Министерство природных ресурсов и окружающей среды Коми поддержало рекомендации «Гринпис России» и «Комитета спасения Печоры» по борьбе с нефтяными разливами. Однако не все 17, которые изначально предлагали экологи и общественники, а «только самые проработанные». В ближайшем будущем их обсудят депутаты Госсовета региона, после чего они будут переданы в Госдуму России в виде законопроектов. Об этом по итогам круглого стола в Усинске, который состоялся вчера, заявил заместитель министра природных ресурсов и окружающий среды РК Роман Полшведкин. Во время него стали известны некоторые интересные детали. Например, то, что рядовые сотрудники «ЛУКОЙЛ-Коми» иногда предпочитают не сообщать о нефтеразливах руководству компании из-за страха быть уволенными. Кроме того, чиновники признались, что не всегда оперативно реагировали на информацию о загрязнении почвы и рек.
Круглый стол в Усинске стал одним из самых важных пунктов проекта Гринпис «Нефтяной патруль». Уже более полутора недель активисты и волонтеры организации ищут и ликвидируют нефтеразливы недалеко от города. Однако, по их же словам, «уборка» — это лишь повод поговорить о борьбе с загрязнением окружающей среды. Именно поэтому «Гринпис России» и «Комитет спасения Печоры» предложили на круглом столе обсудить с чиновниками, представителями отрасли и общественниками пробелы в законодательстве, благодаря которым добывающие компании продолжают «лить нефть» на чистую землю.
Первым на круглом столе выступил руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров. Он рассказал о 17 рекомендациях экспертов по борьбе с нефтеразливами, которые вошли в доклад общественной организации. Подробно о нем Чупров рассказал неделю назад в интервью «7x7».
Все поправки поделены на пять блоков, которые касаются предотвращения разливов (стимулирование компаний заменять изношенные трубы), информирования о ЧП надзорных органов, фиксации разлива (установление площади, объема пролитой жидкости и другое), подсчета ущерба, а также компенсации и рекультивации.
Заместитель министра природных ресурсов и окружающей среды Коми Роман Полшведкин в своем выступлении подчеркнул, что нефтяные компании «утаивают реальное положение дел». Кроме того, в Ухтинском и Сосногорском районах борьба с последствиями нефтеразливов ведется не так хорошо, как в Усинском районе.
— Порывы и объемы занижаются, а устранение последствий затягивается. Это наглядно подтвердила проверка, проведенная межведомственной комиссией [прошла в том числе в Ухтинском и Сосногорском районах]... Информация о разливах не была доведена до надзорных органов. И самим предприятием не было принято никаких мер к устранению этих разливов. Удивляет подход. Если в Усинском районе «ЛУКОЙЛ-Коми» знает и умеет реагировать, то почему в Ухтинском районе этого не происходит. Как будто на другой планете живет Ухта, — отметил Роман Полшведкин.
По официальной информации, уже в этом году в республике произошло 15 инцидентов при добыче нефти. В окружающую среду попало почти 17 тыс. кубометров нефтесодержашей жидкости, а площадь загрязнения превысила 65 тыс. квадратных метров. Такой большой объем в основном связан с крупным пожаром в резервуарном парке «ЛУКОЙЛ-Коми» в конце мая.
Именно поэтому Роман Полшведкин поддержал ужесточение наказания за сокрытие информации о разливах.
— Вчера попали «Северные ведомости» в самолете. Небольшая выдержка оттуда. Это архивная справка 1943 года Ухтинского НПЗ. По сути — приказ. В ней говорится о том, что двое рабочих — один вольнонаемный, другой заключенный — допустили при заливке резервуара разлив нефти около 500 килограмм. И о тех наказаниях в 1943 году. «Вольнонаемный — объявить строгий выговор и взыскать компенсацию ущерба за 200 кг нефти. Заключенный — арест на 10 суток и взыскать компенсацию ущерба за 300 килограммов нефти и лишить дополнительной пайки на месяц». Вот такие суровые законы по отношению к конкретному лицу были тогда, — рассказал Роман Полшведкин.
По словам чиновника, сейчас изношенность нефтепроводов составляет около 70%, а их модернизация ведется низкими темпами. Именно поэтому Минприроды предлагает принять поправку в закон, которая бы обязывала компании проводить инвентаризацию трубопроводов один раз в три года.
Региональные власти, в свою очередь, также будут помогать нефтяникам во время ЧП. Сейчас создается резервный фонд технических средств и необходимого оборудования для локализации и ликвидации аварий на объектах нефтедобычи, который будет находиться в Усинске. По словам Романа Полшведкина, он будет применяться в тех случаях, когда сил и средств компаний будет не достаточно.
Чиновнику задали вопрос о том, почему Минприроды РК не всегда своевременно реагирует на информацию о разливах.
— Да, просчеты были. И это признается, — не стал выкручиваться Роман Полшведкин.
