Мурманская область вошла в зону эпидемии ВИЧ, ситуация достигла высшей — генерализованной — стадии, ВИЧ-инфекция прочно укоренилась среди населения, болезнь можно встретить практически во всех социальных слоях, и ее распространение практически не зависит от групп риска (люди, употребляющие инъекционные наркотики, или работницы сферы секс-услуг). Это официально признали сотрудники Мурманского областного Центра специализированных видов медицинской помощи и представители регионального Министерства здравоохранения. Таким образом, Кольское Заполярье вошло в 20 регионов России, где наблюдается такая опасная тенденция. Эпидемия ВИЧ зафиксирована также в Томской, Кемеровской, Ульяновской, Иркутской, Тюменской, Ленинградской, Челябинской, Оренбургской, Новосибирской, Омской, Ивановской, Тверской и Курганской областях, в Пермском и Алтайском крае, Ханты-Мансийском автономном округе.
На конец июня 2016 года в Мурманской области зарегистрировано 5 648 случаев ВИЧ-инфекции — она обнаружена у каждого 135 жителя региона — статистические данные о населении области за аналогичный период выдают цифру в 762 173 человек. Наибольшее число зарегистрированных случаев в возрастной группе от 20 до 39 лет (68%), самый распространенный способ заражения — половой при незащищенных сексуальных контактах (68,4%). По словам заместителя главного врача Мурманского областного Центра специализированных видов медицинской помощи Татьяны Горбовой, в регионе наблюдается феминизация инфекции — растет количество женщин репродуктивного возраста, заражающихся ВИЧ-инфекцией при гетеросексуальных контактах.
В связи с непростой ситуацией в регионе первыми начали бить тревогу не чиновники, а общественники — с помощью уполномоченного по правам человека в Мурманской области Александра Патрикеева. По инициативе членов региональной общественной организации профилактики аддикций и ВИЧ-инфекции «Вектор» в Центре специализированных видов медицинской помощи состоялся круглый стол, на котором искали оптимальный выход из сложившейся ситуации. На встрече присутствовали руководство регионального Министерства здравоохранения, врачи, омбудсмен, представители службы исполнения наказания и ЛГТБ-сообщества, жители региона с ВИЧ-положительным статусом, а также — бывшие сотрудники «СПИД Центра», объединенного с Областным центром специализированных видов медицинской помощи. Среди них — Нина Федоренко. В мае этого года она могла бы отметить 24 года трудового стража в «СПИД Центре», где занимала должность помощника врача-эпидемиолога, но празднование не состоялось – Андреевна стала «жертвой» реорганизации.
Объединение Мурманского центра СПИД с Областным центром специализированных видов медицинской помощи, который раньше назывался просто кожно-венерологическим диспансером, вызвал широкое общественное обсуждение весной 2015 года. Коллектив учреждения, пациенты выступали против «оптимизации», но к их мнению не прислушались: с 1 апреля 2015 года начался переезд сотрудников Центра. С 13 апреля вместо привычного адреса — улица Траловой, 47 — северяне должны отправляться на Лобова, 10. Бывшие сотрудники Центра СПИД убеждены, что произошедшее и стало отчетной точкой начала роста эпидемии.
— Из тех 37 человек, которые перешли 1 апреля 2015 года в новое учреждение, на сегодняшний день 25 уже уволились в добровольно-принудительном порядке. Я на себе это испытала, создали все условия, чтобы я ушла. Честно говоря, сейчас разрушены все наши наработки за почти 25 лет: была сеть доверенных врачей по Мурманской области, у нас было много норвежских проектов, работал автобус доверия. Мы практически всех пациентов знали в лицо, знали их проблемы, а сейчас они здесь не нужны. Так называемые «адаптированные» сюда не идут, а «асоциальные» тем более, потому что к ним необходим особый подход, — пояснила «7x7» Федоренко.
Ей вторит и бывший социальный педагог «СПИД Центра» Ольга Васильева. Не согласившись с политикой нового учреждения, она уволилась, но не забросила профилактическую работу с нуждающимися людьми. Вместе с кандидатом психологических наук Валентиной Лихошва они учредили и официально зарегистрировали региональную общественную организацию профилактики аддикций и ВИЧ-инфекции «Вектор».
— В эпидемии ВИЧ существует четыре основные группы, представителей которых игнорируют в новом «СПИД Центре». Мы работаем с частью этих ключевых групп, и мы ни разу не видели ни одного сотрудника, хотя в отчетах они пишут, что работают с ними. А надо сказать, что вся ВИЧ-инфекция сфокусирована именно в этих группах и именно от них инфекция распространяется дальше. Это мужчины, практикующие секс с мужчинами (необязательно из ЛГБТ-сообщества), секс-работницы, потребители инъекционных наркотиков, лица, отбывающие наказание в местах заключения, а также трудовые мигранты, которые частично находятся на нелегальном положении в России. С последними мы только начинаем работать, выходим на диаспоры, которым доверяют, —рассказала «7x7» Валентина Лихошва (на первом фото ниже).
Диалог на круглом столе прошел на повышенных тонах: представители Мурманского областного Центра специализированных видов медицинской помощи уверяли, что у них все под контролем. Специалисты, вовлеченные в процесс, приводили конкретные факты «хромания системы». Так, например, на встрече выступил молодой человек А. [имя скрыто по просьбе пациента], живущий с ВИЧ-положительным статусом. На высказывание главного врача Центра специализированных видов медицинской помощи Аркадия Амозова о хорошей функциональности специализированного стоматолога юноша заявил, что второй месяц не может записаться к врачу, а электронная запись на прием не всегда работает.
Результатом встречи стало решение собрать все пожелания от ключевых групп — людей, живущих с ВИЧ, групп волонтеров, работающих в области профилактики ВИЧ. К диалогу чиновники, врачи и общественники вернутся осенью.