Карельские математики схлестнулись в споре с федеральными разработчиками ЕГЭ, недавно посетившими столицу республики. Преподаватели Петрозаводского госуниверситета обвинили столичных гостей в упадке математических знаний школьников.
Отделить школу от ЕГЭ
Свою позицию о негативном влиянии единого государственного экзамена на знания школьников математики ПетрГУ отстаивают давно и последовательно. Еще в 2014 году они обратились к президенту, заявив о неуклонном снижении качества математической подготовки абитуриентов. В тот год, напомним, Рособрнадзору пришлось снижать пороговый балл экзаменов, чтобы не оставить больше количество выпускников без аттестата. В качестве главной причины упадка карельские ученые назвали единый госэкзамен и предложили Владимиру Путину отделить школу от ЕГЭ.
С прошлого года школьники могут выбрать уровень ЕГЭ по математике: в соответствии с Концепцией развития математического образования в РФ он был разделен на два уровня — базовый и профильный. Результаты базового позволяют выпускнику получить аттестат и поступать в вуз по направлениям, где не требуются результаты ЕГЭ по математике. Баллы профильного дают возможность поступать в вузы, имеющие в перечне вступительных испытаний предмет «Математика». При этом разработчиков экзамена не раз упрекали в том, что задания базового ЕГЭ слишком просты.
Экзамен базового уровня вузовские преподаватели призывают отменить незамедлительно, «чтобы учителя в выпускном классе не тратили время на натаскивание двоечников на решение примитивных задач, а занимались математикой с теми, кому она действительно нужна и интересна».
К матфаку присоединились депутаты Законодательного собрания Карелии, которые на февральском заседании инициировали открытое обращение к правительству и Госдуме об отмене базового ЕГЭ. Они поддержали позицию ученых в том, что экзамен — это фактически выпускной образовательный стандарт на уровне двойки и что его введение привело к деградации математического образования.
«Ребята не решают задачи пятых и седьмых классов»
Наконец, карельские сторонники отмены ЕГЭ смогли высказать свое мнение непосредственно создателям контрольно-измерительных материалов экзамена. Петрозаводск с рабочим визитом посетили Иван Ященко, руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, и Евгений Семченко, начальник управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти регионов Рособрнадзора.
Встрече в университете предшествовали пробный ЕГЭ для журналистов и депутатов, круглый стол с участниками испытания и общение с местными учителями. Отметим, что разговор о качестве образования зашел уже в ходе круглого стола, правда, начали его не парламентарии, а представители СМИ. Так, журналистам, написавшим ЕГЭ по математике базового уровня, показались странными простота и «стоимость» некоторых заданий теста.
К примеру, дан график атмосферного давления, меняющегося на протяжении нескольких дней, — необходимо указать максимальное значение давления за этот период. Подобных задач, судя по вариантам заданий, которые попались нам, вполне наберется для того, чтобы заработать «тройку», необходимую для получения аттестата. Нет, конечно, были и дроби, и логарифмы, и задачи из области стереометрии. Всего — 20 штук. Но количество баллов, которые можно получить за одну задачу, одинаковое — 1. 7 баллов — «тройка», 12 — «четверка», 17 — «пятерка». «Была поставлена задача сделать так, чтобы система была максимально понятной и прозрачной», — прокомментировал Иван Ященко. Выходит, даже если решить семь простейших задач, можно получить аттестат.
— Cреди разных моделей подготовки учителя имеют еще такую: проводится диагностика, и в первую очередь на повторение занимаются теми задачами, которые у тебя получаются, чтобы избежать случайных ошибок в той задаче, которую ты умеешь делать, — добавил Иван Ященко отнюдь не в негативном контексте.
Простоту же этих задач разработчики экзамена объясняют приближенностью к жизненным ситуациям. «На базовом экзамене в разных странах говорится следующее: «Если ты не умеешь решить простую задачу про сборку шкафа, то, даже если ты решил логарифм, тебе нельзя ставить [удовлетворительно]», — заявил столичный эксперт.
На вопрос о том, связывает ли он падение уровня знаний школьников с ЕГЭ, Иван Ященко, как и следовало ожидать, ответил отрицательно, однако существование проблемы признал:
— ЕГЭ — это зеркало. Качество математического образования стало падать довольно давно. Одной из проблем являлось отсутствие четких измерителей и имитация процесса преподавания математики. Проблемы с качеством приема во многом связаны с тем, что у нас мотивация ребят к изучению математики пропала. Более того, это проблема не только старшей школы. Если мы с вами посмотрим результаты НИКО [Национального исследования качества образования], которые сделаны были в 4-м и 7-м классе, мы увидим, что у нас развален процесс текущего контроля. ЕГЭ показал, что ребята не решают задачи пятых и седьмых классов. Это значит, все это время их учили зря. Проблема не в часах на математику. Проблема в том, что за эти часы можно было сто раз этому научить. Это как с английским языком — огромные часы, а никто ничего не знает.
«Уровень все ниже, ниже и ниже»
У преподавателей факультета математики и информационных технологий ПетрГУ иная точка зрения.
