Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Социолог Мария Леонтьева: Общественные пространства должны быть предметом диалога, а не конфликта

Социолог Мария Леонтьева: Общественные пространства должны быть предметом диалога, а не конфликта

Координатор Центра прикладной урбанистики в Казани рассказала, в каком виде в городах России сейчас существуют общественные пространства

Фото Кирилла Шейна
Социолог Мария Леонтьева
Фото Кирилла Шейна
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Координатор Центра прикладной урбанистики в Казани Мария Леонтьева 18 июня рассказала участникам баркемпа в Кирове о том, в каком виде в городах России сейчас существуют общественные пространства — парки, набережные, скверы, почему они, по сути, никому не принадлежат и как их можно преобразовать, сделав комфортными и востребованными.

— Наши основные направления деятельности — образовательные проекты города, для активистов, исследование городской среды. Наш главный продукт — карта городских проектов России, где около 200 городов.

Моя деятельность по преобразованию городской среды началась в 2013 году, с того, что мы с друзьями основали ассоциацию «Парки города». Город меняется непредсказуемо и совершенно без учета мнения горожан. Мы стали проводить массу мероприятий. Провели соцопрос по шести городам Татарстана. Мы спросили людей, как часто они бывают в парках, что они там делают, что бы они хотели там видеть. Получились ужасающие данные: каждый второй горожанин не бывает в парках никогда. Потому что там им нечего делать, им там неинтересно. Треть сказала, что хотят активно хотят участвовать в благоустройстве, примерно каждый десятый сказал, что хочет быть активистом. Требования были очень простые. Выяснилось, что горожанам нужно освещение, озеленение и безопасность, то есть какие-то простые вещи, а не то, что мы думали.

После этого мы стали проводить разные мероприятия, чтобы возродить практики культуры в парках: лекции, пикники, беседы, детские мероприятия, очень простые вещи. Это помогает очень быстро преобразовать пространство. Параллельно мы вели работу, чтобы проанализировать, что происходит с парком и как должно быть спроектировано техническое задание.

После того, как мы спроектировали техзадания для двух парков, стало понятно, что дело совсем не в парках, это следствие. Окей. Мы умеем делать субботники, пикники, но это не решает проблемы.

 

Технологии прикладной урбанистики

Город имеет три базовых слоя. Первый — это все физическое пространство, осязаемое, которое можно пощупать, сюда относится вся горинфраструктура: мебель, деревья, дома, сети.

Второй — это слой социальных субъектов и сценариев, которые наполняют город различными видами активности и взаимоотношениями. И здесь есть три базовых субъекта. Это администрация, которая устроена в форме пирамидки. Есть один человек, который принимает решение, и есть четкая иерархия, система соподчинения. У них сформировалась система обороны, риторика тотального контроля — мы должны сохранять структуру, кругом враги. Есть еще бизнес. Его мотивация — получение прибыли. Получается, что город как объект внимания не существует ни у первого субъекта, ни у второго.

Когда мы стали думать, кто все-таки думает о городе, то мы поняли, что это городское сообщество, активисты. Их мотивация — развитие среды. Почему не бывает взаимодействия между администрацией, бизнесом и сообществами? Потому что бизнес и администрация знают, кто принимает решения, к кому обращаться. А сообщества горизонтальны, там много точек. И администрация или бизнес не знают, с кем говорить, приходится говорить сразу со всеми.

Плюсы сообществ в том, что они обладают большим количеством нужных городу компетенций. Например, зоозащитники лучше всех знают логистику города, потому что они знают, где какая бездомная собака гуляет. Поэтому чтобы лучше понять, как лучше развивать город, нужно всем хорошо познакомиться.

Самые важные компетенции — это идеологи, которые способны быстро и доступно объяснить, что нужно и зачем, затем коммуникаторы, которые лучше всего знают, где что можно достать, кого собрать, и организаторы, которые спокойно могут все это скоординировать.

И последний слой — это городские пассажиры. Люди, которым не хватает времени и возможностей обратить внимание на город вокруг.

 

 

Что такое общественные пространства

Это те пространства, которые обладают свободным доступом и где горожане отдыхают, саморазвиваются, общаются, проводят досуг.

