В начале дачного сезона члены садоводческого товарищества (СТ) «Медик», который расположен в черте Рязани, заподозрили, что их участки понадобились застройщикам: их представители или посредники стремятся скупить участки, действуя разными способами. По словам дачников, часто эти способы можно спутать с «бандитскими наездами». Корреспондент «7x7» разбиралась в проблеме.
Бесценный «Медик»
Садоводческие товарищества (СТ), которые расположены между улицей Голенчино, Голенчинским шоссе и поселком Никуличи в Октябрьском районе Рязани, возникли в 70-х годах прошлого века, когда председателем исполкома была Надежда Чумакова. При ней во многом благодаря развитию садоводства на каждого жителя города приходилось 78 м2 зеленых насаждений, Рязань занимала первые места по озеленению среди регионов Нечерноземья.
СТ «Медик» находится в пяти минутах ходьбы от конечной маршруток № 49 и 65, прямо за высоким бетонным забором психоневрологического диспансера начинается узкая тропинка, которая через рощицу ведет к большому дачному массиву. Само СТ «Медик» — это большая центральная улица и несколько боковых. За дальними улицами садоводства — пруд, в котором еще несколько лет назад купались дачники и дети, сейчас он зарос тиной.
В «Медике» насчитывается около 130 дачных участков и столько же владельцев. Одни оформили кадастровые границы участков официально, другие пока не озаботились этой процедурой. По словам дачников, они хорошо понимают: эти участки для застройщика представляют ценность, потому что находятся в черте города, но на природе, в отдалении от загазованного центра, электро- и водоснабжение уже налажены. Для самих дачников их «сотки» просто бесценны: большинство домишек они построили своими руками еще в конце XX века, а на «закрутках» из огурцов-помидоров и смородины с вишней подрастает уже третье поколение — внуки.
До весны этого года у садоводов «Медика», по их словам, не было печали, кроме воровства. Весной этого года добавилась еще одна проблема.
«Садоводство может исчезнуть»
С председателем товарищества Татьяной Гвоздиковой встретились у ворот СТ.
— Осенью 2016 года один человек купил участок на окраине садоводства, ближе к психиатрической больнице. Потом второй мужчина купил участок, потом еще один. Никто не придал этому значения, мало ли участков продают и покупают. Тогда не обратили внимание на то, что они приобрели участки в одном месте, на границе территории товарищества. Ранней весной, еще снег не сошел, один из них начал ходить по дачам и убеждать людей, что я наживаюсь на взносах и откровенно ворую. А потом приехал ко мне домой и требовал показать финансовые отчетности за прошлый год. В квартиру председателя ревизионной комиссии нашего СТ тоже ломились с тем же требованием, судами запугивали. Сначала мы не понимали, что происходит, но потом наши садоводы покопались в интернете и нашли множество публикаций на тему рейдерского захвата садоводческих товариществ. Мы поняли, что у нас происходит то же самое, — говорит Татьяна.
Садоводы нашли в интернете и данные на новых владельцев участков: все трое занимаются бизнесом, так или иначе связанным с куплей-продажей недвижимости. Строить высотки в зоне садоводства нельзя, но разрешено строительство 1–3-хэтажных индивидуальных домов. Как раз такими застроено все Голенчинское шоссе. Дачники «Медика» заподозрили, что их товарищество хотят превратить в коттеджный поселок.
Вместе с Татьяной углубляемся в заросли с еле заметной тропинкой. Старые оконные рамы с выбитыми стеклами, стеклянная тара в ящиках, кучи гнилых досок — всем этим завалено пространство между забором СТ и разваливающимся домом, хозяин которого давно умер. Площадь между забором товарищества и бетонным ограждением психоневрологического диспансера принадлежит неизвестному лицу.
— Вот по этой дорожке до забора земля ничья, государственная. Когда было межевание, сказали, что ее приобрели. А кто приобрел, никто не знает. Какое-то время место занимали наши люди — малину сажали. Потом чего тут только не было, и ящиков целая гора. Вот тут они и купили два участка. Но им нужен весь большой участок, вот и стараются. К этой земле прилегают ухоженные участки, которые люди обрабатывали. Несколько таких участков тоже купили наши новые «садоводы». Получается, что в их владении оказался один большой участок в одном месте. Сезон подходит к концу, а на купленных участках ничего не убрано, не посажено. Для чего же тогда их приобретали? — удивляется Гвоздикова. — Явно не для выращивания овощей. А коттеджный поселок внутри садоводческого товарищества никому не нужен.
Подходим к границе СТ, за которой виднеется двухэтажный барак. Это дом № 37 по улице Баженова. В нем долгое время жили сотрудники психиатрической больницы, но весной их расселили, дом опустел. В ночь на 14 июля дом внезапно загорелся. По свидетельствам дачников, которые оставались на ночевку, «треск стоял страшный — шифер разлетался в разные стороны». Накануне вечером окна оказались открытыми настежь. «Чтобы лучше горело?» — задались вопросом люди.
Садоводы изучили карту градостроительного зонирования и выяснили, что полусгоревший дом находится в зоне застройки высотными жилыми домами (Ж-1).
— То есть на территории товарищества будут строиться коттеджи, а сразу же за границей — высотные дома? Но тогда наше садоводство исчезнет, а за ним будут уничтожать и другие СТ, которые расположены за нами, — предположила Гвоздикова. — Все наши садоводы решили противостоять хотя бы застройке нашей территории.
