Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. «Здесь не слишком пристрастно смотрят на чужую биографию». Три истории о жизни рядом с зоной в Карелии

«Здесь не слишком пристрастно смотрят на чужую биографию». Три истории о жизни рядом с зоной в Карелии

Правозащитник Леонид Агафонов опубликовал мультимедийную историю из цикла «Женщина. Тюрьма. Общество»

Сергей Маркелов
Фото Дмитрия Кизянова
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Правозащитник Леонид Агафонов, создающий проект «Женщина. Тюрьма. Общество», опубликовал очередную часть мультимедийной истории о влиянии зоны на жизнь людей. Ее героями стали трое жителей Карелии. Их истории — это истории людей, чья судьба связана с исправительной системой. Истории не о туристической Карелии, а о страшном мире рядом с колючей проволокой. Коротко о проекте и его второй серии — в обзоре «7x7».

 

Patriot

На фотографии — мужчина в черной кофте с надписью Patriot of Russia, надпись пересекает автомат АК-47. Мужчина сидит в обшарпанной кухне. Грязная оконная рама, вата между стеклами, на подоконнике пепельница с окурком.

— Меня зовут Илья, то есть Саша. Я живу с братом. Раньше у нас с бывшими зэками были стычки: мужики пытались права качать. А сейчас все спокойно, — цитируют авторы проекта первого героя.

Илья, или Саша, живет в районе ДОК. Его история — в десяти фотографиях, которые сделаны у него дома: дырявая крыша, провисающий потолок, грязные оранжевые стены с кусками обоев, грязная плита, грязная посуда, тазы, старая мебель, обгоревшие круги рядом с выключателем. И сам герой на крыльце аварийной «деревяшки» в полный рост.

Район ДОК строили для работников Сегежского целлюлозно-бумажного комбината, но пролетарская элита давно там не живет. Сегодня это самый неблагополучный район Сегежи. И населяют его похожие на Илью люди, мечтающие об уюте и жизни с чистого листа.  

 

Рядом с колонией

Поселок Надвоицы построен рядом с исправительной колонией строгого режима № 1. Здесь, в поселке, живет Саша со странным прозвищем Скунс. 

— Меня зовут Саша, Саша-Скунс. Потому что на мусорной машине работаю, навозник я, — говорит Саша.

Он показывает журналистам полуразрушенное здание школы-интерната, где учился: разбитые окна, открытые двери голубого цвета, на разрушенном крыльце два каменных пионера с отбитыми руками.

Дальше — памятник Ленину, облезлое здание Дома культуры, однотипные серо-желтые дома, стенд с главными поселковыми мероприятиями: «Вечер отдыха 50+ „Мелодии весны“» и собрание по вопросам благоустройства. Всю дорогу Саша не расстается с велосипедом, который купил с рук.

Историю Саши авторы заканчивают словами священника храма Входа Господня в Иерусалим отца Илариона о том, что в колонии вера спасает заключенных. Те, кто выходит за ворота колонии, забывают о вере.

 

Сел по глупости

Сегежский вокзал. Рядом с вокзалом часто можно встретить Славу. Здесь он встречается с друзьями. Ему 40 лет, пять из которых отсидел в местной колонии за кражу.

— Как получилось? Попросили меня вещи перевезти... В общем, по глупости сел, — рассказывает Слава.

Он сидит на скамейке, рядом пластмассовые стаканчики, бутылка водки, тушенка. Слава вспоминает малую родину, Ивановскую область, где его ждет мама. Ждут Славу и в Санкт-Петербурге, там есть любимая женщина, замужняя. Слава мечтает уехать к ней, но наутро остается спать на лавочке в зале ожидания.  

Местные жители относятся к Славе терпимо, как и к другим освободившимся заключенным. Сегежан больше заботят токсичные выбросы Сегежского ЦБК.

— Здесь вообще удивительно терпимы к соседям и не слишком пристрастно смотрят на чужую биографию. Мало ли что у кого в жизни было, — пишут авторы проекта.


Проект «Женщина. Тюрьма. Общество» правозащитника Леонида Агафонова рассказывает о жизни заключенных и людей, связанных с зоной. Героиней первой мультимедийной истории стала депутат Законодательного собрания Карелии Ольга Залецкая, которая в марте 2015 года провела в СИЗО около двух недель. Эта история стала первой в серии «Женские лики тюрьмы». Авторы обещают 10 историй глазами женщин: самой осужденной, женщины, которая работает в колонии, женщины, которая ждет своего любимого, детей и родителей осужденных, адвокатов, судей, правозащитниц.

В апреле 2017 года 6 журналистов из Ростова-на-Дону, Томска, Адыгеи приехали в Карелию с блог-экспедицией Zona. Они побывали в Сегеже, Надвоицах и Петрозаводске, узнали о жизни в колонии № 7, которая известна историями о пытках заключенных.

Материалы по теме
Мнение
12 июля
Павел Колосницын
Павел Колосницын
Карательная система в лице государства потратила больше, чем взяла с меня
Мнение
29 мая
Андрей Нечаев
Андрей Нечаев
Бедняки тоже будут платить НДФЛ
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
КарелияОбществоТюрьмы