На самом деле, обычно, по сути, парк ничей, потому что обычно нет субъекта, которые заявит права на парк. Администрация представлена максимум каким-нибудь «Зеленфондожилкомхозом», который чинит лавочки, занимается озеленением и так далее. Бизнес не понимает, по каким правилам играть, а горожане не знают, как они могут использовать эти пространства. Получается пространство городского умолчания, это не является пространством жизни.

 

Как поступать с общественными пространствами

Есть два основных раздела работы. Первый раздел — конструирование запроса в СМИ и конструирование субъекта, который запрашивает изменение городской среды. Второй — анализ и проектирование того, что же мы хотим сделать в том или ином общественном пространстве.

Существует несколько форматов для конструирования субъекта. Прежде всего это субботник. Задача — стать местом, где все люди познакомятся и сделают что-то вместе, с результатом и полученным кайфом. Это должен быть субботник с несколькими площадками, помимо сбора мусора, это могут быть музыканты, продажа пирожков. Запрос на это очень большой, потому что люди изолированы и реально хотят познакомиться.

Другой формат — пикники, которые знакомят людей через другие базовые вещи — через еду. Есть общий стол, все приносят что-то туда из еды и вместе ее едят. Еще один вид — построение арт-объектов в парке. Очень важный формат — городские экскурсии. Они очень востребованы.

Говоря о технологиях, понятно, что все эти мероприятия должны быть максимально открытыми, они должны иметь аккаунты в соцсетях, фотоотчеты, простые пресс-релизы для СМИ. Это позволяет максимально расширить круг людей, которые захотят прийти или стать волонтерами.

Более серьезная работа — анализ и предпроектное исследование. У нас могут быть свои хотелки или собственные слабости, а парки или набережная — это целостное многослойное существо.

Основная проблема — у большинства пространств очень мало функций. Что там можно делать? Можно ходить, можно на скамеечке посидеть, можно на детской площадке поиграть, если она есть.

Как же изучить, что на самом деле представляет парк как целостность? Методом социального проектирования. Мы делаем анализ пространства и фотофиксацию методом рамок, мы проходим парк и фиксируем всю мебель — скамеечки, качели, тротуары. Отдельно фиксируем, как пахнет, какие звуки доносятся.

Проводится анализ использования парка — две мамы сидят на скамейке с колясками, пьют пиво. Детям до года. Вы понимаете, что происходит в парке, какие есть конфликты. Типичный конфликт — маленькие дети и собаки. Это очень понятные вещи, но они должны быть зафиксированы.

Должна быть фиксация, где проводят пикники, где играют в футбол, где ночуют бомжи. Анализ велосипедных, пешеходных, транзитных дорожек. Анализ социальных сценариев — что в этом парке в определенное время принято делать. Получается многослойная карта. Отдельно мы делаем анализ субъектов вокруг парков, анализ окрестных дворов.

Следующая задача — составить список сообществ, которые относятся к этому парку: мамочки того района, велосипедисты, танцоры. Следующий шаг — сценарий для каждого сезона для этого парка. После этого вам нужно собрать и познакомить все сообщества, связанные с этим парком. Очень важно понять, какие у них есть компетенции и что они готовы делать для этого парка.

После анализа парка нужно проводить проектный семинар, где определяется цель парка — сохранение пространства, например. Для одних это означает озеленение, а для других — реконструкция. Нужно определить приоритеты, что является главной целью, что является ограничением. И вот уже после этого происходит процесс общей генерации идей для этого парка, их рейтингование и переход к проектированию наиболее понравившихся идей.

Это и есть начало городского диалога, когда происходит формирование городского субъекта, и запрос на изменение парка выглядит комплексным, потому что выслушаны все стороны. Это предмет городского диалога, а не городского конфликта.

 

Материалы по теме
Мнение
27 июля
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Борьба с технологическим прогрессом — это деградация
Мнение
29 июля
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Мне грозит до 10 лет лишения свободы
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Судя по колличеству
18 июн 2016 20:58

комментариев действительно "неинтересно", потому что высосано из пальца.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Баркемп ВяткаКировКировская областьЛекции