В Коми не проводится масштабное лесоустройство: на это нет денег. Арендуя участок лесного фонда для лесозаготовок, инвестор зачастую покупает «кота в мешке», не зная, какие деревья на нем растут. Об этом шла речь на круглом столе регионального штаба ОНФ в Коми, участники которого попытались найти пути, как решить проблему лесоустройства республики. За два часа дискуссии прийти к единому мнению не удалось, и эксперты разошлись думать дальше над предложениями.
В регионе 32 лесничества, лесоустройство в которых, в среднем, проводилось 17 лет назад. В последний раз федералы, которым принадлежит лесной фонд, выделяли республике на эти цели 60 миллионов рублей на два года.
Сейчас лесоустройство ведется в Летском лесничестве, в 2016 году планируют начать его в Сторожевском и Усть-Куломском.
По словам замруководителя Комитета лесов Коми Олега Токарева, на лесоустройство оптимально необходимо не менее ста миллионов в год, но таких средств нет. О прогнозах, сколько в дальнейшем будет выделяться средств, на встрече не говорили.
Большинство экспертов предложили внести поправки в Лесной кодекс – проводить лесоустройство раз в 10 лет.
На это возразил Сыктывкарский природоохранный прокурор Юрий Гудков.
- Сами лесники потом скажут, что из-за нехватки денег надо отложить эти работы. 32 лесничества в республике, а через 15 лет только снова дойдет очередь на лесоустройство, закрытый лес будет, - высказал мнение он. Положение о десятилетнем сроке лесоустройства есть в приказах Рослесхоза. Поэтому такое изменение в Лесной кодекс — это будет мертворожденная статья.
В свою очередь, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Роман Полшведкин считает, что решить проблему можно и инвентаризацией леса. В Коми 80% фонда уже отданы арендаторам, поэтому можно посмотреть, как они его используют.
- Сельским поселениям, в которых нет леса, еще повезло! – заявила замруководителя администрации Сыктывдинского района Наталья Долингер. – Для тех, где он есть – это целое бедствие, потому что средств в бюджете на лесоустройство нет.
Суды удовлетворили уже 150 исков в отношении сельских поселений, где такие работы не проводятся.
- Сельские поселения хитрят, - добавил прокурор Юрий Гудков. – Они проводят границы только по населенному пункту, а леса «отбрасывают» муниципальному району.
После двухчасовой дискуссии, нужны или нет поправки в федеральный закон и какие способы решить проблему могут быть еще, единого мнения не возникло. Поэтому модератор круглого стола Павел Поташов предложил собравшимся подумать еще раз над предложениями и прислать их в региональный штаб ОНФ в концу недели.