Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Председатель кировского регионального отделения «Комитета солдатских матерей России» Елена Санникова: «Учить откосить от армии — это не наше занятие»

Председатель кировского регионального отделения «Комитета солдатских матерей России» Елена Санникова: «Учить откосить от армии — это не наше занятие»

О «черных ночах» в частях, работе Шойгу и о том, почему не согласна с методами «Солдатских матерей Санкт-Петербурга»

Наталья Вольная
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В Кирове региональное отделение общероссийской общественной организации «Комитет солдатских матерей России» (КСМ) работает уже 22 года. Зачастую комитет называют организацией «родительского спокойствия». Елена Санникова, по образованию педагог-психолог, является председателем комитета один год. Под ее контролем находится самая закрытая сфера — армия. Она рассказала корреспонденту «7x7» о том, как устроена работа комитета, какие бывают трудности в работе и почему важно формировать положительное отношение к службе в армии у молодых людей.

 

Елена Санникова

 

— Расскажите, как вы стали председателем КСМ?

 

 Я пришла в комитет в 2010 году, когда моего сына призвали в армию. У нас возникли проблемы, для решения которых я обратилась к бывшему в то время председателю комитета Тамаре Братухиной, которая и помогла мне разрешить ситуацию. Нужно признать, что армия — институт закрытый. Родители часто считают, что к армии совсем готовиться не нужно, но сейчас я вижу, что родители наступают на мои грабли. Мои проблемы были не настолько серьезные (у сына было небольшое вымогательство), но я была не готова с ними столкнуться и отреагировала эмоционально: дошла до прокуратуры Новороссийска, но именно так удалось разрешить конфликт. Поэтому пока сын служил в армии, я участвовала в работе комитета, а потом втянулась. Теперь я уже знаю, как нужно работать с родителями. Нужно просто отпустить сына, армия не так страшна.

 

— Какие цели ставят перед собой сотрудники КСМ?

 

 Инициатором создания организации были мамы солдат. Комитет появился как раз в то время, когда закончилась Афганская война. Одним из организаторов стала Тамара Арсеньевна Братухина, которая являлась председателем комитета до 2011 года. Мы — не юристы, мы простые мамы солдат, правозащитники. У нас есть устав, по которому мы обязаны защищать жизнь, честь военнослужащих и оказывать помощь призывникам. В комитете наши обязанности разделены по направлениям. За призыв отвечает Тамара Братухина, за армию — я, а Людмила Сотова работает с военными частями, которые дислоцированы на территории нашей Кировской области. Деньгина Людмила Владимировна создала группу в интернете, она помогает сиротам со всей России.

 

 Что касается вашей специализации, сферы армии, она довольно закрыта. Какие возникают проблемы?

 

— Чаще всего в этой сфере я оказываю не консультативную помощь, а помогаю именно решать проблему. У родителей зачастую возникает страх перед армией, страх перед общением с командирами. Действительно, есть командиры, которые с родителями общаются достаточно грубо либо вообще не общаются. С нами же командиры общаются по-другому. Есть части, где служит много ребят-срочников (от 1500 до 3000), да и сама по себе бригада большая, там и проблем всегда больше. Есть другие части, в которых всего, например, 20 срочников, а остальные контрактники и офицеры: там ситуация легче. Еще многое зависит и от командира роты. При некоторых командирах наши парни достойно служат и приходят с грамотами и похвальными листами. С другими же — могут быть неуставные отношения.

 

 Много ли случаев проявления неуставных отношений в армии? 

 

 С приходом Шойгу стало меньше, но такие случаи имеют место быть, что таить… Самое главное, чтобы родители не боялись, им нужно страх перед армией перебороть, и тогда проблема решится. Одна мамочка позвонила мне летом со слезами и призналась, что в отношении ее сына офицер применяет неуставные отношения, а попросту говоря — бьет. Но звонить в часть она боялась. Обычно я работаю с разрешения родителей, но здесь я без ее разрешения позвонила. Тут же приняли меры. В итоге ее сына перевели в другое подразделение, где он сможет нести службу в человеческих условиях. Все вопросы решаемы. Родителям нужно понимать: либо ты боишься, и неизвестно, что с сыном будет, либо ты принимаешь меры.

