Готовность вертолетной площадки на плато Маньпупунер в Троицко-Печорском районе Коми на сегодня составляет 92%. Объект будет достроен до конца года, что даст возможность повысить комфортность посещения одного из семи «чудес России». Об этом в беседе с корреспондентом «7x7» рассказала и.о. руководителя Агентства Коми по туризму Наталья Филина после совещания в Госсовете Коми 14 октября. На нем депутаты рассматривали региональную госпрограмму «Развитие экономики». Наталья Филина там выступила с докладом, после чего отвечала на вопросы собравшихся. Некоторые из них корреспондент интернет-журнала актуализировал в беседе с руководителем Агентства.
— Главные редактора республиканских СМИ на прошлой неделе встречались с врио главы Коми, который сказал, что, скорее всего, Агентство Коми по туризму вольется в какое-то из министерств. Что вы по этому поводу думаете?
— Сейчас много об этом говорят. В любом случае мы примем то решение, которое врио главы считает наиболее эффективным. Но если мы посмотрим структуру федерального органа, то увидим, что федеральное Агентство по туризму — это одна структура с Министерством культуры. Хотя есть и министр культуры, и глава Ростуризма, но в любом случае одна.
— Туризм был и при Агентстве Коми по спорту, и при Министерстве экономики, сейчас отдельное направление. Новое изменение неизбежно приведет к турбулентности на первых порах.
— Это все из-за того, что туризм — объемная отрасль, куда входит множество направлений. Тот же гостиничный бизнес, развитие малого и среднего предпринимательства в сфере туризма, общественное питание и спортивные мероприятия. Поэтому сложно определить, куда лучше присоединить туризм. Будь он лучше в культуре, в экономике? В некоторых регионах такие преобразования прошли, даже в этом году. И там сейчас Агентства по туризму расформированы и включены как департаменты в министерства культуры регионов.
— На заседании вы сказали о том, что только 16 туристских маршрутов из более 200 в Коми сертифицированы. О чем говорят эти цифры?
— Это тропы, по которым идут туристы. Они обустроены: там есть места для стоянок, для кострищ. И вот их около 200. И только 16, от силы — 20, может быть, к концу года будут сертифицированы. Сертификация добровольная. Бизнесмен может это сделать, но если решит не тратить на это деньги, то не будет. Никто его не может заставить.
Реклама. Центр сертификации «СБК» оказывает услуги по оформлению разрешительной документации (сертификация соответствия, сертификация ISO, техническая документация, сертификация продукции). Сайт компании - https://sbk-cert.ru/
ООО "СБК-СЕРТИФИКАЦИЯ" 420012, респ. Татарстан, г. Казань, ул. Щапова, д. 14/31, пом. 9 (КАБ.404), ОГРН: 1181690063499
— А в чем тогда смысл сертификации?
— Сертификация маршрута говорит о том, что он опробован, что он безопасен. И что никто не потеряется.
— Фактически как звезды у гостиницы?
— Да, это больше маркетинговый ход. Но для иностранного туриста важно, чтобы маршрут был сертифицирован. Он спокойнее его покупает, по нему идет. Для этого нужно проводить сертификацию.
— Еще вы сказали, что около 30% туристов, которые приехали в Коми, посетили какие-то мероприятия. Это событийный туризм. Почему эта цифра выросла в этом году?
— В этом году у нас впервые скачок в событийном туризме. Ключевых брендовых мероприятий в Коми несколько. Это и «Усть-Цилемская горка», и ижемский праздник «Луд», фестиваль «Люди леса». Все деловые мероприятия. Например, экофорум «Ёж». В этом году в Сыктывкаре был Кубок мира мастеров по лыжным гонкам [чемпионат мира среди ветеранов], в Воркуте — спартакиада народов Севера «Заполярные игры». Запущен в этом году Water Arctic Fest в Воркуте, а также фестиваль по сноукайтингу.
— В следующем году Кубка мира мастеров в Сыктывкаре не будет. Сохраниятся ли цифры по событийному туризму?
— Судя по активности бизнеса и формированию новых событийных мероприятий, мы будем примерно на этом уровне.
— Прокомментируйте реплику, прозвучавшую на заседании по поводу плато Маньпупунер. Оно у нас есть, но там ничего нет.
— Оно у нас есть, и там у нас все есть. Природный туризм, включая экотуризм, занимает в Коми в общей доле около 30–34%. Наравне с событийным. По поводу Маньпупунер. Плато находится на территории федерального объекта — Печоро-Илычского заповедника. Это даже не национальный парк. Природоохранное законодательство строже. Там практически ничего нельзя делать. Но тем не менее на основе ежегодного экологического мониторинга заповедник разрешает присутствие туристов. Если мне не изменяет память, это около 100 туристов в год. Это те, кто зарегистрирован, получает официальное разрешение на посещение плато. В Троицко-Печорском районе только один бизнесмен водит туда туристов, и делает это давно. Он следит за тем, чтобы маршрут был в качественном состоянии. Более того, предприниматель из Пермского края реализует до конца года совместно с заповедником инвестиционный проект — это строительство вертолетной площадки на плато, что облегчит доставку туда туристов.
— Это случится в этом году?
— Да. Вертолетная площадка готова на 92%.
— Квоту в 100 человек в год можно увеличить?
— Квота каждый раз зависит от итогов экологического мониторинга. Если положение ухудшится, то и квота уменьшится, а если станет лучше, то увеличится.
...что даст возможность повысить комфортность посещения одного из семи «чудес России».
Вы в курсе сколько это все стоит? У нас безумно дорогой туризм. Недоступный практически.
Бедный Мальпупунер!!!!
Ясно дело, не для простых смертных строится вертолетная площадка...
не простых, но всё же смертных. Я начинаю склоняться к большой полезности этой данности.
Похоже , я не справился.
Надеюсь, участники "распаковки" заповедного участка для "комфортного" посещения будут довольны следом, оставленным ими на планете.
Будет что рассказать туристам. "Вот смотрите, это плато просуществовало в неизменном виде тысячи лет, но мы ж человеки - цари природы, теперь посетить плато - как в туалет сходить"
И табличку памятную на Шамане привинтить чтоб потомки чтили (ну там где кафешка с пивом холодным будет).
Фамилии? Первое что приходит в голову - Степаницкий, Попов, Кудрявцева, Мосин, ....
Кстати, мониторинг был и в этом году. Уже можно было сослаться на результаты
Наверное, я что-то недопоняла. Если лимит на туристов - 100-200 в год, то для чего тогда строить вертолетную площадку?
Или в эти "100-200" не входят туристы, прилетающие на вертолете?
не ищите логику, где её нет