Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Госсовет Коми отклонил во втором чтении законопроект главы региона о дотациях небогатым муниципалитетам. Почему это стало возможным

Госсовет Коми отклонил во втором чтении законопроект главы региона о дотациях небогатым муниципалитетам. Почему это стало возможным

Разбор «7x7»

Максим Поляков
Фото Кирилла Шейна
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Депутаты Госсовета Коми на заседании 22 июня отклонили законопроект во втором чтении — поправки в закон «О Фонде финансовой поддержки муниципальных районов (и городских округов) в Республике Коми». Его обсуждение затянулось почти на 50 минут, а для принятия документа не хватило одного голоса. В законопроекте предлагалось по-новому рассчитывать размер субсидий, которые ежегодно поступают из бюджета Коми в бюджет каждого муниципалитета: проще говоря, сколько денег будут получать администрации городов и районов из Сыктывкара. Почему закон отклонили, разбирался корреспондент «7x7».

 

Что такое Фонд финансовой поддержки муниципальных районов (и городских округов) в Коми

Закон о фонде принят в 2005 году. Одна из его целей — выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов. То есть с помощью фонда правительство Коми перечисляет в бюджеты городов и районов Коми деньги. Местные администрации тратят их по своему усмотрению, например, на содержание культурных объектов или ремонт дорог.

 

Сколько денег в фонде и как они распределяются

Фонд уже несколько лет подряд распределяет среди муниципалитетов 2,6 млрд руб. Как пояснила министр финансов Коми Галина Рубцова, эта сумма заложена в бюджете «испокон веков». В ближайшее время она вряд ли поменяется.

При определении размера дотаций учитываются деньги, поступающие в местные бюджеты от налога на доход физических лиц, единый налог на вмененный доход и «упрощенка». Те районы Коми, где люди и предприятия платят мало налогов, получают из фонда больше денег. Таким образом, происходит выравнивание: предполагается, что для жителей Троицко-Печорского района должны быть созданы условия не хуже, чем в Ухте.

 

Какие поправки предлагали в правительстве

Правительство Коми предложило изменить методику определения субсидий для муниципалитетов. Они добавили в формулу еще два налога — налог на землю и налог на имущество физических лиц. Благодаря этому в правительстве появилось понимание, в каких муниципалитетах больше своих собственных средств, а в каких их не хватает. По словам Галины Рубцовой, существующая методика (учитывает только три налога) не совсем справедлива:

— Она не учитывает тот налоговый потенциал, который есть в городах. Сейчас налог на имущество физических лиц стал поступать в приличных объемах: в Ухте он в два раза вырос, в Усть-Цильме было 500 тысяч, стало 1,5 миллиона рублей.

Предполагалось, что субсидии уменьшатся для тех городов и районов, которые в последние годы получили больше доходов от налогов, чем обычно.

 

Галина Рубцова

 

Как отреагировали муниципальные власти

Некоторые руководители администраций городов и районов вступили против. Особенно те, где предполагалось уменьшить субсидию из-за новой формулы расчета.

— Каждый хочет, чтоб лишний рубль остался у него. Каждый хочет получить то, что получал. Я с руководителями муниципалитетов говорила сама и объясняла. Получилось недопонимание. Кто-то расценил так, что новая методика будет их ущемлять. Но мы считаем, что новая методика наиболее справедлива, — сказала Галина Рубцова.

Администрация Усть-Цильмы прислала отрицательное заключение на законопроект, хотя по новой формуле район получал бы больше денег.

 

Как обсуждали законопроект

Реплики депутатов приводит агентство «КомиОнлайн».

