22 декабря на сессии Совета Воркуты произошел скандал. Валентин Сопов, лидер единороссов города, экс-председатель Совета, уступивший на недавних выборах этот пост члену «Справедливой России» Юрию Долгих, обвинил депутата Дмитрий Жидова в мошенничестве.
— У нас во фракции есть, извините, мошенник, — заявил, встав у трибуны, Сопов, после чего в зале раздался отдельный смех. — Тяжело об этом говорить, но это действительно так. Это человек молодой, молодая поросль, есть нормальные карьерные желания, поэтому мы воспринимали любое желание себя проявить как положительное. Но человек обманул шесть тысяч избирателей, членов партии и нашу фракцию. Он воспользовался ресурсом и брендом партии и даже внутри партии начал проводить не очень корректную работу, — цитирует слова Сопов газета «Моя Воркута».
Позже Сопов пояснил свои слова. На сентябрьских выборах в Совет Воркуты Дмитрий Жидков шел как беспартийный самовыдвиженец. При этом ему не надо было собирать подписи избирателей, так как «Единая Россия» выдвинула его кандидатуру.
После выборов, как утверждает Валентин Сопов, он обнаружил, что Дмитрий Жидков состоит в партии ЛДПР. Именно поэтому он назвал его мошенником.
— Молодой, не очень порядочный человек воспользовался партией для того, чтобы получить мандат, обманул всех жителей города Воркуты и партию, — завершил свою обличительную речь Сопов.
Дмитрий Жидков отмалчиваться не стал и тоже вышел к трибуне:
— Знаю, что очень громко Валентин Константинович за какие-то обиды любит вешать на людей клеймо. С «мошенником» я не согласен абсолютно. Да, действительно, я был членом ЛДПР, но заявление о выходе поступало. Я публично заявлял, что выхожу из партии. А вы знаете, если человек публично об этом заявляет, в присутствии нескольких человек, это является основанием. Я давно беспартийный, и когда шел на выборы, это в документах указывал, поэтому не понимаю, кого я обманул и каким ресурсом воспользовался. Валентин Константинович имеет право подать документы и, видимо, это уже сделал, но я буду защищаться, и те слова, которые прозвучали с этой трибуны, считаю некорректными. Валентин Константинович, за словами следите впредь. В кулуарах, я думаю, мы поговорим. Тогда уже я дам волю словам, но скажу их в лицо.
Воркутинские журналисты связали этот конфликт с выборами председателя Совета города. Сопов уже был спикером городского парламента в прошлом и снова выдвинул свою кандидатуру. Во время первой сессии нового созыва, непосредственно перед тайным голосованием, он попросил зайти в отдельный кабинет всех членов «Единой России», а также тех, кого выдвигала партия. По неофициальной информации, руководители партии власти хотели проконтролировать, напротив какой фамилии поставят галочки члены фракции. Получить официальное подтверждение этому не удалось. Четверо беспартийных депутатов, в том числе и Дмитрий Жидков, отказались покидать большой зал и проголосовали сразу. В итоге Сопов выборы проиграл.
Вот как журналисты «Моей Воркуты» описали один эпизод вчерашней сессии: «Благодаря тому, что Дмитрий Жидков сидит на заседаниях прямо напротив своего старшего коллеги, ему неоднократно доставались жгучие взгляды экс-председателя. Как правило, за голосование не по-партийному. Сегодня они были подкреплены словами „Еще раз подумай, мальчик. У тебя будут неприятности“».
* * *
Корреспондент «7x7» связался с участниками конфликта и попросил их прокомментировать случившееся.
Юрий Сопов, секретарь местного отделения «Единой России» в Воркуте:
— Почему вы решили выступить на сессии с заявлением?
— Во-первых, по той простой причине, что я являюсь секретарем партии «Единая Россия». После избрания Жидкова депутатом городского округа Воркута по одномандатному округу он должен был написать заявление, что является ее сторонником. Он в последнее время этого избегал. А потом стала появляться информация, что он является членом ЛДПР.
— Какие цели вы преследовали, делая это заявление?