 

 Каким образом вы решаете проблемы тех, кто к вам обращается?

 

 Так как под свой контроль я взяла сферу армии, а именно разрешение проблем, которые возникают в воинских частях, то в этой сфере нужно уметь грамотно взаимодействовать с командирами. В комитет звонят срочники, но чаще всего их родители, озвучивают проблему, и дальше я уже выхожу на заместителя командира по работе с личным составом в этой войсковой части. Рассказываю о проблеме, и ее решают. Бывает, иногда нас игнорируют, но тогда мы обращаемся в командование армии и округа, а когда ничего не можем сделать и оказывается вопиющий случай, то в СМИ.

 

 А какие были вопиющие случаи?

 

— Такой случай был у нас в 2011 году с нашим кировским солдатом. В Чебаркуле проходили учения «Центр-2011». Офицер, решив проучить военнослужащего, привязал его, мальчишку, за ноги к машине, и она поехала. Мама позвонила в 11 вечера нам, и к часу ночи проблема была решена. Надо понимать, что ситуация вопиющая, командиры всех подняли, этих ребят сразу вывезли в часть и убрали с этих учений. Кроме того, нужно понимать, что это были времена Анатолия Сердюкова, тогда армия была другая, и реакция на наши звонки была иной. Сейчас с приходом Сергея Шойгу  «неуставщины» стало меньше, и реакция стала другая. Есть даже чувство, что к «Комитету солдатских матерей» повернулись лицом, нам работать стало легче.

 

 Возникают ли у вас проблемы в ходе работы комитета? Возможно, игнорирование вас в вышестоящих органах как правозащитной организации.

 

— Два года назад была сложная ситуация, когда увезли 150 человек в Читинскую область. Там забрали телефоны у мальчишек, была «неуставщина», а старослужащие устраивали «черные ночи». Я месяц пробовала решить ситуацию, но поняла, что не могу ничего сделать. Тогда обратились к губернатору Кировской области. Он написал письмо командующему Восточного военного округа, к этому делу подключилась Общественная палата Кировской области, которая вышла на Общественную палату Забайкалья. Только тогда начались массовые проверки в этой военной части. И только тогда, кого нужно было, перевели в другие подразделения, и в итоге все из ребят достойно отслужили.

 

 Можно ли решать такие проблемы системно? Например, «Солдатские матери Санкт-Петербурга» активно работают с прокуратурой и пресекают нарушения с помощью нее.

 

 С работой питерского комитета я во многом не согласна. У меня другие подходы в работе. Его задача — наказать, как я считаю. По тому, сколько я слышала об их деятельности, они выступают за то, чтобы ребята не служили. Но если наша армия не может быть полностью укомплектована военнослужащими контрактной службы, значит, отслужить должен каждый молодой человек, это как в рекламе — «отдал долг и спи спокойно». А возникающие вопросы лучше  решать с командирами, чтобы мальчик как можно меньше пострадал. Военной прокуратуре для того, чтобы наказать, нужны доказательства, а факты неуставных отношений, как правило, происходят без свидетелей. Я, конечно, говорю ребятам, что можно обращаться в прокуратуру, но предлагаю и другие варианты.

 

 То есть вы видите выход в сотрудничестве? Вам помогают?

 

 Я хочу сказать, что у кого бы ни попросили помощи при решении проблем, нам никто не отказывает. Нам всегда идут навстречу: губернатор Кировской области, региональная Общественная палата, организация «Боевое братство», военная прокуратура, областное правительство и депутаты Государственной думы: Кирилл Черкасов, Олег Валенчук, Сергей Мамаев.

 

Если взять один из последних случаев: проблема случилась с грузом 200… У нас была ситуация: молодой человек погиб при исполнении воинской обязанности. Войсковая часть все документы направила письмом, но они не пришли. Мы обратились в военную прокуратуру, и нам оперативно прислали телеграмму. Военный комендант кировского гарнизона помог организовать оркестр, эскорт, мальчишка был похоронен со всеми военными почестями.

