовное дело по факту незаконной охоты, изъято у браконьеров 29 единиц оружия. Большинство нарушений, по словам замминистра, связано с несанкционированным складированием отходов.
О «дырах» в законодательстве
Одна из серьезных проблем, по мнению Романа Полшведкина, — «дыры» в законодательстве. Сейчас как физлица, так и компании могут получить право владеть или распоряжаться природными ресурсами и использовать имеющиеся на земельном участке полезные ископаемые в своих нуждах. По его словам, отсутствие толкования определения «свои нужды» часто приводит к нарушению процесса природопользования, так как недобросовестные предприниматели начинают добывать какие-либо ископаемые без лицензии и не платят налоги. «Акционерное общество „Монди Сыктывкарский ЛПК“ считает, что, являясь арендатором лесного участка, предоставленного для заготовки древесины, имеет право добывать общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ) в границах предоставленного участка земель лесного фонда», — говорится в обращении министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта к Госсовету. Специалисты министерства считают, что ископаемые используются компанией для личных нужд, а не для строительства лесовозных дорог, и, следовательно, нужно вносить соответствующие уточнения в закон «О недрах», чтобы прекратить эту практику.
О проблемах рекультивации
Полшведкин предложил увеличить штрафные санкции для добывающих компаний, которые не занимаются рекультивацией (восстановлением земель и водных ресурсов после интенсивного использования или аварий) или проводят ее не должным образом.
— Часто нарушителю проще заплатить штраф, чем тратиться на качественную рекультивацию, — объяснил он.
Замминистра рекомендовал проводить плановые проверки нефтедобывающих предприятий не реже одного раза в год. Сейчас плановые проверки обязательны раз в три года.
Об общественных инспекторах
Одной из основных задач на 2018 год Полшведкин назвал внедрение механизма работы общественных инспекторов по охране природы. Формально этот институт существует в России уже больше года, и чиновник считает его очень востребованным. В статье 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в частности, говорится, что «граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды в качестве общественных инспекторов … В указанных целях выдаются удостоверения». Предполагается, что общественные инспекторы помогут выявлять нарушения природоохранного законодательства, но их необходимо будет обучать правильно фиксировать нарушения и юридически грамотно оформлять заявки о них в контролирующие органы и полицию.
Об объектах высокого риска
Руководитель управления республиканского Росприроднадзора Александр Попов сообщил, что реформа контрольной и надзорной деятельности нуждается в риск-ориентированном подходе. Сейчас в республике пять объектов высокого риска. Один из них — это угольные шахты Воркуты, которые находятся в арктической зоне. Попов высказал надежду, что теперь в зону высокого риска войдут и Инта с Усинском. Это позволит более внимательно наблюдать за промышленными и добывающими объектами, которые там находятся.
О штрафах и компенсациях ущерба
Попов рассказал, что в республике все чаще снимают и перемещают плодородные слои почвы. После обнаружения подобных нарушений суды считают ущерб от них по лесной методике, что снижает штрафы.
— Мы не за то, чтобы были жесткие санкции, мы за единое толкование, — пояснил Попов и, продолжая тему выплат и штрафов, рассказал, что компания «Лукойл-Коми» не хочет добровольно оплачивать ущерб от нефтеразлива на Яреге.
Чиновник напомнил членам Госсовета о том, как важно заменить устаревшие трубопроводы — большинство нефтеразливов происходит из-за протечек или прорывов на них. Но юристы и лингвисты забраковали предложенный экологами Коми для референдума вопрос о старых нефтепроводах. Попов предложил повысить ответственность за сокрытие информации об авариях и инцидентах.
— Мы понимаем, что добывающие предприятия могут оштрафовать или лишить премии сотрудников, если они доложили государственным органам об аварии. Да и не может работник добывающего предприятия оценить последствия аварии — он видит только свой участок. Но мы все помним нефтеразлив на Колве 2013 года и на Яреге 2016 года, последствия могли бы быть меньше, если бы об аварии вовремя сообщили.
О нехватке кадров
Попов рассказал о болезненной для управления проблеме нехватки кадров: сейчас в республиканском Росприроднадзоре осталось всего 22 инспектора, которые занимаются лесным надзором, у большинства из них очень низкие зарплаты.
— Велики риски, что в какой-то момент мы не сможем решить какую-то важную задачу, — предупредил он и попросил Госсовет обратить внимание на это.
О несанкционированных свалках
Природоохранный прокурор Юрий Гудков обратил внимание депутатов на проблему с отходами. По его словам, граждан волнуют несанкционированные свалки, основную нагрузку по уборке которых несет муниципалитет.
— Для того, чтобы не мусорили, надо увеличить ответственность лиц, оставляющих отходы, — предложил он. — Органы полиции почти не возбуждают дела по этим ситуациям, потому что их сотрудники недостаточно компетентны.
Он напомнил о свалке недалеко от местечка Седкыркещ, где в мае были обнаружены документы предприятия, предположительно, сваливавшего там мусор. Среди бумаг были даже ксерокопии трудовой книжки руководителя, но в итоге к ответственности никого не привлекли. По его мнению, отсутствие принципиальности в этом вопросе может привести к печальным последствиям, в том числе — к увеличению числа несанкционированных свалок.
О решениях депутатов
Депутаты решили рекомендовать правительству Коми обратиться в Государственную думу России с предложениями сделать более конкретным толкование «своих нужд» в законе «О недрах» и предоставить возможность проводить плановые проверки нефтедобытчиков раз в год. Совместно с Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми Госсовет подготовит предложения об экологическом надзоре с учетом особенностей региона, а вместе с Федеральным агентством лесного хозяйства решит вопрос с увеличением числа инспекторов лесной охраны.
На заседании комитета Госсовета Коми по природным ресурсам, природопользованию и экологии 18 октября депутаты рассказали о том, что работа по государственной программе «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» осложняется тем, что финансирование на нее сократили в пять раз. Тогда же Роман Полшведкин заявил, что республика поднялась в экологическом рейтинге, но общественники-экологи не согласились с этим утверждением.
Ладно. Поостыну, потом напишу.
Единственного нормального работодателя и производителя в Эжве хотят задушить... Налоги поднимать ума не надо. Нафига нам такой госсовет?
Монди вконец обнаглел. Дороги разбивает, леса не осталось, так еще и песок ворует!
Да все вообще обнаглели. Монди, Лукойл туда же со своей Ярегой. Всех выгнать, а республику в асфальт. И мусором присыпать. С трудовыми книжками руководителей. А сверху 22 инспектора лесного надзора с низкими зарплатами.
Монди только половину от всей лесосеки в коми рубит, остальную половину частники и несколько крупных фирм. Но именно монди разрушает дороги и истощает тайгу. Самим не смешно? Остальные по воздуху возят, а вырубки большемером 10-летним засаживают? Трындец, ЛПК единственный платит белую з/п, налоги, на дороги деньги даёт, районам деньги даёт (на эти деньги школы и садики ремонтируют, потому что республика нищая!!!), но все равно во всем виноват. Нашли двойную корову.
Вы на Монди работаете? В пресс-службе, наверное.
В двойной пресс-службе, судя по корове.