«У нас был единый экзамен по математике, который в себе две функции — выпускную и вступительную — совместить не может. Это признали спустя 15 лет после того, как ввели ЕГЭ, — заявил профессор Александр Иванов. — Поделили. Говорят, базовый ЕГЭ — для аттестации гуманитариев, которым вообще математика не нужна. Но что жизнь показывает? В первый год его писали 60% выпускников, а в этом году — 90% записалось! Почему они туда ушли? А потому что их школа туда повела — школе важно, чтоб ЕГЭ написали… Семь этих задач в детском садике можно решить!».
По мнению ученого, невысокий уровень сложности заданий базового ЕГЭ влияет на общий уровень математических знаний большинства школьников, раньше же даже слабым школьникам приходилось тянуться к остальным — «у них планка была другая».
Федеральные идеологи ЕГЭ отказались связывать деградацию математического образования в школах с новой формой экзамена: «Основной обвал произошел в девяностых годах — он был абсолютно катастрофический. Не было интереса ни у родителей, ни у детей». Вузовские преподаватели не согласились — по их словам, среди выпускников, учившихся в девяностые, не было такого провала: «Вы смотрите откуда-то свысока, а мы — на своем уровне. Они приходили пять лет назад, год назад — уровень все ниже, ниже и ниже».
— Я тоже двадцать лет в деканате наблюдаю за приемом. У меня нет ярко выраженной ностальгии по советскому образованию, я не считаю, что там было все хорошо. Но то, что обвал произошел буквально в последние годы, — это очевидно. Обвал катастрофический, — подтвердил Алексей Варфоломеев, декан факультета. — Мы видим тех, кто приходит к нам. И это катастрофа, потому что сейчас действительно люди, которые поступают на математику, не умеют складывать дроби. Все-таки хотелось бы понять причину. Вы прислушайтесь к нам, потому что наши доводы основаны не на том, что мы хотим в старое вернуться, а на эмпирике. Я был долго сторонником ЕГЭ, наблюдая за его динамикой. Но в последние годы я вижу, что что-то совсем разладилось.
Кроме того, в ПетрГУ заявили еще об одной крайне серьезной проблеме — математической неподготовленности студентов непрофильных специальностей.
«Базовый экзамен сделал подставу девочкам-гуманитариям, — заявил профессор Александр Рогов. — Они считают, что им математика не нужна, „успешно“ ее не сдают. Приходят к нам на некоторые специальности, например, на туризм, лесное хозяйство и т. д., где не требуется профильная математика, и выясняют, что в программе стоит математика! И чему мы должны их учить? Они ничего не знают! Они не знают, чему равна производная ех. А им должны давать высшую математику, матрицы и все остальное по учебному плану. В результате эти дети вынуждены либо нанимать репетитора, либо уходить».
В конце концов ученые предложили отменить базовый ЕГЭ по математике, вернуть классический выпускной экзамен, а профильный ЕГЭ оставить в качестве вступительного, убрав из него простые задачи и сделав практически непредсказуемым.
Будут ли реализованы эти предложения? Вряд ли. «Если мы уберем обязательность экзамена, массово будут оканчивать школу люди, которые не знают ни как дроби сложить, ни русского языка», — остался при своем мнении Иван Ященко. Вузам же остается надеяться, что после новой волны экзаменов, которая стартует уже через месяц, к ним придут абитуриенты, которые умеют решать задачи не только про сборку шкафа.
Для начала учителей умных предоставьте нашим детям ,как говорила моя мама ,на 3, я и сама научить могу ,учителя сами решить ничего не могут,а те которые могут ,объяснить не могут .
Платите нормально, и будут учителя... Профессор математических наук за 12 000 руб в месяц в школу не придет, а чтобы 20 000 руб заработать нужно 1,5 ставки как минимум. Вы согласны на своей работе ежедневно, дополнительно 4 часа работать?
Очень верный тезис:
"— ЕГЭ — это зеркало. Качество математического образования стало падать довольно давно. Одной из проблем являлось отсутствие четких измерителей и имитация процесса преподавания математики. Проблемы с качеством приема во многом связаны с тем, что у нас мотивация ребят к изучению математики пропала. Более того, это проблема не только старшей школы. Если мы с вами посмотрим результаты НИКО [Национального исследования качества образования], которые сделаны были в 4-м и 7-м классе, мы увидим, что у нас развален процесс текущего контроля. ЕГЭ показал, что ребята не решают задачи пятых и седьмых классов. Это значит, все это время их учили зря. Проблема не в часах на математику. Проблема в том, что за эти часы можно было сто раз этому научить. Это как с английским языком — огромные часы, а никто ничего не знает."
Вы не правы. Уровень аттестации по ЕГЭ крайне низок, потому что система образования разбалансирована. На эту выпускную планку ориентируются гуманитарии, что привело к обвальному снижению качества образования. И вообще, государственный стандарт на уровне ноль гораздо разрушительнее для образования, чем отсутствие государственного контроля. Поэтому ЕГЭ - не зеркало, а средство разрушения образования. И Ященко не прав.
Причем тут гуманитарии?