В Кирове третью неделею подряд проходят протестные митинги. 26 марта вместе со всей страной кировчане требовали от властей реакции на фильм Фонда борьбы с коррупцией «Он вам не Димон», посвященный «тайной империи» премьер-министра Дмитрия Медведева. Неделю спустя, 2 апреля, состоялся митинг за его отставку. Еще через семь дней, 9 апреля, была организована публичная акция, посвященная борьбе за свободу слова. О том, как это было, — в репортаже «7x7».
Начало митинга было назначено на 14:00 у памятника Степану Халтурину в одноименном сквере, расположенном в нижней части города — там, где почти не ходят люди. Это официальный кировский гайд-парк, в остальных местах, в частности на Театральной площади, митинговать запрещено по закону. Именно этот факт возмутил организаторов акции — студентов Анастасию Лызлову, Анастасию Воробьёву и Алексея Акатьева. Они решили провести митинг, потребовав у властей вернуть людям возможность выражать свое мнение и претензии там, где их могут услышать.
Сквер окружали несколько десятков полицейских. Они встречали каждого пришедшего на митинг у рамок металлоискателя и проверяли сумки. У памятника было совсем немного людей — человек 20, часть из них — организаторы. Активисты разворачивали плакаты с надписями «Долой чиновников-казнокрадов», «За свободу слова!», «Коррупция ворует будущее», «Что такое справедливость? То, чего у нас нет». Анастасия Воробьёва раздавала их пришедшим. Играла песня ДДТ «Свобода».
— Давайте как-то все вместе встанем, а то не дружно получается, — обратилась активистка к собравшимся.
Активисты выстроились полукругом. Через пару минут пришли дальнобойщики с фирменными флагами. Они посещают каждую акцию, чтобы рассказывать людям, что стачка грузоперевозчиков против системы «Платон» продолжается.
К началу митингу в сквер подошли около 50-60 человек.
— Спасибо всем, что пришли, — обратилась к собравшимся Анастасия Воробьёва. — Пускай нас немного, но можно заметить, что полиция постаралась, и почти на каждого человека у нас есть защитник. Как вы видите, это очередной митинг, который происходит на задворках нашего города. Наша основная задача как организаторов такая: мы подготовили подписные листы, чтобы собрать подписи. Мы хотим внести поправки в закон о проведении митингов. Вы наверное все знаете, как у нас проводился митинг, посвященный присоединению Крыма и митинг 8 апреля [против терроризма]. Это все было на Театральной площади. Обычно нам митинги там не разрешают проводить благодаря этому закону. На этих митингах были флаги всех партий, им власть почему-то разрешила их там проводить.
Пока она говорила, по дороге у сквера проехала фура с символикой союза «Вятка» и громко просигналила.
После вступления Анастасия объявила минуту молчания по погибшим в теракте в петербургском метро 3 апреля и попросила дальнобойщиков опустить флаги.
Когда минута молчания завершилась, к микрофону стали приглашать всех желающих выступить. Организаторы отдельно попросили спикеров не агитировать за определенные партии, «потому что митинг не политизированный».
Вышедший первым мужчина представляться не стал. Он тоже был недоволен тем, что желающие проводить публичные акции находятся в неравных условиях с властью.
— Кому-то где угодно можно, а кому-то — только здесь. Я вообще-то думал, что митинг будет против коррупции. Коррупция мешает всем. Я вот пенсионер, мне пенсию государство платит, можно жить и не тужить. Но коррупция она такая, что и пенсию могут отменить. Это элементарно. Это также как у перевозчиков [протестующих против «Платона»]. Нас ждут сложности, это надо понимать. Чем сложнее будет время, тем чаще будем собираться, тем больше народу будет, — сказал он.
Тему «Платона» продолжил председатель союза грузоперевозчиков «Вятка» Валерий Сояк.
— Дальнобойщики с 27 числа находятся в стачке. Людей становится все больше и больше, организуются лагеря по всей стране. Дальнобойщики бастуют против коррупции, потому что система «Платон» — это та самая коррупция, которая выводит денежную массу с территории страны за рубеж. Это непрозрачная система. Мы требуем ее полной отмены или реорганизации под транзитный транспорт. У нас есть и другие требования. Страна у нас — это многие тысячи километров, надо соблюдать режим труда и отдыха, а инфраструктуры у нас абсолютно никакой нет. Водителя с многомиллионным грузом принуждают останавливаться где-то на обочине, что небезопасно. И самое главное — отставка правительства. Оно не справляется со своими обязанностями. Показатель его работы — это доход пенсионеров, студентов, инвалидов. А какой у них доход, вы сами знаете. Мы требуем прихода новых профессионалов. А тех, кто сейчас, в отставку как минимум, а лучше под суд, — сказал он.
После него вышел Александр Боярницев, рассказывавший о важности понимания понятий «коррупция», «террор» и «теракт».
Бояринцева у микрофона сменил молодой человек Александр, выступавший на митинге 26 марта Он сказал, что не смог четко донести тогда свою мысль.
