Депутаты Госсовета Коми, члены правительства, врачи, летчики и общественники из Ухты обсудили 6 июля в парламенте региона вопрос строительства вертолетной площадки недалеко от больницы в ухтинском поселке Шудаяг. Против предложения Минздрава республики (вырубить деревья в непосредственной близости от медкорпусов и оборудовать новую площадку там) выступили местные жители. Они уже несколько месяцев настаивают на том, чтобы власти реконструировали старую площадку за рекой Ухтой (путь от нее до больницы занимает три минуты). Обмен мнениями завершился репликой руководителя администрации главы Коми Михаила Порядина, который посоветовал слушать специалистов, а не заниматься самопиаром. Корреспондент «7x7» выслушал мнения сторон.
История вопроса
В конце прошлого года Коми попала в федеральный проект «Развитие санитарной авиации» по оказанию медицинской помощи пациентам, живущим в труднодоступных районах. Региональные власти решили построить вертолетную площадку в ухтинском поселке Шудаяг недалеко от больницы, где медицинскую помощь могли бы получать жители ближайших районов. Предполагается, что при инфарктах и инсультах их будут доставлять на вертолете в Ухту. В середине февраля глава Коми Сергей Гапликов пригрозил членам правительства увольнением, если они не успеют освоить федеральные деньги. После этого в Минздраве Коми решили вырубить рядом с ухтинской больницей часть леса для возведения объекта.
Против этого выступили местные жители. Они предложили реконструировать старую вертолетную площадку за рекой Ухтой. Дорога на машине от объекта до больницы занимает три минуты (по нормативам должно быть не более 15 минут).
Депутат Госсовета Коми Екатерина Руденко обвинила региональные СМИ в том, что они в своих репортажах и статьях однобоко освещали тему: поддерживали региональные власти и обесценивали предложения инициативной группы Шудаяга, которая предлагала альтернативное решение вопроса.
3 июля жители Шудаяга вышли на митинг против врубки леса и строительства вертолетной площадки возле больницы. В нем приняли участие около 400 человек.
За строительство площадки у больницы
Как рассказал министр здравоохранения Коми Дмитрий Березин, республика, как и еще 33 региона, попала в национальный проект «Обеспечение своевременного оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах России». Предполагается, что федеральные власти выделят деньги на дополнительные вылеты санитарной авиации и строительство или реконструкцию вертолетной площадки в регионе. Правительство Коми решило построить площадку около больницы в ухтинском поселке Шудаяг.
— Мы остановились на Ухте как центре развития медицинской помощи для жителей центральной и северной части республики. Сыктывкар у нас прикрыт, тут недалеко аэропорт. На юге в целом есть возможность посадки вертолета на приспособленные площадки. Поэтому исходя из целей и задач проекта, мы выбрали Ухту, — сказал министр.
Власти рассмотрели три возможных варианта: строительство площадки у бывшего здания кожвендиспансера (не подошло из-за близкого расположения других зданий и линии электропередачи); построенная в прошлом веке площадка за рекой Ухтой недалеко от больницы в Шудаяге (не подошла из-за отдаленности от медкорпуса, сложностей при предполагаемом переводе земель из сельхозназначения, отсутствии условий для посадки и взлета ночью); площадка неподалеку от больницы.
— Взвесили все условия, мы приняли решение проектировать площадку именно там [вариант 3, у больницы]. Проектная фирма работу закончила. Проект находится в главгосэкспертизе, — завершил свою речь Березин.
По словам главврача Территориального центра медицины катастроф Коми Михаила Сурина, тяжелых пациентов из районов Коми не эвакуируют из больниц до стабилизации состояния. Они могут провести в реанимации до трех дней.
— Чаще всего ситуация печальная. Условия в районных больницах не позволяют стабилизировать состояние пациентов в критической ситуации. Как отметил Дмитрий Березин, мы выбирали не по принципу, где легче, а по принципу, где нужнее. Считаем, то те возможности, которые есть в ухтинской больнице, позволяют своевременно и в полной мере оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Для этого мы рассматривали варианты максимально близкой доставки пациентов к приемному покою. Пациента в критическом состоянии врач предпочтет транспортировать сразу в приемный покой, — сказал Сурин.