— Я преследовал только одну цель — показать, что партия является политической силой. Человек баллотировался от нашей партии, и, если он ее обманул, а мы видим сейчас, что он ее обманул, он либерал-демократическую партию не оставил, но и в наши ряды не вступил, вот и все.
— Вы сказали, что Жидков мошенник. Что, по вашему мнению, есть мошенничество?
— Давайте вообще разберемся в понятии «мошенничество». Начнем с простой вещи. Чтобы баллотироваться по одномандатному округу, человек делает это либо от какой-то политической группы, партии, либо он собирает подписи у граждан. Кандидат в депутаты Жидков на тот момент подписи не собирал, он воспользовался возможностями партии, и она предоставила ему свой ресурс, и он явно извлек выгоду. Вот за это я его назвал мошенником. Во время агитационной кампании партия и агитаторы работали на него, факт остается фактом.
— Жидков в комментариях говорил, что он вышел из ЛДПР, во всяком случае, подавал заявление, и оно, видимо, в партии потерялось. Исходя из того, что руководитель регионального отделения господин Брагин сейчас находится в СИЗО, в том числе по подозрению в торговле мандатами, как вы оцениваете реплику Жидкова, что он уже давно не состоит в партии?
— Руководитель местного, воркутинского отделения партии дал нам информацию, что Жидков является членом партии — раз. Сыктывкарское отделение партии нам дало такую же информацию, что Жидков является членом партии. И последнее — ЦК партии ЛДПР, Москва, точно так же прислали документ о том, что на сегодняшний день не существует заявления о выходе Жидкова из членов партии. Поэтому то, что говорит Дмитрий Игоревич — это слова, а у меня есть юридические факты, подкрепленные бумагами.
— Два похожих кейса произошло за последние 2–4 месяца в регионе, когда представитель одной партии очень резко менял свою политическую ориентацию. Например, госпожа Саладина, депутат Госсовета, была долгое время членом партии «Единая Россия», а в Госсовет пошла от партии «Справедливая Россия». Тот же депутат Горбачёв долгое время представлял КПРФ, в выборах участвовал, а потом перешел в «Единую Россию». Случаи с Саладиной и Горбачёвым — это тоже, по вашему мнению, мошенничество?
— Давайте все-таки будем точны в определениях. Горбачёв и Саладина выходили из одной партии и входили в другую. Поэтому здесь было все официально. У Жидкова этого нет. Существует заявление о выходе из партии, поэтому некорректно рассматривать две совершенно разные ситуации. Переход из одной партии в другую — почему нет. Конъюнктура меняется, человек зреет, ему, может быть, платформа одной партии становится более привлекательной, чем другая, он просто живет активной политической жизнью, но это нормально. Но когда декларируется одно, а делается другое, это уже является мошенничеством.
— Вы уверены в том, что Жидков это делал намеренно и просто не знал, что заявление не принято…
— Знаете, Жидков — самостоятельная личность. Человек имеет высшее образование. Вступая в партию, он видел, что прием в партию и выход из нее осуществляется с заявлением. Тем более, что на сегодняшний день первичное воркутинское отделение подтверждает его членство. И у них нет заявления, что Жидков выходил. Поэтому мы обратились и в Сыктывкар, и в Москву — продублироваться. А вдруг он все-таки подавал заявление о выходе в офисе Сыктывкара или Москвы. Нет, такого заявления не существует.
Кроме прочего я подал заявления в избирком Коми, главе муниципального образования и в прокуратуру, чтобы они проверили, насколько нарушен закон. У меня есть доказательства, что это произошло вот так.
Дмитрий Жидков, депутат Совета Воркуты:
— Как ты отреагировал на обвинения, которые прозвучали на сессии Совета города?