 

 Участвуют ли другие матери в работе комитета?

 

 Я приветствую такую форму работы, когда мамочки берут контроль над командой кировских ребят в одной из войсковых частей. Мама, чей ребенок ушел, едет в часть на присягу, берет список кировских ребят, а дальше идет к замполиту и говорит, что возьмет на себя контроль над этой командой. Она уже напрямую связывается с командиром и налаживает обратную связь. Самое главное, командиры знают, что парни не брошены и контролируются.

 

 Насколько население информировано о вашей деятельности и вообще о том, как проходит призыв и что нужно знать призывникам?

 

 Зачастую призывники и их родители не знают особенности прохождения медицинской комиссии, не знают, откуда взять информацию по призыву. Год назад Тамара Братухина вела личный прием призывников, на котором консультировали врачи, депутаты, юристы. Но народу приходило немного, и мы отказались от этой формы работы. Я думаю, что это инфантильность и нежелание знать. Это вообще русская черта: как заденет лично проблема, то сразу начинают беспокоиться. Конечно, есть такие родители, которые хотят получить информацию заранее, но их единицы.  

 

 Каким образом КСМ заявляет о своем существовании?

 

 В прошлом году мы проводили акцию «Поздравь солдата», в этом она также объявлена. Ее суть в том, чтобы мамы, кто хочет, чтобы их сыновей поздравили школьники, дают почтовые адреса. Акция имела успех. В школе были самые различные интересные случаи. Один мальчик, например, написал такое письмо: «Здравствуй, дорогой солдат. Я Ваня Сидоров, учусь в первом классе на 4 и 5, занимаюсь спортом. Дорогой солдат, а ты из базуки стрелял? Я когда вырасту, обязательно пойду в армию и буду стрелять из базуки. Дорогой солдат, если ты стрелял, напиши мне, а тебе понравилось?». Одной девочке пришло ответное письмо, и она целый день в школе ходила, как именинница. Некоторые мальчишки, которые отслужили, привозят письма школьников домой. Парням это дорого.

 

 Есть ли какая-либо особенность работы кировского КСМ от работы в других регионах?

 

 Сложно сказать качественнее или хуже у нас ведется работа. У каждого комитета свои приоритеты. Видимо, это зависит от области. Если взять Астраханскую область, например, когда у них был полигон по утилизации боеприпасов, естественно, там было очень много проблем, и вся их деятельность была направлена на этот полигон. Зависит от тех войсковых частей, которые есть на территории области, именно от этого комитет строит свою работу. Мы как раз стараемся заниматься работой по многим направлениям: призыв, армия, сотрудничество с войсковыми частями на территории Кировской области. Например, в Юрье каждый год проводим слет солдатских матерей. Это довольно интересный формат: матери едут в поля, пробуют еду в солдатской столовой, общаются с командирами сына. Матери уже не боятся общения с командирами, у них пропадает страх, и это дорогого стоит.

 

 Помогают ли вам волонтеры? Как вы занимаетесь просвещением?

 

 Мы не можем найти человека, кто бы занялся этой просветительской деятельностью. Конечно, в идеале это был бы юрист. Бывает, к нам приходят инициативные молодые люди, но когда с ними поговоришь — понимаешь, что он ставит перед собой цель не ходить в армию. Я никогда не буду работать с такими ребятами. Я считаю, что любой мужчина должен отслужить. Поэтому какой бы ни был грамотный специалист, но если он не служил — нам не по пути. Учить откосить от армии — это не наше занятие. Мы комитет, подчеркиваю, солдатских матерей. Поэтому делать ставки на молодежь сложно: одни рано начинают делать карьеру и им некогда заниматься общественной работой. А профессиональные общественники, не служившие в армии, нам не нужны. 