— Я хочу рассказать о недавних новостях. Мы 26 числа добивались ответов властей за свои поступки. Власть никогда не будет отвечать воткрытую, они будут отвечать действиями. Можно теперь ликовать — минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум сближаются. Прожиточный минимум стал ниже на 200 рублей. При условии, что цены на продукты остались на том же уровне или даже подросли. Невербальный такой ответ: «Ребята, кушайте поменьше и поменьше разглагольствуйте». Также на днях Медведев ответил: «это все бумажки». Так он назвал официальные справки [фигурировавшие в фильме «Он вам не Димон»] из Росреестра и налоговой службы. Где конкретика? Были официальные документы. Он говорит, что фильм проспонсировали. Кто проспонсировал? Отвечайте!
Пока Александр говорил, одного из дальнобойщиков увела полиция. Им оказался член совета союза грузоперевозчиков Юрий Куншин. Полицейские посадили его в машину, припаркованную около сквера. Около нее тут же столпились коллеги Куншина, старавшиеся узнать, за что мужчину увели. Появилось предположение, что полицейские решили составить на него протокол за то, что Куншин сигналил, подъезжая к скверу. По правилам дорожного движения, сигналить в городе можно только для предотвращения ДТП.
У памятника тем временем говорили о том, что власть занимается не тем, что должна. Один молодой человек признался, что у него «бомбануло» от того, что парламент Кировской области принял законопроект о казаках.
— Какие казаки в Кировской области? Это же смешно. Власть не представляет наши интересы, — заметил он.
Завершала митинг Анастасия Лызлова:
— Основная наша идея была в том, чтобы нам разрешили собираться мирно и без оружия на Театральной площади. Пока мы собираемся здесь, нас не видят другие люди, власть не обращает на нас внимания. Конечно, нас сегодня пришло немного, но важно, что вы в этом заинтересованы. Здесь многие говорили о коррупции, что она затрагивает все сферы. И чтобы решить проблему коррупции, нужно, чтобы власть нас хотя бы услышала. Пока мы молчим, нами можно пользоваться, урезать наши права. Почему у нас молчат СМИ? Почему все время кивают на запад, когда нужно освещать проблемы в нашей стране. Многие люди в деревнях даже не знали, что были акции 26 марта.
Анастасия Воробьёва начала зачитывать резолюцию митинга, которую затем отправят в Законодательное собрание Кировской области. В ней активисты требовали провести массовую проверку чиновников на соответствие их расходов и доходов и возбудить уголовные дела в случае, если первые превышают вторые. Другие требования — разрешить митинги на Театральной площади, у филармонии и здания кировской администрации и извинения от СМИ, которые занизили, по мнению организаторов, количество участников акции 26 марта.
Студенты собрали подписи под резолюцией и раздали подписные листы всем желающим. Анастасия Лызлова сказала, что точное количество подписей она не знает — подсчитать их еще не успели. На этом митинг завершился.
Задержанный дальнобойщик тем временем продолжал сидеть в машине полицейских. Инспектор проверял его документы несколько раз и постоянно с кем-то созванивался. Вокруг машины стояли дальнобойщики и правозащитник Евгений Кокоулин. Все ждали, чем закончится история.
Когда Юрий Куншин наконец вышел из автомобиля (там он пробыл никак не меньше получаса), он сказал, что на него составили протокол за то, что он сигналил.
— Там пешеходы тусовались, я думал, они на проезжую часть выйдут, я им посигналил, чтобы предотвратить дорожно-транспортное нарушение. Протокол составили и сразу же постановление об отказе в возбуждении административного дела, — заключил он.
Молодцы те кто пришел, не нужно ослаблять нажим.
митингуют они в таком месте , что об этом митинге знают только участники(
В том и суть, что люди собрались для того, чтобы собрать подписи, что бы всем нам разрешили выйти на площадь
бесполезная трата времени,никто ничего им не разрешит
Про казаков в Кировской области наверное не в тему. И чего тут смешного?!
коммунисты решили примазаться к акциям протеста Навального против коррупции, позор КПРФ, сами не могут людей собрать, судя по фото не больше 50 человек, странно, что дальнобойщики повелись на провокацию коммуняг
Видимо г. Кирилл вообще не в курсе, что там происходило.
при чем тут кпрф?
Странно что дальнобойщики (по сути рабочий класс)повелись на разные движухи организованные овальным( читай натовскими спецслужбами). А КПРФна местном уровне -ведут себя как аутсайдеры ,а не партия большинства-их не видно и не слышно ,как тараканы запечные-это очень плохо ,недопустимо!
Если вспомнить как комуняки выходили на митинги свои, при этом не сгоняя никого, там насчитать можно и до 2х тысяч людей (это 1 мая, 7 ноября), а так, набирают в среднем по 200 человек, и да, соглашусь - этого не видно , тк они у Халтурина проводят. И не удивительно почему, а если обывателям не ясно почему - не пускают