В Ярославле 7 октября прошла акция в поддержку выдвижения на президентских выборах 2018 года политика Алексея Навального, которую приурочили к 65-летнему юбилею президента Владимира Путина. Она окончилась массовыми задержаниями: Ярославль вышел на второе место среди российских городов (после Санкт-Петербурга) по числу задержанных. Всего задержали 57 человек, среди них было 16 несовершеннолетних. Параллельно силовики обыскивали региональный штаб Навального. Что происходило с задержанными в РОВД и чем объясняют активисты массовые задержания — рассказывает корреспондент «7x7» в Ярославле Даниил Кузнецов.
Предыстория
На следующий день после задержания Алексея Навального, 3 октября, координатор ярославского штаба Навального Елена Лекиашвили подала заявку на пикет у здания правительства области на Советской площади. Ей отказали, не предоставив никаких альтернативных площадок. Координатор подала иск в суд на незаконный отказ в согласовании. 6 октября суд рассмотрел это дело и постановил, что официального отказа администрации не было, но заодно организаторов предупредили о недопустимости нарушения закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Штаб Навального посчитал свое мероприятие согласованным. В тот же день в полицию с родителями пригласили на беседу несовершеннолетнего волонтера Вадима Диёва. Он рассказал, что силовиков заинтересовал его пост во «ВКонтакте», в котором волонтер звал ярославцев на акцию «За Навального».
Что было со штабом Навального
В день акции, 7 октября, полиция нагрянула в штаб Навального в 16:30. Сам пикет был намечен на 18:00. По словам Елены Лекиашвили, к ним зашли несколько сотрудников в штатском, у которых на руках не было никаких бумаг для предъявления обвинений, их командир представился «просто Женей» и вел себя нагло и уверенно. Через 20 минут им привезли показания некой «гражданки Смирновой», которая донесла в полицию, что в штабе Навального готовят массовые беспорядки. С этого момента полиция официально начала «следственные действия на месте происшествия». За эти 20 минут координаторы успели раздать пришедшим волонтерам часть транспарантов и флаги России.
Корреспондента «7x7» в штаб не пустили полицейские, дежурившие у входа. У штаба начали стихийно собираться сторонники, некоторые купили в ближайшем магазине красные и белые шары, наклеили на них стикеры Навального, нарисовали фломастером «20!8».
Журналисты и сторонники Навального фиксировали перебои с мобильной связью и интернетом. Неподалеку от штаба стояло несколько полицейских машин, в том числе с надписью «Разминирование». Активисты предположили, что связь целенаправленно глушат в районе штаба, позже координаторы рассказали, что перебои прекратились после того, как оперативники попросили коллег по телефону «перестать глушить» — у самих силовиков были проблемы со связью.
Акция у правительства области
Ближе к 18:00 на Советской площади начали собираться сторонники Навального. Полиция у всех проверяла паспорта, брали объяснения. Активистка Ольга Кондратьева рассказала «7x7», что стояла в одиночном пикете на площади Волкова, у нее брали объяснение полицейские. Около 18:00 им по рации сообщили, что на соседней Советской площади «случилось 19.3» [статья 19.3 Кодекса об административных правонарушениях — «Неповиновение законным требованиям полиции»], и они отправились туда.
На месте событий несколько полицейских подошли к активистам Владимиру Мордвинцеву и Александру Баикину, которые держали плакаты, и попросили опустить свои транспаранты. Те отказались и настаивали, что участвуют в законном мероприятии. Их обвинили в неповиновении. Толпа из сотни человек обступила полицейских и активистов. Когда активистов повели с площади к полицейской машине, люди подняли шум и начали скандировать «Позор».
Шествие и задержания
От Советской площади до полицейской машины нужно было идти более 100 метров по улице Кирова. Все это расстояние толпа прошла вместе с задержанными и полицейскими. Лозунги сменились на более радикальные: «Россия без Путина» и «Путин — вор!». Людей становилось все больше, они перегородили проезжую часть и поначалу не пропускали полицейскую газель с Баикиным и Мордвинцевым, на это раз кричали «Один за всех и все за одного!». Кто-то из прохожих прокричал им в ответ «Путин — красавчик!». Полиция в громкоговоритель успокаивала собравшихся и просила дать им проехать. Когда это все-таки удалось, протестующие пару минут решали, что им делать, а затем двинулись в сторону Кировского РОВД, куда должны были доставить задержанных.
