Карельский политолог Олег Реут о том, как прошла конференция по выдвижению врио главы на пост губернатора.
Вообще-то делать репортаж с партийного собрания — не самое увлекательное занятие. Все проходит довольно ожидаемо, по тщательно расписанному сценарию, импровизации практически исключены. Они лишь в деталях и жестах. Поэтому и насладиться многослойной игрой актеров не получается в полной мере. Они зажаты невидимыми ограничениями. Их речь и движения предсказуемы и не позволяют быть по достоинству оцененными.
28-я конференция карельского регионального отделения партии «Единая Россия» проходила в туркомплексе «Карелия». На входе участников и гостей добродушно встречала Лариса Подсадник, еще в январе смещенная с поста секретаря реготделения. Но ей явно нравилось обниматься и здороваться за руку с делегатами конференции, она просто не могла отказать себе в таком удовольствии. Справа и слева от нее расположились руководитель исполкома республиканского отделения Геннадий Сараев и его первый заместитель Андрей Редькин. «А у нас аншлаг», — с некоторой долей удивления произнес Сараев.
Действительно в зале были заняты все места, и некоторые участники вынуждено ожидали изменения посадочной ситуации. Принесли дополнительные стулья.
Ровно в 18:00 в зал пружинистым шагом вошел председатель Петрозаводского городского совета Геннадий Боднарчук. Он был предпоследним вошедшим. Последним же оказался неторопливый и чуть вальяжный Алексей Васильев, иркутский политтехнолог, выписанный для руководства губернаторской кампанией. Его услужливо сопроводили в первый ряд, в котором уже расположился временно исполняющий обязанности карельского губернатора Артур Парфенчиков.
Открытие конференции началось с прослушивания гимнов Российской Федерации и Республики Карелия. Довольно быстро была утверждена повестка собрания и избраны временные органы управления. На конференцию прибыли 72 делегата, представлявшие все 18 местных отделений. Партсобрание было правомочно.
По первому вопросу — об участии карельского регионального отделения в избирательной кампании 2017 года — выступил секретарь реготделения и одновременно председатель Законодательного собрания республики Элиссан Шандалович.
— В Карелии стартовала избирательная кампания. Самое важное — определиться с кандидатом на должность главы Республики Карелия. Впервые за 15 лет были назначены выборы. Прямые выборы повышают легитимность избрания. Надо максимально мобилизовать своих сторонников и обеспечить высокую явку. Надо выдвинуть кандидата и сформировать предвыборную программу.
Содокладчиком по первому вопросу был определен Сергей Абдрашитов, председатель регионального координационного совета сторонников партии «Единая Россия».
Его выступление получилось единственным живым и заинтересованным. Он не концентрировался на сентябрьском голосовании и сразу уточнил, что речь стоит вести о кампании «с учетом марта 2018 года». Пожаловавшись на то, что в некоторых районах Карелии до сих пор нет советов сторонников, он довольно неожиданно задал пару риторических вопросов: «Кто мы?», «С какими слоями гражданского общества надо работать?».
В какой-то момент стало казаться, что Абдрашитов начинает с укоризной высказываться в адрес внимательно слушавшего его Парфенчикова. Это касалось пассажей о тех, кто почему-то не стремится в сторонники, чтобы потом стать полноценными членами партии.
— Как известно, врио главы Карелии уже заявил, что пока вступать в «Единую Россию» намерения не имеет.
Закончил содокладчик вполне оптимистично: «Вся эта работа так нужна нашей республике, нашей стране и нашему президенту».
Вторым вопросом повестки было выдвижение тайным голосованием кандидата на должность главы республики.
Шандалович предложил, и все делегаты конференции единогласно поддержали включить в бюллетень три имени-фамилии: ректора Петрозаводского государственного университета Анатолия Воронина, депутата Заксобрания Анну Лопаткину и врио главы региона Артура Парфенчикова.
Разговаривая сам с собой, председательствующий поинтересовался: «Есть ли необходимость заслушать программные выступления кандидатов?». Сам себе ответил: «Нет». И сразу же оценил происходящее: «Очень хорошо».
— Будут ли самоотводы? Нет. Это радует!
Объявили двадцатиминутный перерыв в заседании для проведения тайного голосования. Зал стал стремительно пустеть. И только в первом ряду оставались Парфенчиков и Васильев. Им бюллетени положены не были. Вскоре они стали разговаривать, а врио даже совершенно неожиданно сел за стол президиума, где стал подписывать какие-то не требующие даже получасового отлагательства бумаги.
Конференция продолжилась. Председатель счетной комиссии доложил об итогах голосования. Один бюллетень был признан недействительным. За Воронина проголосовали шесть человек, за Лопаткину тоже шесть, за Парфенчикова — 59. Победителя приветствовали аплодисментами. Председательствующий предложил теперь уже официально определенному кандидату выступить.
— Уважаемые коллеги, участники конференции, хотел бы высказать благодарность за оказанное доверие. Это, может, самый волнительный день моей жизни. Решение принимается здесь, в Заречье, где прожиты мое детство, отрочество, юность, где знаком каждый камушек. Ведь здесь было Беломоро-Онежское пароходство, где работал мой отец.
Выступавший не знал, как закончить предложение, и просто «подзавис», вероятно, подбирая слова о былом прошлом пароходства, переставшего существовать в самом конце 1990-х в результате бандитского рейдерства со стороны питерских «авторитетов».
Нужные слова никак не находились. Сидящая слева от меня делегат — женщина 60–65 лет — неожиданно перекрестилась. И докладчик начал совершенно новое предложение, более не сбиваясь и не позволяя себе реферировать к заречному прошлому.
— Для меня честь и ответственность быть выдвинутым. Спасибо за поддержку. Находясь в Москве, я никогда не терял связь с Карелией. Постараюсь сделать все, чтобы оправдать ваше доверие, и приложу все свои силы на благо республики. Хотел бы поблагодарить партнеров по праймериз. Самый ответственный день — 10 сентября, который придет очень скоро. Нам важно получить абсолютную легитимность. Уверен, что избиратели выберут достойного кандидата.
Участники партконференции ответили уверенными, но непродолжительными аплодисментами.