Уличные пикеты в защиту жертв пыток проводятся ежегодно 26 июня. Этот день провозглашен 18 лет назад Организацией Объединенных Наций Международным днем в поддержку жертв пыток.
О том, что проведение такой акции в Йошкар-Оле не случайно, свидетельствовали плакаты, которые держали участники пикета, организованного представительством «Комитета против пыток» в Марий Эл. На них были изображены те из жителей республики, кто в разные годы подвергся противоправному воздействию, насилию со стороны сотрудников правоохранительных органов: Иван Козлов, Вячеслав Тимошенко, Дмитрий Ефремов. Их статус жертв пыток установлен судами, представители правоохранительных органов, превышавшие свои должностные полномочия к этим людям, наказаны. Хотя не всегда, как в случае с Дмитрием Ефремовым. Процесс установления справедливости в случае защиты жертв пыток, в которых обвиняются сотрудники правоохранительных органов, длится годами.
Среди участников пикета находился Анатолий Ядыков. Буквально на днях, после восьми месяцев следственных действий, в течение которых четырежды выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту смерти его сына Максима после экзаменационного боя при поступлении в республиканский ОМОН, дело было все же возбуждено.
Участники пикета раздавали прохожим на Центральной площади Йошкар-Олы буклеты, рассказывающие на конкретных примерах о том, что и в Марий Эл есть жертвы пыток.
Как относятся к этому событию представители полиции, следившие за порядком во время акции? Один из них, на условиях анонимности, сообщил сначала корреспонденту «7х7» о том, что никаких жертв пыток в республике нет — современная полиция корректна и занимается охраной порядка, а не совершением преступлений. Ознакомившись же с содержанием буклета, которые ему вручила одна из участниц пикета, согласился, что отдельные случаи могут иметь место. «Такие поступки, как выбивание показаний, запугивание, могут совершать какие-нибудь молодые ребята, приехавшие из районов. У них бравада, возникает, наверное, и чувство вседозволенности. Это неправильно», — сообщил он, согласившись, что действия пикетчиков — не пустая трата времени: «Они предупреждают, говорят о том, что может случиться и что этого не нужно допустить». С полицейским заочно не согласилась одна из проходивших по площади под конец пикета жительниц Йошкар-Олы. По ее мнению, призывы в защиту жертв пыток в настоящее время могут исходить лишь от представителей «пятой колонны». О чем она и прокричала в сторону пикетчиков. Это событие никак не отразилось на общем результате — пикет в Йошкар-Оле прошел спокойно, достойно и без эксцессов.
03.07.2014 г. мной был опубликован на данном сайте пост «Представительство МРОО Комитет против пыток в РМЭ расширяет поле своей деятельности», где, в частности, было указано следующее:
«Первым видеоинтерью, которое в 10 часов 15 минут 26.06.2014 г. дал на площади имени В.И. Ленина руководитель представительства МРОО Комитет против пыток в Республике Марий Эл Дмитрий Яликов в ходе разрешённого властью пикета, был его ответ на вопрос о том, рассматривает ли данная правозащитная организация установление гражданам заказных, заведомо ложных психических диагнозов, как одну из наиболее изощрённых форм пыток? Как сказал в своём интервью Дмитрий Яликов, «В практике Комитета против пыток таких дел не было, но если это будет расценено, как нарушение статьи третьей Европейской Конвенции, то есть, запрет пыток, то почему бы и нет? Как раз согласно уставной деятельности организации мы занимаемся такими делами, где есть нарушения статьи третьей Европейской Конвенции. То есть, в принципе, теоретически это возможно».
Это (в процитированной части) – на словах и на публику.
А по факту при моих последующих посещениях МРОО «Комитет против пыток в Республике Марий Эл» господин Д. Яликов не нашёл оснований для какого-либо эффективного реагирования (как я предполагаю – элементарно «трухнул»).
Так что, по Станиславскому, «не верю».
На публике и на словах – одно, а в тиши кабинета – противоположное.
И никакие "достижения" меня не переубедят, если эту теоретически правозащитную организацию ни капли не волнует "награждение" социально активных граждан, по сути, их же коллег-правозащитников тяжелейшими заказными, заведомо ложными психдиагнозами.