— Я понимал, что этого вопроса нет в повестке дня. Мы готовились обсуждать бюджет города. Мой коллега взял слово и на какой-то фразе начал говорить про молодого депутата, тогда я сразу ассоциировал, что речь пойдет обо мне. Это было не то чтобы неожиданностью, я просто не понял, зачем это было сделано с трибуны. Это можно было обсудить на закрытом заседании комиссий, на закрытом заседании при главе, хоть в политсовете партии взяли и обсудили бы этот вопрос. А тут — мы готовимся к обсуждению бюджета города, и тратим полчаса непонятно на что. Ряд моих коллег-депутатов вообще не поняли, к чему это было сделано. Естественно, мне пришлось выйти к трибуне, ответить, дать свой комментарий. Он, как и любой депутат, имеет право выйти и выступить, но я, конечно, не понимаю, зачем это было сделано публично.
— Воркутинские СМИ сделали акцент на том, что возможной причиной заявления Сопова было то, что ты голосовал против него на выборах главы Совета города. В чем, на твой взгляд, причина того, что заявление прозвучало?
— После сессии, где выбирали главу города, был очерчен круг из четырех депутатов, хоть голосование и было тайным. Их назвали теми, «кто предал партию», хотя я беспартийный. И там была моя фамилия. На мой вопрос, почему я нахожусь в этом списке, они сказали, что это только начало, что «у нас есть возможность, и мы ею воспользуемся, чтобы отомстить тем, кто нас предал». Поэтому, мне кажется, обида есть, и то, что есть этот список и что кто-то из коллег может наткнуться на такую информационную провокацию, я не встречал.
— Сопов прилюдно высказал мнение, что ты состоишь в ЛДПР. Что привело тебя в партию?
— Судя по документам, которые предоставил Валентин Сопов, я вступил в парию в 2009 году. Тогда это было сделано осознанно, по определенным политическим убеждениям, потом решил выйти из партии и больше ни в какую партию не вступал. И с тех пор позиционировался как беспартийный. Когда я шел на выборы, это дало мне и сейчас дает некую свободу и независимость при принятии решений. Хоть я являюсь членом одной из фракций, все равно я имею свое мнение и голосую так, как хочется мне, а не так, как велит некий руководитель. Вступал в партию и выходил из нее осознанно, по политическим убеждениям, и пока ни в какую партию вступать не собираюсь.
— Как ты объяснишь заявление Сопова о том, что ты до сих пор состоишь в ЛДПР?
— Как я понял, они делали три уровня запросов — в муниципальное отделение партии, региональное отделение, и вот из московского отделения последний ответ пришел. Для меня это тоже стало удивлением. Потому что везде я заявлял и вообще никак себя не ассоциировал с ЛДПР. Наверно, предстоит разобраться. При случае я задам вопросы, почему мое заявление, которое я подавал в местное отделение ЛДПР, не получило ход. По моей просьбе, а тогда еще мой однопартиец передавал это заявление в Сыктывкаре в местное отделение. Почему так случилось, я не знаю. Есть мнение, что некоторые партии, чтобы отчитаться перед вышестоящими органами, показывают, что у них много сторонников, однопартийцев. Никто не скрывает, что там есть определенный процент «мертвых душ». Возможно, для какого-то отчета что-то не прошло. Для меня это правда было новостью. Я не понимаю, почему тот же руководитель воркутинского отделения ЛДПР, зная, что я прошел праймериз [«Единой России»], что меня выдвигает другая партия, не забил в колокола. Это тоже о чем-то говорит. Я себя чувствую абсолютно спокойно, и я уверен в себе. Я, конечно, поищу копию заявления, которую я писал, но я его подавал стопроцентно и до сих пор считаю, что я беспартийный.
— Что ты будешь делать после этого заявления?
— Вчера состоялась сессия. То, что я являюсь мошенником было заявлено в присутствии моих коллег и руководителей-депутатов, СМИ, которые, наверно, порадовались предновогоднему подарку, потому что ожидали скучной сессии. СМИ это все растиражировали, мне уже звонят из других городов республики и спрашивают, что случилось. Естественно, я хочу, чтобы за обвинение в совершении преступления — мошенничества — последовало адекватное наказание в рамках законодательства. Я написал заявление в правоохранительные органы на клевету и публичное оскорбление. Ждем дальнейших действий. Будем разбираться, у меня полное желание отстоять свою честь и репутацию.
