7 октября 2006 года в лифте своего дома была застрелена журналистка «Новой газеты» и правозащитница Анна Политковская. Заказчики убийства не найдены до сих пор. В этот день во многих городах России прошли акции памяти. В Кирове ее организовали активисты партии ПАРНАС. Что говорят об Анне Политковской и заказчиках ее убийства десять лет спустя, послушал корреспондент «7x7».
Оживленный перекресток улиц Карла Маркса и Воровского в центре Кирова, 15:50, начинает смеркаться. Несколько мужчин разворачивают баннеры с фотографиями Анны Политковской и Бориса Немцова и крепят их на металлический каркас. Недалеко от них стоят двое полицейских, они смотрят на происходящее и выглядят весьма благодушно. Больше за активистами почти никто не наблюдает — рядом только несколько видеооператоров и мужчина в коричневом плаще и шапке с прикрепленным к ней значком.
Акция назначена на 16:00, но организаторы явно не успевают. За несколько минут до начала к месту подбегает председатель регионального отделения ПАРАНСа Вадим Ананьин. У него в руках пышный букет цветов, он кладет его на землю у куба с баннерами и начинает быстро организовывать пространство. Цветы ставят в обрезанные пластиковые бутылки, полукругом расставляют свечи, мужчина в шапке со значком кладет в центр книгу Ричарда Олдингтона «Все люди — враги», а поверх нее — крупное зеленое яблоко. Появляется еще несколько плакатов: на них снова Политковская, портрет Марины Цветаевой с упоминанием, что она повесилась после предложения НКВД делать доносы, и ее стихи «А Бог с вами!».
Проходящие мимо люди начинают присматриваться к кубам, пытаются разобрать, что написано, но близко не подходят, идут по своим делам дальше. Зато один из полицейских видит, что на плакате написано что-то про Рамзана Кадырова_ и живо интересуется. Дойдя до строчки: «Кадыров — герой России или позор России?», он хмурится и тут же достает телефон. Судя по обрывкам фраз, полицейский с кем-то консультировался, а закончив, отправился фотографировать плакаты на мобильный телефон. Позднее отказался объяснить корреспонденту «7x7», зачем это делал, а за комментариями отправил «к начальству».
Тем временем акция началась. Вадим Ананьин предложил почтить память журналистки минутой молчания. После паузы он рассказал фабулу расследования убийства Анны.
— Дело не считается раскрытым, потому что не найден заказчик. Десять лет идет следствие, меняются следователи, меняются президенты и парламенты, но до сих пор официальных данных нет. Хотя неофициально, по всем источникам и данным, он находится в Грозном, живет постоянно там. Если бы поймали в то время и он бы сел на скамью подсудимых, возможно не было бы дальнейших убийств. Например, политика Бориса Немцова, — обратился он к присутствующим.
После этого он зачитал стихотворение, которое когда-то написала 16-летняя школьница Мария Протасова в память о Политковской. Они были опубликованы в старом спецвыпуске регионального отделения российского народно-демократического союза, Ананьин раздал газету всем желающим.
К кубам начали подходить люди. Одна женщина недоумевала, почему на плакатах написано о виновности Путина и Кадырова в смерти журналистки.
— У них есть какие-то факты, доказательства? Нет, могли убить, у нас много грязи в стране, но почему именно Кадыров и Путин? — спрашивала она.
Похожий вопрос задала и студентка, вышедшая из расположенного рядом корпуса медакадемии. Она долго близоруко щурилась в текст на баннере, а потом сказала: «Я не думаю, что именно Кадыров мог».
Чуть поодаль у двух пожилых женщин брали интервью.
— Ожидания были огромные. Как наши родители ждали чего-то светлого, так и мы ждали. Получили малый глоток свободы, а мы и не думали его защищать, думали, что это просто нам подарок. А нужно было бороться. В нашей стране людей гнобят, а мы сидим и молчим. Основная масса инертна. В первую Чеченскую войну люди квартиры продавали, здоровье теряли, умирали, своих детей из плена освобождая. А сейчас своего ребенка как кусок мяса продают. Это ж страшно, — грустно рассказывала одна.
— Кто, по-вашему, виновник смерти Политковской?
— Государство в государстве. Она же много о Чечне писала, — отвечала другая.
— Власть на все отмашку дает, все ясно и понятно сразу, — поддержала ее подруга.
Они признались, что постоянно читали в «Новой газете» публикации Политковской.
Остальные прохожие о журналистке и ее убийстве либо ничего не знали, либо «что-то слышали».
Акция продлилась несколько часов. Большого интереса у прохожих она так и не вызвала.
"Большого интереса у прохожих она так и не вызвала". Это и неудивительно, судя по всему и у участников акции она не вызвала большого интереса
Кирилл, интересно - а каким образом участники акции могли бы выразить свой "большой интерес"? К примеру, Евгений Юшков на фотографиях очень даже внимает (извиняюсь за канцеляризм) тематическому содержанию. Разве не так?
я не совсем правильно выразился. Под участниками я имел ввиду общественных активистов, которых собралось немного
Кирилл, не удивительно. Не случайно на предпоследнем Гражданском форуме Кировской области 2014 было отмечено, что наше общество разобщено и не консолидировано. Изменилось ли что-нибудь с тех пор? Вот парк на углу К.Маркса и Профсоюзной отстояли, за Парк Победы боремся,- ну и наверное всё...
в этот список еще можно добавить постепенное благоустройство остановок после рейда с мониторингом Курбатова и Ко
Да, акция была немногочисленная. Но это ПИКЕТ, а не МИТИНГ. На пикете люди стоят с баннерами или плакатами. Здесь не предусмотрено каких-то серьезных массовых мероприятий. Во всех городах так - люди проходят мимо, и каждый по-своему реагируют. Расчет на то, чтобы люди просто прочитали, проходя мимо.
по закону пикет от митинга отличается лишь тем, что на митинге можно использовать звукоусиливающую аппаратуру. По количеству людей пикеты от митинга не отличаются, и да, на митинге люди тоже стоят (не осуществляют передвижение)
За несколько минут до начала к месту подбегает председатель регионального отделения ПАРАНСа Вадим Ананьин. У него в руках пышный букет цветов, он кладет его на землю у куба с баннерами и начинает быстро организовывать пространство. Цветы ставят в обрезанные пластиковые бутылки, полукругом расставляют свечи, мужчина в шапке со значком кладет в центр книгу Ричарда Олдингтона «Все люди — враги», а поверх нее — крупное зеленое яблоко. Появляется еще несколько плакатов: на них снова Политковская, портрет Марины Цветаевой с упоминанием, что она повесилась после предложения НКВД делать доносы, и ее стихи «А Бог с вами!».
Новый религиозный культ на Вятке?
Культ чему или кому Вы углядели ), а главное в чём?
Шелангерскийй, простите не понял юмора насчёт "нового рел.культа на Вятке"...
Мы не ведём Россию к РЕВОЛЮЦИИ ,этого с большим энтузиазмом добивается кремль.К моему сожалению кто то ещё верит Путину.
МЫ НЕ ВЕДЁМ РОССИЮ К РЕВОЛЮЦИИ, а кто это "мы" позвольте спросить? Юрист Борщевский на ЭХО МАСКВЫ как-то назвал (если не ошибаюсь) это сообщество - некой типа извечно недовольной фрондой...