— Я увидела красивую рекламу, построенные квартиры, цены от застройщика. Заключили договор с определенной ценой — 47 тысяч у.е. Я внесла деньги, а через полгода при подписании основного договора в нем фигурировала цифра на 20 тысяч у.е. больше! Я спрашиваю — почему такая сумма? А мне говорят, что это итоговая сумма рассрочки. Но на тот момент я уже полгода жила в квартире и сделала там ремонт! Теперь выяснилось, что я вообще покупала квартиру не у компании, а у ИП. И застройщиком мне прямым текстом было сказано, что если я пойду в суд, то останусь с ребенком на помойке.
И это лишь одна из десятков историй, которая прозвучала на круглом столе Общественной палаты Карелии 15 июня.
Тема «Строительство жилья в рассрочку: правовые риски граждан» привлекла внимание около сотни жителей Петрозаводска. На встречу пришли те, кто лично столкнулся с проблемами при покупке жилья. Схем, по которым застройщики Карелии сегодня обманывают покупателей, очень много.
Про некоторые из них рассказала адвокат Ирина Жученко. В ее практике более пятидесяти судебных истории обманутых петрозаводчан. В основном они касаются так называемых «валютных ипотечников».
Одна из самых распространенных схем заключается в том, что в договорах конкретные суммы подменяются условными единицами. А именно, указывается фиксированная сумма в у.е. — от 40 до 49 рублей. Но также указывается и оговорка, что платеж осуществляется по курсу Центробанка за предшествующий месяц. Граждане уверены, что курс установлен в момент подписания договора. Но на практике оказывается, что с изменением курса евро меняется и стоимость жилья.
С такой историей столкнулись многие пришедшие на круглый стол горожане.
— Когда я внесла первоначальный взнос, мне показали, что моя квартира будет 84 тысяч у.е. стоить. Мне тут же дали ключи и сказали: «Идите делайте ремонт». А 29 декабря меня срочно пригласили зарегистрировать договор в кадастровой службе, я прибежала, а в договоре у меня 126 тысяч! А у меня уже все продано, у меня в новой квартире сделан ремонт. Ну, куда мне идти? На улицу? — рассказала свою историю петрозаводчанка.
Еще один прием — подписание договора задатка до основного договора. В нем прописывается, что в случае расторжения договора внесенная сумма не возвращается. Люди подписывают этот договор, вносят указанную сумму, вселяются в квартиру, делают ремонт и в целом чувствуют себя комфортно. Но спустя три-шесть месяцев с ними заключается иной договор — о приобретении жилья в рассрочку. А там сумма может быть совсем другой. При этом рыночная оценка квартиры не производится.
Ирина Жученко отметила, что во время судебных разбирательств выясняются порой невероятные подробности. Например, случаи, связанные с оформлением договора купли-продажи с рассрочкой платежа. Как правило, в итоговую сумму включают и стоимость квартиры и проценты за 10–12 лет. Когда люди обращаются с желанием погасить долг досрочно, никаких перерасчетов им не производят и оплачивать приходится именно ту окончательную сумму, которая указана в договоре. В таком случае стоимость квартиры возрастает с двух до, порой, восьми миллионов рублей. Не справившись с таким платежом, люди лишаются тех денег, которые уже заплатили за квартиру, лишаются самой квартиры, а также остаются должны продавцу огромную сумму по договору.
Адвокат Ирина Жученко, так же, как и юрист Елена Пальцева, посоветовали обязательно проводить оценку квартиры, чтобы понимать реальную стоимость жилья. Также специалисты рекомендовали перед тем, как заключить договор, показать его юристу. Еще один совет — брать кредиты только в лицензированных банках.
Удивительно, что ни представители власти, ни правоохранительные структуры не могут кардинально повлиять на сложившуюся ситуацию. А суды, как правило, принимают решения не в пользу собственников квартир.
Старший помощник прокурора города Петрозаводска Елена Егорова отметила, что существует пробел в уголовном законодательстве относительно ответственности застройщика, касающийся участия в долевом строительстве. Правоохранительные органы квалифицируют случаи с «обманутыми дольщиками» по статье «Мошенничество».
Но даже заведенные уголовные дела не всегда помогают дольщикам восстановить их права. Как правило, у пойманных фирм на счетах ничего нет, зато открыты другие компании.
По мнению Елены Егоровой, возможным выходом для ограждения покупателей от рисков при покупке жилья может стать государственное субсидирование программ долевого строительства. В таком случае у власти будут основания для жесткого контроля застройщика.
В том, что сегодня между гражданами, оказавшимися в ловушке у недобросовестных застройщиков, и государством сегодня существует пропасть, призналась и начальник отдела Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Карелии Светлана Агаркова.
По ее словам, она может лишь пожурить застройщиков, срывающих сроки.
— Мы никак не можем повлиять на застройщика. Я только могу ему капать постоянно, звонить через день, но услышит ли он меня? – сказала Светлана Агаркова.
При этом чиновник посоветовала доверять только добросовестным застройщикам, проверять историю его деятельности, наличие достроенных объектов, в общем, отдавать деньги тем, у кого репутация не запятнана.
Однако на этот счет у собравшихся возникли возражения. Люди приводили примеры, когда покупали квартиры как раз у компаний с именем, но и при этом возникали проблемы. Речь зашла о жилом комплексе «Снегири» компании «КСМ». По словам жительницы этого комплекса, вместе с соседями она уже три года судится за оформление земельного участка в собственность. Оказалось, что земля была выдана под индивидуальное жилое строительство, а значит, на участке не могли появиться многоквартирные дома, как вышло на практике. Упомянутые истории с «валютными ипотечниками» касаются группы компаний «САНА» в Петрозаводске. Это компании, которые не просто у всех на слуху, а являются одними из лидеров строительного рынка Карелии.
В итоге люди посоветовали собравшимся представителям власти, прокуратуры, депутатам внести в черных список те компании, к которым сегодня есть претензии у горожан, а также разработать рекомендации на законодательном уровне.