Татьяна Саладина: «У Сыктывкара снизится доходная часть, это приведет к отсутствию стимулов по наращиванию налогового потенциала. Сыктывкар и два других муниципальных образования приняли самую высокую ставку по налогу на имущество, чтобы пополнить свою доходную часть и больше вложить в тротуары, дороги, дворы. Но теперь это окажется бессмысленным». Парламентарий озвучила мнение руководства Княжпогостского района, где посчитали, что новое распределение дотаций будет порождать иждивенческие настроения среди муниципалитетов и может привести к тупиковому состоянию экономического развития не только отдельно взятого района, но и всего региона в целом.

Олег Михайлов: «В Сыктывкаре в бюджете фактически остается только 9% от тех налогов, которые там собираются. В свое время была принята самая высокая ставка по налогу на имущество физлиц. Подразумевалось, что налоги будут оставаться в городе, чтобы он мог развиваться. Другие муниципалитеты приняли ставки пониже и собирают меньше налогов».

Депутат Екатерина Руденко развеяла миф, что Ухта является богатым городом. По ее словам, у мэрии нет денег на ремонт школы, асфальтирование дворов, ремонт дорог. Она предложила оставлять в городах деньги для саморазвития, пока есть такая возможность, а для поддержки малообеспеченных районов использовать другие меры.

 

Как голосовали

С первой попытки проголосовать за закон не удалось: 5 из 22 присутствовавших депутатов не нажали кнопку. Появилась версия, что это был технический сбой, которую, впрочем, опровергли технические работники Госсовета. Несмотря на это, поступило предложение проголосовать еще раз. За закон в первом чтении свои голоса отдали 16 человек (минимально необходимое количество). Но во втором чтении закон не приняли: за него проголосовало 15 человек, 6 — против, 1 не голосовал. Депутаты снова настояли на переголосовании, но его итог оказался еще безрадостнее для авторов документа: лишь 14 депутатов выступили за.

 

Что будет с законопроектом

Его отправили на доработку главе Коми. По словам Галины Рубцовой, ближайшие три года — 2018–2020 — расчеты дотаций муниципалитетам будут проводиться по старой схеме. 

Материалы по теме
Мнение
26 июля
Дмитрий Воробьевский
Дмитрий Воробьевский
Что ведет к апокалипсису? Государственная клептомания и воинская повинность
Мнение
4 сентября
Инна Чекмарева
Инна Чекмарева
Ущерба нет, а приговор есть
Комментарии (17)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
22 июн 2017 19:46

Приятная новость. Жаль, что закон, предполагающий повышение тарифов, принятых ещё Перваковым, всё-таки прошёл. Но я не узнаю депутатов. Неужели они разом поумнели?
А "робингудовский" закон - забирать у богатых муниципалитетах и отдавать бедным - никуда не годиться. Он порождает иждивенчество и лишает муниципалитеты стимулов к развитию.

.
22 июн 2017 20:37

Вы за социальный дарвинизм? Ну, закроют в селах садики, школы и ФАПы. Сельчане разъедутся по городам- территория опустеет. Потом очередь дойдет до малых городов и т.д. И на огромной территории останется небольшой поселок при "Монди". Будет называться Усть-Сысола. Нефтяники и прочие добытчики будут работать вахтовыми сменами. Мечта "либерала" Бобракова?

.
22 июн 2017 20:47

Почему "бедные" муниципалитеты не могут претендовать на "нефтяную", "газовую" и т.п. долю бюджета? Потом. Вам знакомо слово солидарность? Не получится сытая жизнь в Сыктывкаре, если в Выльгорте люди будут пухнуть от голода.

Зырянин-язычник
22 июн 2017 23:54

Потому, что на эти налоги с ресурсов давно у Федералов. Сыктывкар ту не причем.
Менять надо всю кривокосую феодальную систему. И как можно быстрее переселять насильно загнанных комуняками людей из Воркуты и Инты. Доходов там больше не будет.

.
23 июн 2017 00:41

Жители Усинска и Ухты уверены, что Сыктывкар забирает себе все, что они зарабатывают. Раньше также были настроены против Сыктывкара жители Воркуты, дескать их объедает республика. Сейчас чуть притихли...начало доходить, что держатся на плаву за счет республики.