Материалы по теме
Мнение
14 сентября
Евгений Гаврилов
Евгений Гаврилов
Бескультурье с культурным слоем: человеческие кости, фундаменты, история идут лесом
Мнение
21 ноября
Владимир Жилкин
Владимир Жилкин
Как можно в здравом уме рождать подобные инициативы
Комментарии (27)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.

Уважаемая Елена, а где в названии правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга" Вы обнаружили слово "комитет"?


"Я, конечно, говорю ребятам, что можно обращаться в прокуратуру, но предлагаю и другие варианты."

Вот представьте - Вас избил хулиган на улице. Вы пойдете в полицию или будете "искать другие варианты"? Или наказывать виновных не нужно? Тогда зачем вообще существует Уголовный кодекс?
Зря Вы так. Преступники, избегающие наказание, лишь порождают новую преступность.

"он ставит перед собой цель не ходить в армию. Я никогда не буду работать с такими ребятами. Я считаю, что любой мужчина должен отслужить."
А если парень имеет убеждения совести или религиозные взгляды, не позволяющие ему проходить военную службу? Не будете работать с ним?

Зиля Башкирия
19 янв 2016 22:41

Саша, я может проста... Мне именно помогла Елена Петровна с своими советами.. когда случился инцидент с моим сыном,во время службы.Мой сын хотел дослужить и с честью дослужил..Хотя я могла и сын мой мог написать в Военную прокуратуру и наказать тех ребят группой...ещё позорить часть,наказание командиров.. Окажись мой сын на ихнем месте: я поняла у них тоже есть ведь родители,за детей переживают:уметь надо понять и простить.. Зато мой сын с помощью Елены Петровны был переведен в другую часть и с отличной характеристикой и даже с рекомендацией отслужил..Я горжусь....Через что только мы прошли с сыном Вам во сне даже не приснилось...Слава Богу мы долг Родине отдали.. готовятся двое сыновей... Надеюсь с честью пройдем.. пока Елена Петровна будет работать в комитете....со спокойной душой чувствуя поддержку и плечо комитетчиков г.Кирова.

21 дек 2014 23:51

Елена! Читаю описание случая на учениях 2011 г с привязанным к машине парнем и Ваша фраза: "к часу ночи проблема была решена" Что это значит? Отвязали к часу ночи? А добиться увольнения этого офицера? А хотя бы попытаться добиться возбуждения уголовного дела? Или этот офицер будет продолжать служить??? В чем заключалось решение проблемы?

21 дек 2014 23:53

Письма от школьников солдату - умилительно, конечно, как карамелька слащавенько.

21 дек 2014 23:56

Никак не разделяю Вашего умиления по- поводу детского письма и мечты " стрелять из базуки"... хотя, в общем и эта кампания с письмами с этой целью и затеяна. Письмо безымянному солдату и готовность стать одним из них.
А по мне так не письма эти надо организовывать, а вводить в стране закон о запрете военной службы среди несовершеннолетних! И менять в соответственно остальные нормы закона.

Захваткин Дмитрий
24 дек 2014 01:53

Девочки -девственница.
Назовите хотя-бы одного солдата- срочника- несовершеннолетнего?
сам бы военкома, призвавшего такого на службу , на кол посадил.

22 дек 2014 00:08

А вот в Кирове, в больнице в операционном отделении проходит альтернативную гражданскую службу Андрей Вахрушев. https://vk.com/lokofan55 Ему удалось со второго захода доиться реализации своего права. Он молодец. Самостоятельно судился с военкоматом, проиграл, снова подал заявление. Добился своего. И мне интересны именно такие ребята, которые принципально против военной службы. И группа наша https://vk.com/ags_sm нацелена именно на поддержку таких парней.

Захваткин Дмитрий.
24 дек 2014 02:00

Для нормальной женщины(самки) всегда желанен мужчина(самец)- защитник. Это закон природы.
Военные Вас защищают от насилия над Вами
Почему тогда Вы против военной службы..

Влада Эмет
22 дек 2014 15:33

Отправлять больных в армию тоже не дело. Защита должна быть защитой.

