В приграничном норвежском городе Киркенес, который находится в трех часах езды от Мурманска, резко упали доходы от торговли. Как на еду, так и на промышленные и бытовые товары. Поток туристов сократился из-за подскочившего курса евро, а товарооборот — из-за новых «санкционных» ограничений. По итогам первых двух месяцев года норвежские бизнесмены остались в убытке.
От пункта пропуска Борисоглебск 230 километров до заполярной столицы Мурманска и 20 — до промышленного норвежского городка Киркенес. Ежедневно здесь таможенный контроль проходит несколько сотен человек. Это путешественники, предприниматели, работники предприятий, в большинстве своем жители приграничного района, въезд в соседнюю страну для которых безвизовый — по спецудостоверениям. Еще несколько месяцев назад пересечение границы занимало около часа, сейчас и «зеленый», и «красный» коридоры — свободны.
— В январе-феврале этого года отмечено значительное снижение пассажиропотока —примерно на 30%, а грузопотока на — 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — прокомментировала заместитель начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Борисоглебск Ольга Свечникова.
Зимой в торговле традиционно сезон мандаринов и мороженого. В прошлом году через границу товары возили тоннами. Но после введения санкций пункт пропуска пуст. Теперь не полторы тысячи человек в день, а тысяча или семьсот.
Киркенес живет за счет рыбофабрики, горной промышленности и туризма. Два года назад здесь построили еще один завод по рыбопереработке, работы было много. С Россией сотрудничали активно и выгодно: почти всю «добычу» моряки сдавали здесь. Но сегодня суда в Киркенескую бухту попросту не заходят. Недавно принятых сотрудников на предприятия придется сократить. Кризисные времена настали даже для владельцев магазинов.
— Россияне теперь покупают только самые дешевые товары. Размер среднего чека упал в три раза. Например, раньше покупали в среднем на 700–1000 крон, а теперь все дотягивают до трехсот, чтобы получить скидку ТаксФри и все, — заметил главный кассир продуктового супермаркета.
Ольга Гречаная из российского поселка Никель тоже заметила, что соотечественники ездить на шопинг стали реже.
— Раньше мы никогда не ездили в субботу, потому что было уж очень много народа, а сейчас поехали, люди есть, но не так много, как раньше. В очередях не стоим, — добавила Ольга.
Женщина призналась, что продолжает покупать зарубежные товары, хоть они и подорожали, так как считает их более качественными. Поскольку россияне брали товары практически оптом, то в некоторых магазинах встречались объявления об ограниченной продаже, например, подгузников: «Только 8 пачек в одни руки».
Директор магазина домашнего текстиля и декора Ольга Бермут констатировала, что она с коллегами старается вернуть туристов, предлагая им скидки себе в ущерб, так как иного выхода нет: две недели назад выручка упала до нескольких тысяч крон!
Тем временем в Киркенесе строится новый гипермаркет. Амбициозный проект начали еще до введения санкций. Что с ним делать сегодня, никто не знает. Сокращение производства, упадок в торговле и туризме — все это возвращает небольшой приграничный Киркенес в былую депрессию, во времена, когда контакты с Россией еще только развивались.
Не надо было санкции вводить против России! Сами виноваты.
ёжкин кот, причём тут санкции (кроме рыбы, ессно)? импорт памперсов запрещён? дело в падении рубля и всё!
тупо редактор тиснул статейку
типо приграничная торговля пала из за санкций
а подумать головой
могет? падение доходов населения рашки?
чему свидетельство развала тур. отрасли рашки?
Производители лосося в Норвегии увеличили прибыль вопреки эмбарго России
Подробнее на РБК:
http://top.rbc.ru/business/27/02/2015/54edc06c9a7947744f7862b8
Adidas в 2015 году закроет 200 магазинов в России
Подробнее на РБК:
http://top.rbc.ru/business/05/03/2015/54f83a019a7947363eb74eb1
http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201502242122-lvly.htm
В Ольштыне закрываются магазины из-за сокращения покупателей из Калининграда.