Зырянин-язычник
23 июн 2017 00:51

Всё верно. Это игры башен московского кремля.
Разделяй и властвую...... и отводи от себя подозрения. )))
Глупцы ведутся на это до сих пор.

22 июн 2017 22:42

Игорь, ну глупости примитивного либарализма лепишь ведь. РАЗВИТИЕ муниципалитетов идет ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ РОСТА ДОБЫЧИ РЕСУРСОВ, которые есть ТОЛЬКО в нескольких богатых за счет этого муниципалитетов.

2003-н/вр
22 июн 2017 22:52

То, о чем Вы пишите практически не идёт в бюджет МО. Эти налоги фед и респ.

2003-н/вр
22 июн 2017 22:49

Не бобраковым. У республики есть свои рычаги по налогам, чтобы осуществить выравниванивание. В том числе не выделять трансферы( к примеру на ремонт дорог )в муниципалитет, где есть своя большая налогооблагаемая база. Так что г-жа рубцова лукавит. Она то озвучивает только то, что ей сказали озвучить , хотя прекрасно знает, что нужно давать развиваться тем, у которых, хоть что-то есть. В конечном итоге выигрывают все. Ну, не хотят думать в этом првительстве.

Ха
23 июн 2017 08:31

Так речь то и идёт о трансферте - дотации, которая распределяется по МО из республиканского бюджета. Этот условный фонд формируется из полученных Республикой доходов, а не местных, как некоторые ошибочно думают. Налоги, учитываемые в налоговом потенциале - местные и не изымвются - они используются только для расчёта! Читайте хоть иногда законы перед комментариями.

2003-Н/вр
23 июн 2017 10:45

Нет. Вы не правы. Это, как раз налоги которые распределялись между мо и рес 80/20. Теперь республика хочет подучить 100 и распределять все 100, как захочет

Ха ещё раз
23 июн 2017 11:15

Нет, батенька, это вы не правы. 80/20 - это два этапа распределения республиканского фонда ФПМР (ГО). Почитайте 69-рз от 2005 года, ещё статьи 61.1 и 61.2 БК РФ и 88-рз на десерт ))) и не смешите спецов)))

2003-Н/вр
25 июн 2017 13:43

Хорошо, но я не батенька. Капнём глубже, раз уж пришлось. 80/20 согласна. этапы. Но вопросы остаются. местные налоги берутся только для расчета и если добавляются ещё два местных тоже для расчета, то я так понимаю, если в расчёте потенциал этих налогов в отдельном мо выше, то они получат меньше из фонда. Тогда смысл мо их развивать. Проще ведь из фонда получить, ведь всё плохо. Это порождает, в том числе, иждивенчество. О чём и говорили некоторые депутаты. Я с ними согласна.

Хорошо
26 июн 2017 14:22

Что с расчётом в этой части пока понятно. А дальше вопрос :неужели развитие города/района имеет единственной целью получение дотаций? Или всё-таки развивать экономику, собственную налоговую базу надо безотносительно подкормки сверху? Чем выше доля получаемых налогов относительно дотаций, тем больше бюджетная самостоятельность МО (ст.136 БК)

...
23 июн 2017 10:47

Ещё проще. Вот за эти 20% и бьются.

Зёма
22 июн 2017 23:17

Улыбнуло: "Администрация Усть-Цильмы прислала отрицательное заключение на законопроект, хотя по новой формуле район получал бы больше денег.".
Гордые устьцилемы против мёду!

.
23 июн 2017 12:05

"Либералу" Бобракову вместо того, чтобы разъезжать по Франции да Испании, лучше бы посетить Суоми, Швецию да Норвегию. Пользы было бы больше. В Норвегии мог бы узнать, как люди "разбазаривают" "нефтяные" деньги.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
КомиПолитикаЭкономика