Стихийное шествие растянулось по пешеходной части улицы Кирова, люди с лозунгами прошли под аркой Знаменской башни до улицы Свободы, затем повернули на Собинова к Кировскому РОВД. В это время к отделению полиции приехали три спецавтомашины «Урал», шествие дошло до места назначения, активисты встали вокруг РОВД на тротуарах. У ворот полиции выстроились в ряд несколько десятков силовиков в шлемах и бронежилетах (за такую форму протестующие называют их «космонавтами»). Другие их коллеги оттеснили группу протестующей молодежи на тротуар Большой Октябрьской улицы, их окружили с двух сторон и не давали никому, кроме журналистов, пройти.
Полковник полиции персонально приказал задержать Кирилла Шевцова — помощника депутата Ярославской областной думы от ПАРНАСа Василия Цепенды. Шевцов стоял на обочине улицы и снимал происходящее на камеру. В предыдущий раз его пытались привлечь к административной ответственности еще в июне 2017 года — за установку агитационного куба в городском гайд-парке.
Полиция перекрыла Большую Октябрьскую улицу. С тротуара «космонавты» потеснили и направили толпу молодежи в ворота РОВД, там их завели в актовый зал и стали переписывать личные данные. Нескольким подросткам удалось сбежать от полиции, позже они рассказали корреспонденту «7x7», что неизвестные в форме полиции ударили одного из них по ногам и забрали перцовый баллончик.
Количество задержанных не сразу удалось оценить. Когда по просьбе «ОВД-Инфо» они самостоятельно сосчитались, их оказалось 56 человек. Около 21:00 приехал адвокат Сергей Голубенков из штаба Навального, в котором продолжались «следственные мероприятия» — полиция описывала и изымала технику и листовки. Голубенков рассказал, что активистов Владимира Мордвинцева, Александра Баикина, Кирилла Шевцова и Александра Диунова полиция оставляет до суда. Согласно закону, под арестом их могут продержать до 48 часов. Выяснилось, что Мордвинцев болен диабетом, к нему поехала мать с инсулином.
Первого несовершеннолетнего подростка отпустили только спустя пару часов в сопровождении отца. Полиция со всех задержанных брала объяснительные, им выписали повестки на явку в РОВД 9 октября.
У тех, кого отпускали последними, брали отпечатки пальцев, фотографировали анфас и в профиль. Активистка Лада Соколова рассказала корреспонденту «7x7», что она отказалась проходить эти процедуры, и сотрудники Центра по противодействию экстремизму буквально уговаривали ее сдать отпечатки. Говорили, что это «поможет ей при устройстве на работу», но в итоге отпустили без фотографирования и дактилоскопии.
Около 22:00 в РОВД доставили и координатора Елену Лекиашвили для объяснений.
Что говорили протестующие
Выходящие из полиции активисты рассказали корреспонденту «7x7», что многие из них связывают такое количество задержаний с личностью нового губернатора — Дмитрий Миронов перед назначением в Ярославскую область работал заместителем министра внутренних дел и служил в федеральной службе охраны. По словам активистов, силовики не были готовы к такому количеству задержанных, а в Кировском РОВД никогда не было столько правонарушителей одновременно. Среди задержанных была женщина из Углича, которая специально приехала на акцию в Ярославль. Она играла для активистов на пианино.
Активист Григорий Яхонтов рассказал корреспонденту «7x7», что он 7 октября успел побывать на согласованном пикете за Навального в Рыбинске. По его словам, рыбинским волонтерам согласовали пикет в гайд-парке только после того, как те пообещали чиновникам поехать на акцию в Ярославле, если им не разрешат протестовать в Рыбинске.
Один из задержанных, Михаил Воронкин, выйдя на свободу, рассказал, что происходило в отделении полиции:
— Среди полицейских много здравых людей. Все всё понимают. Было какое-то недопонимание в том, что они считают наши протесты детским лепетом. Ну, окей, у них сформировалась своя жизненная позиция. Мне не понравилось, как они разговаривали с несовершеннолетними. Женщина-полицейская переходила на грубость, как будто она для них мамка. Когда пацаны в чем-то с ней не соглашались — на них наезжали. Было давление. Все их речи сводились к тому, что на площади была несогласованная акция и шествие было незаконным. Я говорил, что нас спровоцировали полицейские, нарушившие закон. Такое нелепое ощущение в итоге от всей этой ***. Вроде бы полицейские все понимают, но твердят при этом «да ребята, идите занимайтесь серьезными делами, Навальный вами манипулирует». Эту же «телегу» и нодовцы заталкивают.
Стихийное шествие состоялось в Ярославле и 26 марта 2017 года, когда организаторы антикоррупционного митинга не получили согласование на площадку в парке Мира. Собрание спонтанно перетекло в шествие по улице Свободы до площади Юности.
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Не плохие партаки на пальцах у бабы с наклейкой добрый вечер левша