В заключение заместитель министра оценил подготовленный «Гринпис России» доклад с 17 рекомендациями:
— Давайте будем реалистами. Внести пакет из 17 поправок не получится, потому что есть много вопросов к тем предложениям, которые дает Гринпис в части технической безопасности производственных объектов, в части информирования. Детально надо прорабатывать вопросы с методиками расчета ущерба. По жестким трем-пяти позициям мы имеем вполне схожие взгляды.
С этим мнением не согласился заместитель Росприроднадзора по Коми Исламудин Астарханов.
— В целом мы полностью поддерживаем то видение проблем, которое поднимается и которое продемонстрировало сегодня Гринпис практически по всем 17 пунктам, — отметил сотрудник надзорного ведомства.
Затем слово дали представителю компании «ЛУКОЙЛ-Коми» Александру Баженову. Он рассказал, что затраты компании в 2000-х годах на экологию Коми и Ненецкого автономного округа превысили 5 млрд руб. А за последние четыре года значительно возросли. Нефтяники уже восстановили более 1250 гектаров нарушенных и загрязненных земель и сейчас опережают свой график рекультивации. По программе на 2014-2018 годы запланировано строительство новых полигонов по переработке нефтешламов и увеличение объемов переработки, установка новых труб.
Когда Александр Баженов закончил свое выступление, несколько человек из зала задали ему вопросы, ответить на которые, как оказалось, он толком не смог.
— Тут было сказано, что в Коми 70% трубопроводов устарело. Шла речь о всех компаниях. А у «ЛУКОЙЛа» какой процент устаревших, а, по сути, не пригодных [к эксплуатации] труб? — спросила представительница Гринпис.
— По сути, не скажу. Труба стареет каждую секунду, — начал было уходить от прямого ответа нефтяник.
— А как вы определяете, устарела она или нет? Почему происходят все время разрывы, а вы не заменяете трубы? — настаивала на конкретном ответе девушка.
— Слово «устарело» немножко неправильное. У нас есть программа. В нее включаются 137 километров труб за год только по Усинскому району. Как попадают туда эти трубы?.. — Александр Баженов снова стал говорить общими фразами.
— А можно вопрос. 137 километров... А какой процент изношенности? Чтобы понимать, на каком этапе вы начинаете реконструкцию? — уточнили вопрос из зала.
— Сейчас... — после паузы сказал коллега Баженова.
— Вы же опирались на конкретные данные, когда составлялась программа, — продолжали бомбардировать вопросами сотрудников «ЛУКОЙЛ-Коми».
— Программа составлялась... Туда включаются аварийные участки, которые были выявлены внепланово. Сегодня хотелось сказать, что на 2015 год по программе реконструкции трубопроводных систем около 5% от общего числа трубопроводных, а общее — это 6100 километров, — снова сотрудники нефтяной компании стали сыпать цифрами, не совсем относящимися к сути вопроса.
— Спасибо, ответа я не услышал, — резюмировал Роман Полшведкин. — Надо полагать, что это 80% и выше.
Также представителей «ЛУКОЙЛ-Коми» попросили прокомментировать слова сотрудников Минприроды РК и Росприроднадзора о том, что нефтяные компании скрывают разливы, а их фактическое количество значительно больше, чем на бумаге.
— Информация о нефтеразливах передается, на мой взгляд, в полном объеме, — начал было оправдываться нефтяник, но потом сам же опроверг свои слова. — Признаться честно, не вся информация доходит до руководства компании.
— А почему?
— Мы над этим работаем ежедневно, совершенствуем систему оповещения. Что касается «Усинскнефтегаз», то сотрудники находятся под угрозой увольнения за непредоставление информации.
— Правильно ли я поняла, что рядовые сотрудники не сообщают о разливах своему руководству?
— Такое бывает.
— А почему? Они боятся, что их накажут? В чем несовершенство этой системы?
— Да, возможно, они боятся на местах. Мы занимаемся этой проблемой. Наличие нефти на почве — это результат зачастую действий сотрудников, которые занимаются обслуживанием трубопроводов.
Руководитель комитета по охране окружающей среды Усинска Татьяна Новоскольцева призвала вернуть экологическую экспертизу, которая ранее проводилась перед строительством нефтепроводов.
— Раньше проекты по строительству нефтепроводов проходили у нас, и мы обязательно туда втыкали демонтаж трубопроводной системы. Строишь нефтепровод — демонтируй нефтепровод. А сейчас у нас происходит так: построили нефтепровод... и забываем о нем окончательно и бесповоротно. Труба лежит, гниет и течет. А потом нефтяники бегают и говорят, что у нас нет отказов. Этот вопрос серьезный, — отметила Татьяна Новоскольцева.
В заключение круглого стола Роман Полшведкин заявил, что самые проработанные инициативы Гринпис будет рассмотрены в Госсовете Коми, после чего их направят в Госдуму России. Организаторы мероприятия в течение 10 дней будут принимать предложения от экспертов и населения о поправках в проект резолюции круглого стола.
