Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. «Здесь не слишком пристрастно смотрят на чужую биографию». Три истории о жизни рядом с зоной в Карелии

«Здесь не слишком пристрастно смотрят на чужую биографию». Три истории о жизни рядом с зоной в Карелии

Правозащитник Леонид Агафонов опубликовал мультимедийную историю из цикла «Женщина. Тюрьма. Общество»

Сергей Маркелов
Фото Дмитрия Кизянова
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Правозащитник Леонид Агафонов, создающий проект «Женщина. Тюрьма. Общество», опубликовал очередную часть мультимедийной истории о влиянии зоны на жизнь людей. Ее героями стали трое жителей Карелии. Их истории — это истории людей, чья судьба связана с исправительной системой. Истории не о туристической Карелии, а о страшном мире рядом с колючей проволокой. Коротко о проекте и его второй серии — в обзоре «7x7».

 

Patriot

На фотографии — мужчина в черной кофте с надписью Patriot of Russia, надпись пересекает автомат АК-47. Мужчина сидит в обшарпанной кухне. Грязная оконная рама, вата между стеклами, на подоконнике пепельница с окурком.

— Меня зовут Илья, то есть Саша. Я живу с братом. Раньше у нас с бывшими зэками были стычки: мужики пытались права качать. А сейчас все спокойно, — цитируют авторы проекта первого героя.

Илья, или Саша, живет в районе ДОК. Его история — в десяти фотографиях, которые сделаны у него дома: дырявая крыша, провисающий потолок, грязные оранжевые стены с кусками обоев, грязная плита, грязная посуда, тазы, старая мебель, обгоревшие круги рядом с выключателем. И сам герой на крыльце аварийной «деревяшки» в полный рост.

Район ДОК строили для работников Сегежского целлюлозно-бумажного комбината, но пролетарская элита давно там не живет. Сегодня это самый неблагополучный район Сегежи. И населяют его похожие на Илью люди, мечтающие об уюте и жизни с чистого листа.  

 

Рядом с колонией

Поселок Надвоицы построен рядом с исправительной колонией строгого режима № 1. Здесь, в поселке, живет Саша со странным прозвищем Скунс. 

— Меня зовут Саша, Саша-Скунс. Потому что на мусорной машине работаю, навозник я, — говорит Саша.

Он показывает журналистам полуразрушенное здание школы-интерната, где учился: разбитые окна, открытые двери голубого цвета, на разрушенном крыльце два каменных пионера с отбитыми руками.

Дальше — памятник Ленину, облезлое здание Дома культуры, однотипные серо-желтые дома, стенд с главными поселковыми мероприятиями: «Вечер отдыха 50+ „Мелодии весны“» и собрание по вопросам благоустройства. Всю дорогу Саша не расстается с велосипедом, который купил с рук.

Историю Саши авторы заканчивают словами священника храма Входа Господня в Иерусалим отца Илариона о том, что в колонии вера спасает заключенных. Те, кто выходит за ворота колонии, забывают о вере.

 

Сел по глупости

Сегежский вокзал. Рядом с вокзалом часто можно встретить Славу. Здесь он встречается с друзьями. Ему 40 лет, пять из которых отсидел в местной колонии за кражу.

— Как получилось? Попросили меня вещи перевезти... В общем, по глупости сел, — рассказывает Слава.

Он сидит на скамейке, рядом пластмассовые стаканчики, бутылка водки, тушенка. Слава вспоминает малую родину, Ивановскую область, где его ждет мама. Ждут Славу и в Санкт-Петербурге, там есть любимая женщина, замужняя. Слава мечтает уехать к ней, но наутро остается спать на лавочке в зале ожидания.  

Местные жители относятся к Славе терпимо, как и к другим освободившимся заключенным. Сегежан больше заботят токсичные выбросы Сегежского ЦБК.

— Здесь вообще удивительно терпимы к соседям и не слишком пристрастно смотрят на чужую биографию. Мало ли что у кого в жизни было, — пишут авторы проекта.


Проект «Женщина. Тюрьма. Общество» правозащитника Леонида Агафонова рассказывает о жизни заключенных и людей, связанных с зоной. Героиней первой мультимедийной истории стала депутат Законодательного собрания Карелии Ольга Залецкая, которая в марте 2015 года провела в СИЗО около двух недель. Эта история стала первой в серии «Женские лики тюрьмы». Авторы обещают 10 историй глазами женщин: самой осужденной, женщины, которая работает в колонии, женщины, которая ждет своего любимого, детей и родителей осужденных, адвокатов, судей, правозащитниц.

В апреле 2017 года 6 журналистов из Ростова-на-Дону, Томска, Адыгеи приехали в Карелию с блог-экспедицией Zona. Они побывали в Сегеже, Надвоицах и Петрозаводске, узнали о жизни в колонии № 7, которая известна историями о пытках заключенных.

Материалы по теме
Мнение
29 октября
Игорь Бобраков
Игорь Бобраков
Возвращение имен — 2024
Мнение
23 июля
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Чужие выборы. Россия глядит на президентскую гонку в США с тоской, злостью и завистью
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
КарелияОбществоТюрьмы