В электоральной истории современной России события, которые произошли в Карелии 31 августа, стоит признать беспрецедентными. Сразу три кандидата на должность главы региона подали заявления о снятии своих кандидатур с выборов. В тот же день Центральная избирательная комиссия Карелии последовательно аннулировала регистрацию этих кандидатов. О том, как это событие повлияет на выборы в республике и какие последствия будет иметь для партий — политолог Олег Реут.
Все было исполнено по закону. В соответствии со статьей 35 Закона Республики Карелия «О Выборах Главы Республики Карелия» кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, снять свою кандидатуру, подав заявление в ЦИК региона. Однако скоординированный отказ кандидатов, которые являются руководителями республиканских отделений Партии роста, «Родины» и «Патриотов России», политнаблюдатели мгновенно рассмотрели в терминах политических процессов и расценили как индикатор договорного характера их участия в выборах-2017.
Фактически Елена Гнётова, Николай Тараканов и Ольга Ильюкова конкурировали в губернаторской кампании именно ради участия. Было бы неверно заключать, что их ожидаемые результаты «находились в пределах статистической погрешности» и они «вообще не вели кампании». Это не так.
Для предвыборного старта потенциальным соискателям губернаторского кресла было необходимо пройти этап выдвижения. Для этого первичные организации проводили специальные собрания, определяли своих делегатов и направляли их на партконференции. И если для Тараканова и Ильюковой субъектами выдвижения были карельские региональные отделения партий, то Гнётова была выдвинута общефедеральным решением Партии роста.
Следующий этап — преодоление так называемого «муниципального фильтра». В связи с отсутствием партийных депутатов, преодолеть муниципальный фильтр кандидаты смогли лишь с помощью административного ресурса со стороны штаба кандидата от партии «Единая Россия». Но и здесь есть особенность. Подписи депутатов (казалось бы, партийных оппонентов), которых «попросили» поддержать выдвиженцев на пост главы республики, удостоверялись у нотариусов, а это требовало открытия спецсчетов избирательных фондов, направления туда финансов, работы и отчетности уполномоченных по ведению финансовых дел. Более того, еще десять дней назад теперь уже экс-кандидаты публиковали свои агитационные материалы. Но, как говорится, что-то пошло не так. Пришлось кардинально, даже летально корректировать сценарий.
Решение кандидатов о прекращении кампаний будет иметь долгосрочное негативное влияние на партийное строительство и степень партийно-политического разнообразия в республике. Степень искусственности и лживости «альтернативы» применительно к указанным партийным проектам только усилилась. Все три региональных отделения не участвовали в выборах в органы местного самоуправления ни 22 января, ни 14 мая, ни 27 августа 2017 года, а затем еще предпочли проигнорировать выборы, которые состоятся в Единый день голосования 10 сентября 2017 года.
Из последних самые заметные — выборы в Сортавале, Суоярви, Лоухах и Медвежьегорске. Отказ от участия в серии кампаний-2017 теперь уже полностью закрывает пути для последующего раунда преодоления «муниципального фильтра», если в этом возникнет действительная необходимость. Но более значимый вывод другой: политические партии, которые отказываются от участия в выборах, становятся общественными организациями или клубами по интересам для ограниченного круга представителей региональной элиты.
Интерес, который преследуют кандидаты, обусловлен желанием продемонстрировать предельную лояльность врио губернатора республики Артуру Парфенчикову. По этой причине они всячески старались обратить внимание медиа на то, что снимаются они исключительно «в пользу» лидера предвыборной гонки.
Очевидным следствием одномоментного аннулирования регистрации трех из семи кандидатов на должность главы Карелии станет снижение явки избирателей в день голосования.
Сложно сказать, ориентируется ли избирательный штаб врио губернатора Парфенчикова на нещадную «сушку» явки, при которой ставка делается на то, чтобы массовый избиратель не пришел на выборы — вместо него на выборы приведут административно-зависимого, а иногда и искусственно мотивированного избирателя. В таких обстоятельствах даже не нужно будет прибегать к прямым или косвенным фальсификациям.
В этом деле помогут массовые «опросы общественного мнения» в Петрозаводске и в районах республики. Как отмечают сами организаторы этих опросов, работу с опросными листами предполагается проводить «вне помещений, где будет проходить голосование на выборах главы региона, волонтеры будут работать в фойе учреждений, где будут располагаться избирательные участки, в рекреациях, коридорах». Лучшего механизма контроля за административно-зависимыми избирателями просто невозможно представить.
Последний момент, на который, пожалуй, стоит обратить особое внимание, — обеспокоенность избирательного штаба Парфенчикова межрегиональной конкуренцией среди потенциальных победителей. Только высокий электоральный результат, в том числе при сравнении с другими губернаторами-единороссами, открывает возможность для врио главы в скором времени вернуться в общероссийское публично-политическое поле и продолжить карьеру на федеральном уровне. При таком целеполагании многие задействованные в республике политтехнологические средства и методы становятся обоснованными. Даже в ущерб представлениям о реальной конкуренции в политическом пространстве, а это ведет к нарушению стандартов честных демократических выборов.