Его поддержал главврач Ухтинской городской больницы № 1 Магомедхабиб Рамазанов. По его словам, быстрая доставка пациентов важна для успешной работы врачей:
— Если мы сегодня не примем решение в пользу того, что мы хотим, то это будет провал. Мнение людей — это важно. Но нельзя из-за того, что мы должны рубить лес, ломать то, что мы делаем.
Генеральный директор «Комиавиатранс» Александр Пономарёв рассказал о безопасности приземления на предполагаемой площадке около больницы.
— Нам был задан вопрос — если площадка будет расположена на территории около больницы, можно ли туда летать на вертолете? Вне всяких сомнений — можно. Какая бы ни была построена площадка, следующим этапом будет разработка инструкций полетов именно на эту площадку. Там будут введены ограничения с токи зрения секторов подхода к этой площадке. Мы надеемся, что проект будет предусматривать ночной светостарт. Это и формирует основу безопасности полетов на площадку. Что лучше — там или здесь [площадка у больницы или за рекой]? Это не наш вопрос. Есть заказчик, который говорит: «С токи зрения оказания экстренной медицинской помощи посадка должна быть на территории больницы. Можно?». Мы говорим — да. «А на другую площадку можно летать?». Конечно, можно. Но это противоречит основному заданию, — рассказал Пономарёв.
Еще один аргумент генерального директора «Комиавиатранса» в пользу площадки у больницы — ее дешевле содержать.
Заместитель генерального директора «Комиавиатранса» Анатолий Самойлов поддержал своего начальника. По его словам, риски всегда есть, но они не противоречат безопасности полетов. Подлетать к больнице можно, «если речь идет о жизни людей». По его словам, вероятность аварии есть и на аэродроме, а выводы экспертов по альтернативной площадке за рекой, которые удалось получить к этому моменту, не отвечают на вопрос — можно ли там сажать вертолет или нет.
Против строительства площадки у больницы
Командир Печорского летного отряда «Комиавиатранса» Сергей Соловьёв поддержал идею обустройства площадки за рекой Ухтой. По его словам, она больше приспособлена для посадки и взлета вертолетов.
Старший пилот-инспектор обеспечения безопасности полетов «Комиавиатранса» Константин Хозяинов рассказал об итогах работы специальной комиссии, которая сравнивала условия приземления вертолета на обеих площадках. Он отметил, что рисков больше при использовании площадки у больницы, хотя конкретных сведений о месте расположения площадки еще нет.
— В сектор взлета и посадки попадает детский сад, общежитие, труба котельной и сам больничный комплекс. Отдаленность площадки за рекой — 2300 метров, если ехать через светофор. А если ехать через детский сад, то 1530 метров. А если площадку будут строить у больницы, то больной все равно будет доставляться на автомобиле эти 100 метров, — сказал Хозяинов.
По словам депутата Госсовета Коми из Ухты Екатерины Руденко, история строительства площадки началась 29 декабря 2016 года, когда предложение рассматривалось на общественном совете Ухты. Тогда ее участники предложили альтернативную площадку за рекой — там необходима реконструкция, время пути до больницы составляет пять минут.
— Для нее не надо вырубать реликтовый сосновый бор, где строилась больница. Не бор высаживался вокруг больницы, а больница строилась в бору. Это не случайно, — сказала Руденко.
По словам депутата, раньше с площадки за рекой тоже доставляли больных. Она обеспечивает безопасность и своевременность. По ее мнению, чиновники торопятся со строительством площадки у больницы, так как на это выделены федеральные деньги. Именно поэтому 17 февраля в Ухте состоялись повторные общественные слушания, на которых люди уже поддержали новое предложение, а про пожелания, прозвучавшие на декабрьских слушаниях, просто забыли.
— Нужно рассмотреть все варианты, и это будет нормально. Не надо врубать сосновый бор — 720 деревьев. Сколько деревья будут расти. Они нужны там, а не в лесу. В городе невозможно такое количество посадить. Он должен быть здесь. Прислушайтесь к мнению местного населения, которое просит и бор сохранить, и использовать ту вертолетную площадку [за рекой], — сказала Руденко.