Захваткин Дмитрийё
24 дек 2014 02:03

направлять больных в армию-преступление. Назовите факт! Посажу гада

Правдоискатель
28 дек 2014 11:05

Михаил Плюснин писал в Москве призвали аспиранта Чарушина Андрея 13 декабря незаконно .Посади виноватого-родители скажут спасибо.

галя толстоброва
25 дек 2014 21:48

Кому-то хватит мальчика с "уткою" в руках,
А я хочу солдата с оружьем ,в сапогах.
А если злые вороги пойдут на нас войной
Горшком,ночными вазами их закидает твой?
А мой с оружьем встанет за РОДИНУ горой
Я буду им гордиться- любимый мой-ГЕРОЙ!!!!!!!!!!!!!!

Влада Эмет
27 дек 2014 17:57

галя толстоброва 19:48, 25 декабря

Не все готовы взять в руки оружие. И утка в их руках - тоже неплохо.

26 дек 2014 03:28

Елена Попова мечтает о массовом отказе всех молодых людей от службы в Российской Армии и хочет, чтобы они проходили альтернативную службу с горшками и швабрами в руках. С трудом представляется такой кошмар: солдаты с горшками и швабрами защищают нашу Родину от врагов. Слава Господу, что большая и лучшая часть нашего народа патриоты. Во веки мужскими считались вещами кольчуга, седло и копьё. Мужским достоянием были мужская отвага и честь. Ну и конечно, далее по тексту известной песни: МУЖЧИНЫ, МУЖЧИНЫ, МУЖЧИНЫ к барьеру вели подлецов. Так вот, хочется спросить уважаемую Елену Попову- кто защитит Россию в лихие времена, или Вас, уважаемая, от бандитов или террористов? Ваши альтернативщики? Ратному делу надо учиться не с утками в руках. И, право, не стоит выпячивать свою духовную ущербность. Русичи народ-победитель! А Вы, Елена призываете сыновей великого народа к духовной ущербности и слабости.

Алиса
26 дек 2014 22:28

Кого Вы называете врагами??? Вообще-то, это сложное дело - уметь отличить друзей от врагов. Если Вы умеете, научИте!

27 дек 2014 16:32

"Во веки" военная служба была уделом меньшинства, профессионалов, которые всю жизнь посвящали службе и совершенствованию ратных умений.

Дружина в Древней Руси, Крестоносцы, войска дворян или феодалов - это ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ военные, которые за свою службу получали почести, славу и вознаграждения. Различные народные ополчения собирались в редких случаях.

Массовые армии появились совсем недавно, и сохранились в России как атавизм тоталитарного прошлого. Всеобщая призывная армия вредна для России и не может решать актуальных военных задач.

Долой призывное рабство, в общем :)

27 дек 2014 16:21

Все, кто желает как-то унизить, ослабить, а затем раздробить и уничтожить Россию, и есть враги нашей великой Родины и Российского народа. В данный отрезок времени это объединенная европа во главе с сша. И мне не хочется думать что Елена Попова и иже с нею сознательно проповедуют массовый отказ от "рабской," по её словам, службы в Российской Армии. Всё-таки, я думаю что эти противники армейской службы, провозглашают свои призывы по недомыслию, духовной близорукости и гражданской безответственности. Если они это делают сознательно, то кто они по своей сути, вывод напрашивается определенный. Эти люди хотят, чтобы Россия была слабой. А значит они для Родины, мягко сказать, недоброжелатели или предатели, как вам угодно.

27 дек 2014 19:02

Для России вредны социальная незрелость некоторых, немногих к слову сказать, представителей молодого поколения. Никто и не принуждает к пожизненной армейской службе. Но пройти азы военной подготовки, научиться, хотя бы, командной работе, обязанность каждого мужчины, если он настоящий мужчина, а не недоразумение в штанах. В России и сейчас есть профессиональные войсковые части на контрактной основе.
Я поставлю опять на Россию!
Всё поставлю, чем только богат!
Не хочу, чтоб подошвы чужие
Нас топтали, как малых щенят.
Пусть меня разрывают на части,
Топят, вешают, жгут на костре,
Я погибнуть за Родину счастлив,
Стыдно мне хорониться в норе!
Я все беды, все пытки осилю!
И растоптанный, встану опять!
Я поставлю на нашу Россию!
Пусть попробуют мне помешать!

