Так, за 2014 год республика потеряла 1 348 человек (родились 7 918 человек, умерло 9 266 человек). А в 2015 году сокращение населения ускорилось: за пять месяцев этого года в Карелии ушли из жизни 4 135 человек, родилось лишь 3 011. Таким образом, за неполные полгода потери составили 1 124 человека — то есть почти столько же, сколько за весь предыдущий год.
А некоторые «эпизоды» статистики регистрационных органов (Управление ЗАГС) и вовсе могут повергнуть в шок: в мае 2015 года впервые за многие годы (а может, и за всю историю сбора статистических данных) смертность превысила рождаемость в городе Костомукша. Костомукша — самый молодой город Карелии, появившийся на карте страны только в конце 1970-х годов. Средний возраст населения города — 34 года, это значительно ниже средних 40 лет по региону, потому что переселялись туда три десятилетия назад в основном молодые специалисты — для работы на построенном финнами горно-обогатительном комбинате. Понятно, что один месяц — не приговор, тем более что за те же пять месяцев ситуация с разницей рождений и смертей в городе вполне приличная (164 рождения против 104 смертей), хоть и не настолько оптимистичная, как в прошлом году (тогда соотношение было более показательным: 160 против 80). Но не симптом ли это? Ведь «тревожный звоночек» звенит в самых неожиданных местах. К таковым можно отнести и город Петрозаводск, где в мае 2015 года число умерших значительно превысило число родившихся (326 против 300), да и за пять месяцев этого года естественный прирост населения составил всего 14 (!) человек — на 1 577 родившихся пришлось 1 563 умерших. За пять месяцев прошлого года прирост составил 216 человек. Рожать стали реже, умирать — чаще. Почему?
Ответить на этот вопрос должны, конечно, специалисты. Но некоторые причины назвать можно.
Умирать стали больше, потому что система здравоохранения разрушена и процесс руинирования продолжается. Похоже, приоритетный национальный проект «Здоровье» провалился, во всяком случае в отдельно взятой Карелии. В небольших поселениях закрываются фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) и аптечные пункты. Где-то пытаются организовать обслуживание в передвижных амбулаториях, а где-то и вовсе — лечить по скайпу. Но это вряд ли будет способствовать снижению смертности, ведь в тяжелых случаях судьбу человека решают часы и минуты, и вовсе не виртуальная, а реальная врачебная помощь.
Рожать же стали меньше, как представляется, по нескольким причинам. На поверхности — общее снижение качества жизни, падение доходов населения, сложности с приобретением жилья и общая неуверенность в будущем, связанная с серьезным ухудшением общей экономической ситуации в стране (в связи с падением цены на нефть и внешнеполитическими ошибками высшего политического менеджмента).
Но есть и еще две, на первый взгляд незаметные, детали. Во-первых, молодые карельские женщины вообще не сильно стремятся рожать детей. В карельских семьях уменьшается количество первых детей и увеличивается количество семей, в которых рождаются вторые и третьи и последующие дети. Так, в прошлом году первый ребенок родился в 3 447 семьях, второй — в 3 252 семьях (для сравнения: третий — в 898 семьях, четвертый и последующие — в 321 семье). Очевидно, возможность получения материнского капитала за рождение второго ребенка как-то мотивирует родителей, но закон о материнском капитале рассчитан только до конца 2016 года, а продлят ли программу, вопрос нерешенный.
Во-вторых, в лучшем репродуктивном возрасте сегодня находится поколение начала 1990-х годов, на которые пришелся серьезный демографический кризис. В конце 1991 года смертность в России впервые превысила рождаемость, и она (рождаемость) продолжала снижаться еще несколько лет. Из этой «демографической ямы» Россия пыталась выбраться много лет. И вот, когда вроде бы два года подряд население страны начало расти естественным путем, снова наметился спад. Вероятно, он будет затяжным. Поколению начала 1990-х объективно не вытянуть рождаемость до необходимого уровня.
Выход из этой непростой ситуации наверняка есть, и кроется он, без сомнения, в предельном внимании и адекватном финансировании системы здравоохранения со стороны государства. Что толку бесконечно увеличивать военные расходы, если в будущем некого будет защищать? Разве что охранять спокойствие сибирских арендаторов-китайцев…
Подчеркнем еще, что Карелия — приграничный регион с самой протяженной границей с Европой. Так что, пользуясь нынешним политическим сленгом российской элиты, вымирание приграничной Карелии — это угроза национальной безопасности страны, на которую надо реагировать адекватно и оперативно.
***
В качестве иллюстрации к этой статье приводим сравнительную статистику динамики рождаемости на территории Баренц-региона.
Судя по мнениям и сообщениям из многих регионов России. Это повсеместно. Китай сильно кланяется в ножки Кремлежуликам
Все написано в Писании! Смерть сатане антихристу! Господь уничтожит все потомство шлюх и лизбиянок рожавших на "материнский капитал". это дети баб. А. есть дети Отца Бога! -Вот останется 2-3 христианина от Отца и хорошо!