Ольга Малова, член инициативной группы и терапевт с 25-летним стажем отметила, что, по ее мнению, медицинская составляющая при транспортировке больных равнозначна для обеих площадок. Перевозка пациентов в любом случае будет производиться в безопасных условиях.
— Надо близко, но не до фанатизма, — сказала Малова.
Ни за, ни против
Глава Ухты, бывший врач Григорий Конёнков заметил, что 10-15 минут, которые можно сэкономить при транспортировке больных к месту новой площадки у больницы, никакой роли не играют.
— Как правило, в 99 процентах случаев больные [транспортируются] из стационара в стационар. Ни один врач не возьмет больного, если он не транспортабельный. Поэтому на первое место надо ставить безопасность и вопрос экономического характера, — сказал Конёнков.
Вице-спикер Госсовета Александр Макаренко заявил, что вопрос строительства площадки плохо проработали с населением, и призвал исправить ситуацию.
— Насколько это обсуждение будет своевременным? Не будет ли оно носить формальный характер? — спросила Екатерина Руденко.
— Вы с обращениями где только ни ходили, но к нам пришли только позавчера. Это компетенция исполнительной власти, а мы — законодательная. Поэтому, возможно, поезд ушел, — ответил Макаренко.
«Не надо накручивать население»
В завершении совещания выступил руководитель администрации главы Коми Михаил Порядин. Он сказал, что, руководил федеральными проектами, и, по его мнению, «опасность возникает тогда, когда кто-то берет на себя ответственность в той области, в которой он не является специалистом», и призвал не заниматься самопиаром.
— Когда медики, активисты от медицины начинают обсуждать безопасность полетов, когда активист от авиации начинает обсуждать время доставки больного, когда общественники начинают обсуждать проект в целом — это самое страшное заблуждение, которое может быть. В стране выстроена экспертиза. Любой проект комплексно рассматривается. Если мы хотим построить вертолетную площадку, мы обращаемся к проектировщикам и выбираем лучшее проектное решение... Не надо питать иллюзий, что мы знаем что-то лучше, чем та законодательная база, которая существует... Поэтому мы слушаем людей, которые отвечают своим служебным положением, достодолжными инструкциями и несут уголовную ответственность за результат проекта. Если мы хотим, чтобы люди были спасены, надо забыть о всех самопиарах, не надо накручивать население. С ним надо работать и объяснять ему, что только эксперты могут помочь вам. Не нужно пытаться манипулировать общественным мнением.
Реклама. Любое строительство начинается с выбора места и проекта будущего здания. Далее рассчитываются потребности в материалах и оборудовании. Стройматериалы, которые можно подобрать на сайте http://postroy-novoe.ru (ИП Андреев Сергей Валерьевич, ОГРН: 307525935300015). Качество гарантировано. Заходите и выбирайте.
Классе в 9 я первый раз побывал в Шудаяге. Тоже примерно в июле. Навещал маму в больнице ("Сангородок" - его называют у нас в обиходе). Именно бор я запомнил. Особый воздух (все знают как дышится в сосновом бору), прохлада, уютная психологическая обстановка.
Я думаю, не идиоты выбирали место для больничного комплекса в бору. Да и в названии посёлка - особая мудрость.
из саженцев зрелый лес вырастет через 100-120 лет (и это без учёта подстилки и формирования экосистемы в целом).
Это как ситуация с Алабушина. Говорили местные - нельзя бурить в пойме реки. Но проект говорил - не затопит. Затопило. 2 раза. Сдаётся мне - фигня ваши проекты. (вопрос цены)
Кто - о чем, а вшивый - о бане.
Лучше бы настояли на ремонте Ухтинского Аэропорта, а то уже ходят устойчивые слухе о скором закрытии его из-за ужасного состояния взлетно-посадочной полосы. Закрытие коснется жителей Ухты, Сосногорска, и всего центра Коми (это минимум 200 тыс. человек), которым теперь придется пользоваться аэропортом Сыктывкара или вообще отказаться от авиатранспорта
Это конкретный целевой федеральный проект, а не обобщённый. Я и кого я знаю, летают с Сыктывкара,так как, даже если одному на такси ехать,то лететь с Сыктыкара дешевле.