К сожалению мне неизвестен автор этих строк, но пока в России есть такие мужики, женщины могут спокойно рожать и воспитывать детей. Великие первопроходцы, испытатели, конструкторы, солдаты-герои были и есть настоящие мужики-защитники.

27 дек 2014 19:10

Надежда, открою вам страшную государственную тайну: Путин не служил в армии, и министр обороны Шойгу тоже в армии не служил.

Скажите, пожалуйста, они он настоящие мужчины, или не недоразумения в штанах?

27 дек 2014 19:12

А вот убеждения таких ребят, как Павел Андреев не внушают уверенности. В трудную минуту они могут смалодушничать, так как не научены терпению. В минуты преодоления неудобств, усталости, страха, возможно, жажды, холода или жары терпение играет главную роль. Если они боятся даже всего один год прослужить в армии, их можно только пожалеть.

Лена Садакова
27 дек 2014 20:52

Если КАЖДЫЙ ,кто НЕ служил достигнут статуса и положения Шойгу или Путина да хотя .бы положения чиновника уровня области ,я буду голосовать за отказ от службы в армии. Но ,к сожалению ,эти люди в жизни ничего из себя не представляют. Они только и могут, рассуждать под статьями о правах. А на защиту призывников встают если точно понимают,что их не призовут ,а потом кричат о своей " победе". Да еще денег возьмут ,объясняя тем ,что каждый труд должен оплачиваться.

галя толстоброва
28 дек 2014 11:17

Если каждый, кто не служил сделают для России столько ,сколько Путин и Шойгу. Будут так биться за величие русского народа,я первая сниму перед ними шапку. Но увы и ахх.

Эльза
30 дек 2014 02:33

...с этого места подробнее:что Путин сделал? что-что? как он в президенты попал, напомните? ах, да, его кто-то назначил "преемником". Заслуги,блин... О "мужиках-защитниках"-идите с подружками порассуждайте за рюмкой чая. Речь идёт о правах гражданина. Но вам это понятие абсолютно незнакомо. Надеюсь, вы,тётеньки, не представляете здесь комитет солдатских матерей? а то всё совсем грустно....

Галя Толстоброва
31 дек 2014 01:03

Не прЕемниом,а прИемником ,выучи РУССКИЙ язык . А кто куда и как попал- это вопрос второй. Я говорила ЧТО СДЕЛАЛ. А права граждан защищает конституция,где сказано,что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации( ст 59)

Эльза
31 дек 2014 11:38

Дорогая Галя, русский язык необходимо подучить вам: преемник — лицо, получившее или приобретшее от кого-либо в порядке преемственности какие-либо права, общественное положение или обязанности для продолжения чего-либо. А приёмник-это то,что транслирует разные звуки,например. Вам виднее,конечно.
В этой же статье конституции есть п.3 Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
И раз уж он там есть, оставьте при себе свои размышления чего там достойны те,кто не служил или служить не хочет.
Что сделали перечисленные вами чиновники хорошего для России -я не вижу, тем более, в нынешней ситуации.
И искренне надеюсь, что вы не имеете отношения к комитету солдатских матерей.

Елена Пендюрина
18 янв 2017 18:55

огромная благодарность Елене Петровне за большую проделанную работу о переводе сына в другую воинскую часть спасибо за понимание терпение Вы нам очень помогли Всего Вам доброго побольше бы таких понимающих людей Дай Бог Вам всего доброго

семья Пахмутовых
3 мар 2018 11:13

Огромная благодарность Елене Петровне за огромное участие в судьбе нашего сына Дмитрия. Мы даже не представляем, что бы мы без вашей помощи делали...Дай Вам Бог Здоровья и долгих лет жизни...Спасибо Вам...

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
АрмияИнтервьюКировская областьОбщество