«Ночевать боимся, через лесок не ходим»
Коммерсанты приобрели семь участков на территории СТ «Медик», из них на трех участках не узаконены кадастровые границы. Чтобы стать законным владельцем участка с кадастровым номером и начать строиться, нужно быть, согласно Уставу, членом СТ. Но на собрании, которое прошло 24 июня, члены садоводства почти единогласно проголосовали против принятия новых владельцев участков в члены товарищества.
— На собрании я напомнила, что ничего не решаю самостоятельно, решения принимает правление на основании всеобщего голосования. Мы только подсчитываем голоса, ведем протокол и объявляем о решениях. На собрании меня снова переизбрали председателем, но на августовском собрании собираюсь официально отказаться от этого поста. Просто устала, — признается Гвоздикова. — У нас есть порядочная молодежь, пусть они «рулят».
По ее словам, за последний месяц она несколько раз побывала в отделении полиции Октябрьского района, в прокуратуре, в префектуре и в отделе управления экономической безопасности — один из коммерсантов подал заявление на проверку деятельности правления товарищества. Еще до собрания самой Татьяне пришлось подавать заявление в полицию: коммерсанты начали ей угрожать. По просьбе правления СТ собрание проходило под присмотром полицейских и сотрудников частного охранного предприятия.
— С ума сойти: на собрание садоводов проходили через полицейских и отмечались в списке! — вспоминает садовод с 20-летним стажем Любовь Григорьевна. — Ночевать теперь без мужей боимся, до остановки через лесок по одному не ходим: мало ли что. Даже в 90-е такого страха не чувствовали, а теперь боимся и за себя, и за свои дома. Но не отступим: мы тут свои грядки десятилетиями обрабатываем, придут богачи с коттеджами — нас не станет.
Сотрудники ОБЭП во время проверки финансовой деятельности не обнаружили нарушений или злоупотреблений полномочиями в действиях Татьяны Гвоздиковой. По ее словам, коммерсанты собираются через суд обязать правление СТ принять их в члены товарищества.
Не плод воображения
По словам сотрудника пресс-службы УМВД России по Рязанской области Дмитрия Макарова, обе стороны действуют в рамках закона.
— В ОМВД России по Октябрьскому округу была проведена проверка по поводу заявления председателя СТ «Медик» Гвоздиковой о том, что некие граждане якобы пытаются осуществить рейдерский захват земель товарищества. Эта информация не подтвердилась: граждане покупали участки у собственников, которые добровольно согласились их продать. С другой стороны, члены товарищества, согласно Уставу, имеют право принимать или не принимать новых собственников в ряды своего товарищества, — сообщил он «7x7».
Пресс-служба городской администрации дала ответ на вопрос о предполагаемом объекте строительства по ул. Баженова, д. 37 — пока никакого строительства на этом месте не предвидится.
«По данным управления капитального строительства, специалисты подразделения формируют пакет документов, необходимых для проведения аукциона по выбору подрядной организации для сноса расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Баженова, д. 37. На участке, который освободится после этого, строительство новых объектов в настоящее время не запланировано, решение о его дальнейшем использовании будет принято после проведения по этому вопросу публичных слушаний», — сказано в ответе.
Пресс-служба подтвердила, что СТ «Медик» является самостоятельным юридическим лицом, способным принимать решения по поводу членства новых собственников:
«Деятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создаваемых на территории Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 15.04.1998 №66-ФЗ „О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан“. Такие объединения являются юридическими лицами.
Как отмечают в управлении земельных ресурсов и имущественных отношений, контроль за их деятельностью относится к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных). А контроль за соблюдением требований действующего законодательства к деятельности садоводческих товариществ входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти».
Председатель Рязанской областной общественной организации «Рязанский союз садоводов» Галина Михайлова считает, что садоводы СТ «Медик» «запаниковали не на пустом месте».
— До 2008 года в Рязанской области было 650 садоводств, включая 117 в черте города. Сейчас осталась половина: порядка 320 по всей области. Виной тому — и неустроенность садоводческих товариществ, такие как отсутствие воды и электричества, провести которые в наше время не всем по карману, и надвигающаяся застройка: вблизи Рязани появляются коттеджные поселки, вытесняя дачников, в городе строятся высотки. Так, на месте садоводческого товарищества «Сад-3» возник жилой комплекс «Чайка» на улице Старообрядческий проезд. Под угрозой исчезновения СТ «Сад-4», который расположен через дорогу. На улице Пугачева возвели многочисленные высотки — они тоже появились на месте садоводств. Чьи-то участки застройщики выкупили, а ненужные просто уничтожили, закидав землей и строительным мусором, — сообщила Галина Михайлова. — Так что угроза городским садоводческим товариществам есть, она — не плод воображения самих садоводов.
В начале июля временно исполняющий обязанности губернатора Рязанской области Николай Любимов заявил о нехватке земель вокруг регионального центра. «Чтобы Рязань развивалась, нужна земля, иначе мы не достигнем здесь прорыва, на который рассчитываем», — сказал он и дал поручение министерству финансов изыскать средства для покупки земель, которые привлекли бы инвестора для жилищного строительства и индустриальных кластеров.
В самой Рязани земли под строительство активно ищут уже несколько лет: началась застройка некогда закрытого Дягилевского военного городка, продолжается возведение жилых комплексов в Солотче, которая из курортного поселка превратилась в часть Советского округа Рязани. Садоводческие товарищества, которые расположены в черте города, исчезают одно за другим.