— Когда ты шел на выборы, «Единая Россия» тебе как-то помогала? Почему Сопов называет тебя соратником?
— Еще год назад я даже не предполагал и, может, даже не желал стать депутатом. Так получилось, и, опять же, это было мое личное желание участвовать в праймериз, почему нет. Меня выдвинула «Единая Россия» по спискам как беспартийного. Помощь была определенная юридическая, касающаяся оформления документов, но большую часть работы в поле я сделал один. Прошел более 50 домов, пообщался со всеми работниками учреждений, которые находятся в моем округе. Эту работу я делал один. Она была кропотливой, ежедневной, по 6–7 часов, и мне, собственно, и не нужна была здесь помощь. Говорить о том, что помощи от партии вообще не было, нельзя, но, если б я шел, допустим, самовыдвиженцем, без поддержки какой-либо партии, я не могу сказать, что я бы проиграл с треском. Я бы поборолся. Я думаю, это результат работы, которая была за несколько лет до этого, потому что, являясь руководителем отдела, все равно делаешь какие-то мероприятия, в прессе появляешься, рассказываешь о своих делах. Плюс месяц-полтора до выборов я плотно поработал один. Я сделал процентов 65–70 от конечного результата.
— Небольшой пример. В Сыктывкаре недавно выбрали нового сити-менеджера. На эту должность претендовало три человека. Все они выступили перед депутатами. Очень приятное впечатление на депутатов произвел господин Голобоков. Человек прогрессивных взглядов, но он проиграл, потому что все единороссы проголосовали за Самоделкина. То есть был введен механизм партийной дисциплины. Газета «Красное знамя», журналист которой поговорил потом с единороссами, описывала общую растерянность в их рядах: вроде понравился больше Голобоков, а голосовать надо за Самоделкина. Что для тебя важнее — голосовать согласно партийной дисциплине или высказывать личную точку зрения на принятие решений, по которым будет жить весь город?
— Конечно, для меня важнее голосование не по партийной принадлежности, а когда можно делать свои выводы и принимать свои решения, за которые не было бы стыдно. Я планирую перед сессиями, на которых будут обсуждаться важные вопросы, собирать инициативную группу из жителей своего округа, а у меня их 5 082 проголосовавших человека. Хочу значимые вопросы обсуждать с ними, мне кажется, это будет правильно. Если это будет 50 человек — хорошо, 200 — еще лучше.
Знаю обоих. Но в данном случае Сопов прав. Приём или выход из организации осуществляется только по личному заявлению. А публично можно что угодно заявлять,например: Талак-Талак-талак и всё ты разведёт по закону ислама. Так,что Дим является политическим мошенником.
Реальная поддержка партии "Единая Россиия " не более 35-37%, всё остальное от лукавого. Жители Коми прекрасно знают как выбрали например этот состав Госсовета. Без махинаций Шебаршиной тут не обошлось и административный ресурс был включен на всю. Но пройдёт не много времени и едросов закроют как антинародную партию а их имущество конфискуют в доход государства. Ну а предатели они всегда предатели какой бы партийный билет в кармане у них не был. Жидков человечек трусливый и подлый. Знаю его лично и не удивлён что его назвали мошенником.
Судя по тому, как на видео Жидков держал удар, он вовсе не трусливый.
Ситуация как минимум странная и если честно Сопов то поубедительнее пока выглядит. Хоть и не имел никакого права обвинять человека в мошенничестве.
Ситуация не много странная, едро имея большинство голосов в Совете города потеряла оба кресла -Главы Воркуты и Руководителя администрации. Главой стал член СР Юрий Долгих а Руководитель администрации вообще выдвиженец Чернова и Гайзера не обладает опытом хозяйственной деятельности. Молва идёт что Гурьева продвинули во власть его друг бизнесмен Магомедов и друг Магомедова некий Ермолаев из Сыктывкара. Жидков как депутат и вообще как большинство депутатов Совета Воркуты - вообще не о чём. Хороших отзывов о нём нет. А вот дружок его некий Арабов, личность довольно тёмная. Так,что если и выкинут Жидкова из депутатов то воркутинцы нечего не потеряют.