Петрозаводский городской суд рассмотрел жалобу организации «Nouri Karjala» («Молодая Карелия») о признании неправомочными действия Министерства юстиции Карелии, в результате которых организация была принудительно внесена в список НКО, выполняющих функцию иностранного агента. Основным аргументом истцов стал факт проведения проверки на основании, по их мнению, анонимного сообщения, полученного Минюстом по электронной почте и подписанного, вопреки требованиям закона, лишь фамилией отправителя и первой буквой его имени (закон требует полную расшифровку ФИО).
Помимо процедурных моментов, член правления организации Алексей Цыкарев оспаривал и выводы Минюста о том, что деятельность организации носит политический характер. В своем выступлении общественник отметил, что «Нуори Карьяла» всегда старалась следовать в фарватере политики, проводимой карельскими властями (об этом свидетельствуют и многочисленные гранты, полученные организацией от региональных министерств), и никогда не пыталась влиять на политику, работая на «выходе» из политической системы, способствуя тем самым реализации политики в отношении коренных народов.
Более того, после принятия закона об «иностранных агентах» организация принципиально отказалась от иностранного финансирования, и единственный грант, попавший под определение «иностранного финансирования», был получен «Нуори Карьяла» от Организации объединенных наций, членом и спонсором которой является Россия. Таким образом, по словам Алексей Цыкарева, организация всего лишь «возвращала в Россию ее же деньги».
Аргументы истцов, однако, не убедили суд: в удовлетворении иска им было отказано в полном объеме. Обоснования судьи Натальи Тарабриной станут известны через пять дней после получения организацией полного текста решения суда. По словам истцов, содержание решения суда не повлияет существенно на их дальнейшие действия. Они намерены оспаривать его в Верховном суде Карелии.
Алексей Цыкарев, член правления организации «Молодая Карелия»:
«Мы должны с коллегами посоветоваться, как лучше поступить в данной ситуации. Для себя мы приняли такое решение: в течение года получить определенность в отношении статуса нашей организации. От этого зависит, будем ли мы существовать дальше как это юридическое лицо или закрывать организацию. Нести издержки статуса «иностранного агента», а вместе с ним и дополнительную организационную и финансовую нагрузку мы не готовы. А пока план такой: пройти две инстанции — городской и верховный суды, там посмотрим. Исходя из практики, шанс у нас небольшой, но он все-таки есть».
Максим Оленичев, юрист, «Клуб юристов третьего сектора»:
«Решение было частично ожидаемым, поскольку по аналогичным случаям еще мало кому удалось полностью оспорить действия Минюста. Из положительных моментов могу отметить то, что Петрозаводский суд вообще принял к рассмотрению это дело, у нас по этому поводу были сомнения. В целом это решение полностью вписывается в общую кампанию давления на некоммерческие организации в России. Сам закон об иностранных агентах довольно расплывчатый, как и практика его применения. Основная его цель — задавить активные, независимые организации. Все это вписывается в общую канву закрытия России от остального мира. Поскольку у нас возводятся новые границы, некоммерческие организации давятся, чтобы гражданское общество никак себя не проявляло. Но активные граждане должны себя проявлять, ведь только активные граждане могут изменить эту ситуацию. Поэтому мы и советуем организации «Нуори Карьяла» не отказываться от дальнейшей борьбы за снятие статуса «иностранного агента».
Плохо.
Надо биться дальше, идти в ЕСПЧ