Читатели «7x7» могут отправить добывающим компаниям письмо с просьбой убрать уже имеющиеся нефтяные разливы и не допускать их впредь: http://bit.ly/1r0c8RU
* * *
РЕЗОЛЮЦИЯ
Круглого стола на тему:
«Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующие вопросы,
связанные с загрязнением окружающей среды нефтью,
нефтепродуктами и другими токсическими веществами при добыче и
транспортировке нефти и нефтепродуктов»
г. Усинск
19 августа 2014 года
Заслушав и обсудив информацию, участники Круглого стола в лице
представителей органов государственного надзора в области охраны окружающей
природной среды, органов власти, нефтяных компаний и общественных организаций,
пришли к выводу о нижеследующем:
— добыча нефти в силу ряда факторов сопровождается значительными потерями
нефти в результате аварий на нефтепроводах, которые могут вести к негативным
экологическим и социальным последствиям;
— проблема нефтеразливов носит системный характер, и ее решение может быть
обеспечено в том числе через совершенствование нормативно-правовой базы,
регламентирующей вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды нефтью;
— существующая нормативно-правовая база имеет ряд пробелов, устранение
которых может создать более четкие условия работы как для органов государственного
надзора, так и для нефтяных компаний, а также создать условия для предотвращения
социальных конфликтов, связанных с загрязнением окружающей среды.
Участники Круглого стола также пришли к выводу о необходимости налаживания
совместной работы между органами законодательной и исполнительной власти
регионального и федерального уровней, общественными организациями с целью
выработки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы,
регламентирующие вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды нефтью,
нефтепродуктами и другими токсическими веществами при добыче и транспортировке
нефти и нефтепродуктов.
Участники Круглого стола также пришли к выводу о необходимости поиска путей
взаимодействия между заинтересованными сторонами с целью оптимального
использования имеющейся нормативно-правовой базы, регламентирующей указанные
вопросы.
В рамках работы Круглого стола Министерство природных ресурсов и охраны
окружающей природной среды Республики Коми в лице его полномочного представителя
заявило о поддержке ряда предложений общественной организации Гринпис России в
части совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы,
связанные с загрязнением окружающей среды нефтью, нефтепродуктами и другими
токсическими веществами при добыче и транспортировке нефти и нефтепродуктов, в том
числе:
— предложение о внесение изменений в статью 237 Кодекса Российской Федерации
от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ в части уточнения правоприменения этой статьи в отношение
сокрытия или искажения информации об авариях на нефте- и газопроводах; разливах
нефти и нефтепродуктов и так далее;
— введения требования комплексных и тактико-специальные учений, а также
тренировок с организациями нефтегазового комплекса по предупреждению и ликвидации
разливов углеводородного сырья до начала эксплуатации опасного производственного
объекта;
— предложение о делегировании отдельных полномочий между органами,
осуществляющими федеральный и региональный государственный экологический надзор.
В свою очередь Гринпис России поддержал ряд предложений Министерства
природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Республики Коми с целью
совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы, связанные с
загрязнением окружающей среды нефтью в части:
— усиления административного наказания за несвоевременное сообщение в
уполномоченный орган о факте попадания нефти в окружающую среду;
— усиления штрафных санкций за невыполнение предписаний по устранению
выявленных нарушений, требований законодательства в области природопользования;
— установления срока заключения договора на оказание услуг по предупреждению и
ликвидации последствий как минимум на 3 года, и с таким аварийно-спасательным
формированием (если не имеется собственного, созданного в установленном порядке),
который имеет квалифицированный персонал и достаточное количество специальной
техники;
— введения требования ежегодной проверки готовности к чрезвычайным ситуациям
с проведением учений к действиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— введение требования осуществлять государственный экологический надзор в
отношении предприятий осуществляющих добычу и транспортировку, переработку и
хранение углеводородного сырья 1 раз в год.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей природной среды
Республики Коми выразило готовность предложить ряд рассмотренных на Круглом столе
рекомендаций для формирования пакета законодательных инициатив от имени субъекта
Российской Федерации для его внесения в Государственную Думу Федерального
собрания Российской Федерации.
Участники Круглого стола рекомендуют направить настоящую резолюцию в
органы исполнительной и законодательной власти Республики Коми для ознакомления и
использования с целью принятия решений по проблеме нефтяных разливов.
И НИ СЛОВА О СТРАХОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВА??? Исламудин, Вы же 7 лет были межрайоным природоохранным прокурором Сыктывкара? Вы же в суде защитили парк на Димитрова? Почему на новой должности мышей не ловите?
Алексей, о страховании было только упомянуто. О том, что вопрос толком не обсуждался, вот тут говорит Владимир Чупров - http://7x7-journal.ru/item/46131
Максим, не могли бы Вы сделать интервью с Исламудином Астархановым? Я несколько раз был у него на приеме, убедил его в том, что Гайзер против Романа Зенищева и, в конце концов, добился обжалования прокуратурой в суде зеницевского разрешения на вырубку Дмитровского парка. Я к тому что Астарханов "держит нос по ветру".