На сегодняшнем заседании правительства Коми обсуждался только один вопрос: взаимодействие органов исполнительной власти с хозяйствующими субъектами при реализации инвестиционных проектов. Работа правительства в этом направлении совсем не удовлетворила временно исполняющего обязанности Главы Республики Вячеслава Гайзера.
Министру развития промышленности и транспорта Коми Андрею Самоделкину Вячеслав Гайзер для основного доклада отвел всего десять минут, хотя докладчик готовился говорить не менее пятнадцати. Поэтому министру пришлось говорить с повышенной скоростью, чтобы поведать все, что он хотел сказать.
Доклад получился в меру оптимистичным и в меру самокритичным. Андрей Самоделкин сообщил, что с 2009 года объемы привлеченных в Коми внешних инвестиций возросли более чем в 2,3 раза, однако в прошлом году по сравнению с предыдущими периодами произошло снижение инвестиций в основной капитал. Их сумма составила 162,6 миллиарда рублей. Снижение произошло из-за завершения наиболее капиталоемких работ по проекту системы магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта», «Ухта — Торжок», на который приходилось около 50 процентов всех инвестиций в республике, а также от недостаточного уровня развития транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, необходимой для начала реализации новых инвестиционных проектов.
В 2013 году значительная часть инвестиций направлялась на транспортную отрасль, что составило 48,2 процента, а также на добычу полезных ископаемых — 38,5 процента от общего объема средств. При этом инвестиции в основной капитал на душу населения по Коми почти в три раза превышают этот показатель в среднем по Российской Федерации и почти в 2,5 раза по Северо-Западному федеральному округу.
Среди муниципалитетов республики первое место по этому показателю занимает Усинск, хуже всего обстоит дело в Койгородском и Корткеросском районах. Андрей Самоделкин напомнил, что с 2013 года ведется работа по внедрению стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ. Чтобы стимулировать привлечение инвестиций на места, министр предложил внедрить аналог стандарта на уровне органов местного самоуправления и распространить соответствующие унифицированные процедуры, механизмы и требования на муниципальном уровне.
По словам министра, в последние годы реализуется ряд мер по стимулированию инвестиционной деятельности. Республиканским законодательством предусмотрены различные формы налоговых преференций для субъектов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты.
Однако в регионе пока не внедрен такой эффективный механизм, как предоставление инвестиционного налогового кредита.
Поскольку в последнее время значительно изменились требования, предъявляемые потенциальными инвесторами к инвестиционным предложениям, Самоделкин считает необходимым обеспечить более тесное взаимодействие научных учреждений с органами исполнительной власти для более глубокой их проработки.
Полный комплект необходимых стандартных правоустанавливающих и разрешительных документов, предпроектную документацию, предварительные исследовательские расчеты и обоснования министр предложил осуществлять с привлечением средств бюджета и инвестиционного фонда.
Выслушав доклад, врио губернатора сумрачно заметил:
— Вся эта инвестиционная работа правительства необходима не для того, чтобы мы фиксировали: сколько денег потрачено на производство и модернизацию. Никому от этого в республике ни холодно, ни жарко. Какая разница, сколько на одного человека приходится вложений — миллион рублей или двести миллионов. Что это дает для экономики республики? Да ничего.
Вячеслав Гайзер выразил недовольство тем, что в докладе не прозвучало: сколько было создано новых рабочих мест, к чему приводит модернизация производства. При модернизации число рабочих мест не увеличивается. Но меняется их структура, уровень квалификации и, наконец, заработная плата.
— Я буду общаться с выпускниками, и что я должен ребятам сказать? Куда им пойти учиться? — задался вопросом врио главы.
Не понял из доклада Гайзер и то, насколько эффективно выстроена система работы с инвесторами. В частности, нет системы работы с оформлением земельных участков под возможные инвестпроекты.
— Все меры, которые у вас прозвучали, что муниципалитеты должны определить какой-то состав… У семи нянек дитя без глазу, — отрубил врио губернатора. — И ничего зазорного нет в том, чтобы учиться у соседей, у которых это удачно реализовано. Велосипед изобретать не надо. Почему в Калуге "шлепают" все эти заводы как пирожки? И я даже не о том, почему именно в Калуге, а почему у них там быстро получается. Да потому, что стандарт работы там давно уже определен. И занимается этим отдельная корпорация, на нее же происходит и землеотвод. Именно она, а не инвестор, отвечает за работу с муниципалитетами, с органами, осуществляющими землеотвод, оформление документов, согласование и так далее.
По словам Гайзера, при такой работе от момента прихода инвестора до запуска предприятия проходит полтора года.
Выслушав еще два содоклада министров архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Валерия Кучерина и экономического развития Антона Фридмана, врио главы заявил, что анализа недостатков работы с потенциальным инвестором он так и не услышал.
— А без этого анализа бессмысленно куда-то двигаться, — констатировал Гайзер. — Будут только метания по каким-то точечным местам, которые по сути своей не будут решать главного: чем мы отличаемся от наших соседей в выгодную сторону. Это нужно для того, чтобы инвестор принял решение прийти именно к нам, а не в Архангельскую область или Пермский край.
"Вий приподнял веки..." Смешно,проснулись.Сколько раз говорили:какие у нас замечательные инвестпроекти,о привлекательности РК для инвесторов...